ТЕХПОДДЕРЖКА
 
 
 
  • НОВОСТИ
  • СВОИ ЛЮДИ
  • Татьяна Фролова: «Берёте чашечку кофе, выливаете на бумагу, и ваш шедевр готов»
 

Татьяна Фролова: «Берёте чашечку кофе, выливаете на бумагу, и ваш шедевр готов»

 
Кировский художник - о магии портрета, собственном призвании и о желании «покуситься на святое».
 
Автор: Екатерина Алексеева
28 февраля 2017 года, 15:10
 
 
 
В первой персональной выставке Татьяны Фроловой «Вкусы и взгляды» куча открытий. Знакомые, казалось бы, очертания лиц, городов и предметов словно часть другого мира, сплошное волшебство. Из тысяч других предложений эти работы востребованы, заказы поступают из разных уголков нашей страны. И в этом нет ничего удивительного - наследница тандема модельера-конструктора и архитектора пошла в творческий рост. Быстрый, продуктивный и решительный.

Представим, что вы - не связанный с творчеством случайный посетитель выставки Татьяны Фроловой «Вкусы и взгляды». Ваши первые впечатления?

- Вопрос интересный… На самом деле, мне сложно представить себя в качестве случайного зрителя: с детства в музеях как человек заинтересованный, как человек, который рисует. Эта выставка про людей, их характеры, вкусы и мировоззрение, здесь посетитель увидит лица известных людей и портреты незнакомок, возможно, найдёт что-то близкое, созвучное своему настроению, вернётся к своим воспоминаниям, задаст себе какие-то вопросы или даже найдёт на них ответы, а может быть, вдохновится тоже что-нибудь нарисовать.

за работой (3).jpg

Это ваша первая персональная выставка?


- Да, такая большая персональная выставка первая. За плечами совместная выставка с другим художником, также сейчас ряд моих работ на постоянной экспозиции в одной из кофеен нашего города и в интерьере отеля.

Как ощущение?

- Такое (авт. - улыбается)… чего-то нового, что-то наподобие выхода в офф-лайн. Если раньше работы были представлены преимущественно в интернете, где я получала многочисленные комментарии от виртуальных пользователей, то сейчас я вижу обратную связь от реальных людей, кировчан - это приятно!

Сколько времени уходит на подготовку подобной выставки?

- Я узнала о возможности этой выставки в конце лета и в течение полугода собирала работы: появлялось что-то новое, что-то отсеивалось.

Сейчас вы решили, что пришло ваше время показать себя?

- Ну да, почувствовала себя готовой показать то, что делаю, и это удачно совпало с предложением от библиотеки имени Грина. Зачастую художник не сам выбирает, где ему «место и время», ему предлагают, задают вектор, и он уже готовит некую концепцию.

О натурщиках и результате вдохновения

Здесь есть ваша любимая работа?

- Я бы назвала вот эту, на неё меня вдохновила фотография. А вы думали, это натура? С натуры, в основном, я пишу фрукты, овощи — они прекрасно позируют. Они неподвижны и молчаливы, и готовы работать столько часов, сколько нужно, и в любое время (авт. - смеётся). Да и к тому же их потом можно съесть — очень удобно! А портреты людей чаще рисую с фотографии. Я давно хотела нарисовать подобный образ, искала такое освещение. Совершенно случайно, как это всегда бывает, когда мы о чём-то думаем, именно оно и попадается нам в поле зрения, - я увидела ту самую фотографию. Меня сразу вдохновил процесс создания, в принципе, радует и результат. Это редкость, потому что часто многие работы сначала мне нравились, а через месяц-два смотрю на них по-другому... Есть здесь ещё и кофейная работа, которая мне очень дорога. Вот она..

DSC_9182.jpg

Это обложка музыкального диска?

- Да, эта работа была сделана под впечатлением песни Sasha Kas «Портреты». В тексте песни присутствует строчка про кофе, поэтому певица решила обратиться ко мне, когда узнала, что я использую в работах натуральный кофе. Она подумала, что это будет оригинальный ход. Когда работали над идеей обложки, Саша сказала: «Я не хочу навязывать конкретный сюжет, давай я пришлю тебе песню, там такое гитарное соло, как ветер, послушай». И я ставила песню несколько раз, что-то щёлкнуло в голове, и мне захотелось рассказать историю через этот жизнеутверждающий образ. Про готовую работу Саша написала, что это волшебно – героиня угадана.

В отношении техники кофейные работы более трудоёмки, нежели акварельные аналоги?

- Нет, напротив, такие работы получаются даже быстрее, чем в той же акварели. Всё зависит от сложности и формата, бывает, что ковыряюсь с портретом целый день или несколько дней, но обычно работа занимает порядка пяти-шести часов. В этом я — перфекционист: пока мне самой не понравится результат, никому и не покажу (авт.- смеётся). А с кофе работа идёт быстрее, так как нам не нужно выбирать цветовое решение, решаем лишь в отношении света и тени, тональных соотношений, как в технике «гризайль».

А можно рассказать про кофейную «живопись» в двух-трёх словах?

- Берём плотную акварельную бумагу, завариваем кофе покрепче. Сахар, молоко, сливки, мороженое - вот это всё туда не добавляем (авт. - иронично улыбается), пусть будет только насыщенный цвет и аромат. Итак, берёте чашечку кофе, выливаете на бумагу, и ваш шедевр готов!

Готов?

(авт. - заразительный смех) - Понимаете, это же годы тренировок! Вот у вас с первого раза может не получиться, а будете каждый день рисовать - что-нибудь да получится. Шучу, конечно. Здесь всё то же самое, что и с акварелью, только вы ещё наслаждаетесь ароматом!

А вот тут я вижу ваши иллюстрации к книге Оксаны Курушиной…


- Поэт Оксана Курушина предложила мне поучаствовать в создании своего первого сборника психологической поэзии «Сейчас – самый подходящий момент, чтобы жить». Книга интересна тем, что здесь собраны не только стихи, но и психологические упражнения, которые помогут разобраться в жизненных ситуациях. Когда читаешь стихи Оксаны, в воображении сразу рисуется некая картинка — мне было легко и интересно. Кстати, сейчас мне предлагают проиллюстрировать роман о французских уличных музыкантах, которые в итоге добиваются успеха и признания, – это вымышленные герои, но у некоторых из них есть реальные прототипы. Мне кажется, что это тоже будет интересно!

DSC_9217.jpg

О маркетинге, призвании и мастерстве

Когда вы стали рисовать?

- В осознанном возрасте я вернулась к рисованию как к некому способу медитации. А рисовала вообще всегда, сколько себя помню, едва научилась держать карандаш. Рисовали вместе с сестрой, и это было любимым развлечением. Скажем, как для кого-то играть в настольные игры или смотреть телевизор, потому что так принято в семье. Потом, правда, что-то пошло не так: я бросила на время это занятие и с головой погрузилась в маркетинг. Получив среднее специальное образование в этом направлении, с ещё большим энтузиазмом взялась за высшее. Вам наверняка это знакомо, когда ты что-то делаешь-делаешь, словно по инерции, и думаешь: «Так и надо!» Кажется, вот диплом, всё получается, и ты — молодец! Правда, когда я начала работать, поняла: «Это - не моё». Не хочу работать на «дядю», утомляет и коллектив, и подрядчики, и заказчики - постоянный стресс. Тогда я стала искать какие-то способы отвлечься, медитировать, - и начала рисовать просто так, для удовольствия. Ничего никому не показывала. А кто видел, говорили: «Не трать время, это несерьёзно, твой поезд ушёл». Тогда мне было 24 года, к слову, Ван Гог начал писать в 27 лет!

И сразу сели писать портреты?

- Я взялась за то, что мне хотелось больше всего, а именно за портрет. Портрет - сложный жанр, говорят, что нельзя сразу браться за него. А я решила, что можно. Я себе всё разрешила! Ведь право рисовать - это же не право на управление автомобилем, мы получаем творческие права при рождении, просто некоторые забыли об этом. Наступил тот день, когда я настолько осмелела, что выложила свои работы в интернет. Однажды мою работу растащили по пабликам в VK, и я получила много положительных отзывов, так я поняла, что не зря этим занимаюсь и поверила в себя. Ведь на одной критике, допустим, от близких людей, далеко не уедешь, можно сдаться, согласитесь.

Вы родились в талантливой, творческой семье. Царит ли там дух соперничества, некоторая зависть к творчеству и успеху другого или, напротив, вы ощущаете поддержку, признание и видите неподдельный интерес к вашим работам?

- Я бы не назвала это соперничеством. Конечно, у каждого из нас есть более сильные стороны и более слабые. Например, у мамы хорошо поставлен рисунок за время обучения в технологическом техникуме, она замечательный художник-график. И я получаю от неё адекватную критику. Что касается сестры (авт. - Надежда Фролова — известный художник, представитель поэтического авангардизма), то тут вообще никакого соперничества нет, потому что у неё совершенно свой мир, своё видение, своё направление в искусстве. Она никогда не говорит мне никаких критических замечаний, а я не могу критиковать её. Возможно, вы видели её картины, мы в этом плане — совершенно разные люди. Если вы имеете в виду, что она – известный, признанный художник, член Союза художников, то тут дело в том, что я поздно начала, изначально пошла в другую сторону, выбрав образование в другой сфере и не уделяла этому должного внимания.

DSC_9175.jpg

Значит, для вас не важны регалии? Хотите, вот честно, стать заслуженным художником РФ?


- Ну, это такая галочка. Я просто не понимаю, что она даёт и стоит ли на неё тратить силы, стремиться к ней, ведь нужно хлопотать самой, чтобы получить это звание. Мне важнее собственное ощущение того, стою я чего-то или нет.

Какой процент работ рисуется для выставок, что остаётся в столе, а сколько уходит на заказ?

- Большая часть работ, представленных здесь, создана для выставки: я специально выделяла время и писала. Но как правило, портреты рисую на заказ или в подарок друзьям. Сейчас я стараюсь перевести это в своё основное дело. Но такая работа тоже утомляет, даже если она творческая. Поверьте, что не всегда хочется писать портрет; если я чувствую эмоциональное выгорание, тогда рисую для себя, беру другую натуру — овощи, фрукты, цветы, пейзаж.

Натюрморты и пейзажи — это проба пера?


- Мне скучен натюрморт как жанр. Я бы не стала писать месяцами какую-нибудь драпировочку... А вот конкретный объект — это мне по вкусу, это мне нравится. Любой их них может стать портретом: лета, природы, портретом овоща или портретом цветка, у каждого из них тоже свой характер.

У вас есть потолок в творчестве?

- Едва ли вы встретите хотя бы одного художника, который заявит, что достиг своего потолка, вершины мастерства. Я не встречала. Нет предела совершенству (авт. - серьёзно и с вызовом). Мне кажется, что я выбрала такое направление, очень удобное, где процесс образования никогда не заканчивается.

А если в недалёком будущем, вы начнёте рисовать портреты уже с закрытыми глазами? Что тогда?


- Даже если я смогу рисовать с закрытыми глазами, это не станет потолком. Потом я буду учиться рисовать левой ногой (авт. - смеется). Шучу, конечно же нет. Буду пробовать что-то новое и расти в своём направлении, может быть смешивать стили.

О красоте, эгоизме и Энди Уорхоле

Что хотите сказать своими картинами?

- Я стараюсь показать, что мы все разные, но в каждом есть своя красота. Пусть это и звучит несколько эгоистично, но это мои вкусы и мои взгляды. Здесь то, что мне кажется красивым, моменты, настроения, эмоции, которыми хочется поделиться. Не нужно стремиться к какой-то шаблонности в красоте, как это сплошь и рядом мы видим в Instagram - одинаковые брови, густо наращённые ресницы и одинаковые губки уточкой. Каждый из нас может быть в чём-то обаятельным, каждый стремится к счастью, и у каждого оно своё.

Есть у вас любимые техники, любимые течения в искусстве, скажем, сюрреализм, импрессионизм?


- В отношении техники меня больше всего вдохновляют акварелисты. Могу прямо часами смотреть на работы мастеров (авт. - смеется), к примеру, взять работы китайцев, того же Liu Yi, - просто потрясающе! Смотришь и замираешь от восторга. Российский акварелист Илья Ибряев — тоже потрясающий, с удовольствием посетила бы его мастер-класс.

DSC_9162.jpg

Что касается направлений, мне нравятся импрессионисты, постимпрессионисты, реалисты, лирическая абстракция, поп-арт, ботаническая живопись и фэшн-иллюстрация. Люблю Куинджи, нравится Тулуз Лотрек, Энди Уорхола считаю гением. Мне близко всё новаторское, стильное, связанное с дизайном. Также мне очень нравятся современные иллюстраторы. К примеру, наш современник Лёша Курбатов - прекрасный российский иллюстратор, сочетающий традиционные техники живописи с использованием возможностей компьютерной графики. В итоге получается очень стильный дизайн. Или возьмем каллиграфутуризм и его автора Покраса Лампаса, который совмещает каллиграфию, стрит-арт и перформанс. Зря вы задали этот вопрос, я могу долго говорить.
Ну, а вот академическая живопись и академический рисунок мне кажутся скучными. Не в том смысле, что я это отрицаю, напротив, мне даже хотелось бы поучиться…

Не хватает знаний?

- Да, художественного образования у меня нет, я учусь сама, хотелось бы почерпнуть что-то у мастеров. Но вот прямо такой консервативный канонический академизм мне не очень нравится.

Учитесь сами — это как? Методом проб и ошибок?


- Единственный способ научиться рисовать — это рисовать, я так думаю. Рисовать, причём каждый день, набивать руку.

Назовите свой минимум материалов, который вам необходим, чтобы создать работу?

- У меня всегда под рукой скетчбук и карандаш для набросков, зарисовок, но это не станет работой, которую можно будет выставлять. А для создания картины давайте возьмём хотя бы лист бумаги формата А3 и угольный карандаш.

Как думаете, художнику важно быть эгоистом в хорошем смысле слова?


- Что значит - в хорошем смысле? Если вы имеете в виду, что важно не думать о том, что скажут другие люди, то, наверное, «да». А я становлюсь эгоистом, выделяя время на творчество. Иначе говоря, «я про вас не думаю сейчас — я работаю». Ставлю телефон на беззвучный режим, выключаю уведомления в VK и погружаюсь в процесс.

Что вы любите больше всего?

- Путешествия, море и тишину.

Что вы любите больше живописи?

- Музыку, нравятся Pink Floyd, Sting, Земфира. У меня музыка всегда звучит, когда работаю. Но лучшим сопровождением для творчества считаю тишину, жаль её не бывает в городе. А ещё идеально было бы слушать летний дождь, но его ещё долго ждать…

О «звёздном» выборе

Возникает желание попробовать себя в другом художественном направлении?

- Пока нет. Я постоянно добавляю в своё творчество новые материалы, экспериментирую с техниками, но так, чтобы что-то сейчас в корне изменить, пока не было желания. Знаю одного художника, который был реалистом, писал портреты на заказ, а потом раз - и сказал: «Всё, я в этом разочаровался и больше не буду». И он стал писать абстракции, используя эпоксидную смолу, огромные поражающие сознание полотна — настоящие шедевры.

Если бы вам предложили сейчас нарисовать портреты публичных персон на выбор. Первое, что в голову пришло: Путин, Ахматова, Плисецкая, - кого выберете?


- Если бы мне сказали, что проходит некая выставка, на которую необходимо нарисовать Путина, Ахматову или Плисецкую - выберите одного, я выберу последнюю. В ней грация, обаяние, нежность и внутренняя сила, это было бы интересно изобразить в портрете.

DSC_9186.jpg

А кого бы самой хотелось? Вот Джоли, например?

- Да разве что ленивый её не рисовал. И я тоже. Хотелось бы нарисовать Майкла Джексона, но я боюсь…

Чего?

- Вдруг мне не понравится результат. Мне кажется, это такая величина, за которую я пока не готова браться. Есть люди, вокруг которых незримо присутствует некий ореол. Здесь я бы выстроила параллель между рисунком с фотографии и музыкантами, исполнителями кавер-версий. Кто-то оценит лайками: «Круто, мне тоже это нравится, я фанат», а кто-то скажет: «Как ты посмел покуситься на святое?» И у нас есть такое отношение к Майклу Джексону, к Виктору Цою. Я не утверждаю, что здесь не может быть стилизации или какого-то авторского видения, скорее, говорю об уровне мастерства, которого нужно достичь, чтобы схватиться за эту величину. Но когда-нибудь я наберусь решительности, в конце концов, можно никому и не показывать. А ещё сейчас мне пришла в голову идея попробовать нарисовать Константина Хабенского. У него очень выразительное лицо, мне нравится он и как актёр, и как человек. Это было бы интересно.

Об энергетике портрета и культе света

Кто может стать объектом вашего вдохновения - случайный прохожий, любая фотография?

- Не любая. Она должна чем-то цеплять. Как правило, это освещение. Самое притягательное – это игра света и тени. Если я вижу фото, меня в первую очередь цепляет свет, композиция, а уж потом цветовая гамма. Если же мы говорим о человеке, то важен взгляд (авт. - восторженно). Глаза, мне кажется, самое красивое.

Кто стремится попасть на ваши рисунки? Дети, семьи, девушки или молодые люди, которые присылают фотографии своих любимых?

(авт. - улыбается) - Последние. Да, чаще всего это мужчины, которые хотят порадовать свою девушку, жену. Реже пишут сами девушки, заказывают портрет в подарок для своего любимого человека, в таком случае они обычно просят парный портрет — себя и своей половинки. А молодые люди заказывают только портрет девушки (авт. - смеётся).

Часто отмечают точное сходство с оригиналом?

- Да, очень часто. Интересно наблюдать за человеком, который получает свой портрет - он чувствует себя звездой. Кстати, портрет же всегда энергетически мощнее, чем фотография, художник общается не только с заказчиком, но и с моделью через фотографию. Так в течение нескольких часов глаза в глаза невольно вложишь и свою эмоцию, душу. Правда, некоторые говорят: «Вы меня нарисовали моложе, красивее». Это потому, что у всех у нас есть своё представление, часто критическое, о том, как мы выглядим, в зеркале мы видим своё отражение, но оно отличается от оригинала.

Это правда?

- Конечно. А вы вот возьмите половинку своей фотографии, сделайте отражение, а потом соедините эти половинки, и получите совершенно другого человека. Лицо у нас асимметричное. Кроме того, при взгляде в зеркало мы видим лицо, которое просто изображаем. Это то, какими мы себя видим или хотим видеть.

Какого качества должна быть фотография, чтобы вы уловили присутствие души? Вы понимаете, о чём я говорю?

- Да. Если говорить о моменте души, то вероятность уловить её есть при работе с любой фотографией. Если же важно портретное сходстве, то в этом случае качество фотографий очень важно, обычно я прошу несколько качественных фото в максимальном разрешении, крупные планы, ведь я должна рассмотреть черты лица этого человека, как правило того, кого я ни разу не видела в жизни.

DSC_9211.jpg


 
ТЕГИ: живопись, выставки, библиотека имени грина, художники
 
 
 
 
 
Комментариев:  2
 
886
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
КОММЕНТАРИИ: 2
 
 
 
 
Гость
28 февраля 18:43
 
 
Рисунки цепкие, с закорючкой, цепляют. Подписи под ними подтверждают что выражено. Да и вообще и Таня и Надя нашли себя, есть что сказать и им похвала. Да и мне охота акварель заказать.
 
0
ответить
 
 
 
 
 
 
28 февраля 20:51
 
 
Подумаешь, кофе. Вот еще можно фигурно писять на белый снег.
 
0
ответить
 
 
 
 
 
 
Гость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ