«Это Гоголь?» «А это кто? Тоже он?», «Какой шумный этот поэт Шиллер, зачем ему портрет жестянщика?», «А это сапожник Гофман или писатель!», «А может это все один Автор?» Множество вопросов рождает спектакль «Гоголь. СПб». Каждый зритель увидит в нем свой художественный ребус, откроет свой культурный код. Именно так работает современный визуальный театр, в котором кроме кукол широко задействован предметный мир и объемная геометрия.
«Гоголь. СПб» – остроумная, мозаичная фантасмагория типов и характеров на фоне непарадного, почти «кукольного» Петербурга.
В спектакле использованы четыре произведения Николая Гоголя: «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Невский проспект». Вместо линейного повествования используются метафоричные ассоциации театра объекта и формы. Это дает зрителю возможность увидеть в произведении, хорошо известном по школьной программе, новые смыслы и неожиданные открытия.
В спектакле два основных действующих лица – Город и Автор-Гоголь. Даже целых два Автора-Гоголя. В авторской раздвоенности раскрывается его творческая многоликость, которую невозможно свести к одной плоской фигуре. Бинарность сценографии вызывает широкую гамму эмоций. Гоголи в спектакле не столько антагонисты, сколько равнозначные собеседники и создатели гениальных историй.
Воплощаясь на сцене пространство «Петербургских повестей» открывает зрителю то свою балаганно-шутовскую, то таинственно-имперскую сторону. Призрачный мир проспекта на Неве освобождается от всех заверенных констант и неопровержимых фактов. Здесь может случиться все, что угодно. Здесь происходит то, что бывает только в театре кукол. "О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!"