Фотоконкурс «650 любимых мест Кирова» Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Автор:
5 апреля 2017, в 09:06
Просмотров: 5879

О взаимоотношениях в театре и специфике местной публики художественный руководитель Кировского драматического театра.

Актёры – люди творческие и эмоциональные. Бывший художественный руководитель нашего драмтеатра Юрий Ардашев за год работы в Кирове так и не смог сработаться с труппой. В начале 2016 года на его пост заступил Константин Солдатов – молодой режиссёр из Калуги, при котором «драма» заиграла по-новому. О том, что стоит за этими изменениями и почему нормальное развитие для Кировского драмтеатра пока является экспериментом – в интервью порталу Свойкировский.

Константин, что вас привело в театр?

– Само увлечение искусством пошло ещё с детства, я родился в столичном городе Баку, где был Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова. Когда я был маленьким, мама и сестра водили меня туда. Кстати, до сих пор помню балет «Щелкунчик», на котором меня тогда впечатлили декорации и настоящее волшебство театра. Кроме этого, я ходил в театральный кружок при лицее, в котором учился. Потом мы переехали в Калугу, где тоже была театральная студия.
Вообще, в детстве я хотел стать милиционером, программистом или театральным деятелем и поступал целенаправленно в Москву. По двум направлениям, юридическому и техническому, я не набрал нужного количества баллов, а вот с ГИТИСом мне повезло. Такой разрозненный выбор профессий был не случаен. Мне всегда нравились точные науки – алгебра и геометрия. Могу сказать, что мне до сих пор приходится решать логические задачи, будучи режиссёром. Они появляются в процессе работы над спектаклем. Мне нравится работать с конструкцией, декорациями, художником, выстраивать мизансцены – здесь эта связь с точными науками и присутствует. Надо сказать, что многие режиссёры пришли из технических профессий.
Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Вы же проработали в Калужском драматическом театре 17 лет. Почему решили переехать в Киров?
– Это мог быть любой город. Во-первых, режиссёры не привязаны к определённому месту, они могут ставить любые спектакли в любых театрах. Кировская «драма» нуждалась в программе развития, поэтому я сюда и приехал. Это такие скучные разговоры, давайте поговорим о чём-нибудь другом? (смеётся).

Отлично, вот вы приехали в Киров, увидели нашу «драму». Какие у вас были впечатления о технической оснащённости и работе труппы театра?
– Мы же все, люди театра, - очень творческие, витаем где-то в облаках, сочиняем себе какое-то другое пространство: замечательный театр, замечательные артисты, замечательная труппа. Все хотят развиваться, получать интересные работы и моя задача - дать это. Но в техническом оснащении театр очень отсталый, он застрял где-то в 1970-х – 1980-х годах. Тут необходим капитальный ремонт. Если посмотреть с улицы, увидите трещину посередине здания и осыпающийся фундамент. И кому эта правда нужна? Поэтому давайте будем думать, что у нас всё прекрасно: заботливые губернаторы, министры, которые очень хотят, чтобы у нас всё хорошо работало.
Например, в театре есть замечательные молодые специалисты, мы сейчас команду обновляем. Здесь молодая команда, которая хочет развиваться, расти и делать интересные вещи.

Вы сказали о программе развития для театра. Что в неё входит?
– В неё входит поэтапное развитие, в том числе, наличие ресурсов, бюджета и так далее. Всё это нам пообещал старый губернатор, а его посадили, уже не знаю, за это или нет. Что будет дальше, не могу сказать, потому как новый губернатор пока ничего не обещает.
О какой программе мы можем говорить в России, если не знаем, что будет через год с рынком, банком и нашими деньгами? Планы есть, например, делать восемь спектаклей в сезон, приглашать к сотрудничеству молодых артистов, набрать целый курс при театре. Пока мы этого не можем, всё упирается в очень большие деньги, которых у нас никогда не будет. Но мы не падаем духом, работаем, каждый день что-то придумываем и выкручиваемся, потому что мы молоды, и счастливы,что молоды!
Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Ещё год назад вы говорили, что собираетесь поменять публику театра с возраста 50+ и сделать «драму» более молодёжной. Вам это удалось?
– Это происходит. Спектакли, которые у нас появляются, приводят новую публику, но многие в Кирове о возможностях драмтеатра ещё не знают. Они знают здание с колоннами на Театралке, но что там происходит – нет. Поэтому наша задача – рассказать о нас всем студентам, это работа на перспективу: молодёжь придёт в театр и будет ходить в него 10-20 лет, приводить сюда своих детей. Взрослые тоже любят «драму», но есть много тех, кого некоторые спектакли отучили от театра. Я общался с людьми, которые говорят: «Мы уже 30 лет не ходим и ещё столько же не будем». Я за такую историю отвечать не могу, потому что когда они приходили сюда, меня ещё на свете не было. Могу отвечать только за год, который здесь проработал: многое удалось, многое – нет.

И что удалось?
– Во-первых, мы поставили восемь разноплановых спектаклей: здесь есть и классика, и современная драматургия, и спектакли малой формы, а также в большом зале, но малого формата. В этом году мы впервые провели открытый урок «3D (Движение. Дорога. Дети!)» – это практически квест, где дети участвуют в судьбе персонажа и могут решать за него, например, идти ему на красный свет или нет. От этого интерактивного спектакля ребята получают невероятное удовольствие, потому что могут выражать свои эмоции, визжать и кричать.
Нам удалось привлечь к работе интересных специалистов в области хореографии, сценографии и музыкального оформления. Наш театр - кладезь профессионалов, но некоторые из них забыли свои навыки, потому что давно их не использовали или просто не верят в свои силы. Я даю им всем проявить инициативу и возможность показать всё, что они умеют. Мне очень важно, чтобы артисты развивались в разных направлениях - и в пластике, и в актёрском мастерстве, и в ораторском искусстве, и в поэзии. 30 марта мы провели вечер «Тайны ремесла», где сотрудники делятся со зрителями своей любовью к поэзии. Это не концерт, нет никакого ведения, артисты просто выходят и читают, а зритель угадывает, Пушкин прозвучал или Пастернак, Мандельштам или Шекспир. На этой площадке помимо артистов выступают современные кировские поэты и музыканты: Михаил Лицарев, Николай Донецкий, Наталья Панишева, Михаил Андрианов, Аглая Соловьёва. Всё действие - в необычном формате, когда зрители сидят прямо на сцене.
Наверное, самое важное для меня в этом году – то, что спектакли «Старший сын» (г. Киров) и «Край» (г. Тюмень) попали в лонг-лист «Золотой маски» (Российская национальная театральная премия и фестиваль – ред.), а также «Жили-были» (Красноярский край) получил три номинации по режиссуре и за лучший спектакль малой формы. Это ещё одно подтверждение, что режиссёры там и там ставят, а потом выясняется, что их постановки попали в важнейшие события, и это очень приятно.
Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Вы говорите об усовершенствовании театра. Что вообще в Вашем понимании популярный современный театр?
– Современный-современный, который не соотносится с нашими колоннами, - это театр, говорящий на одном языке и интонации со зрителем. Ты приходишь в театр и понимаешь: это про меня сегодняшнего. Не важно, на сцене показывают пьесу Шекспира, Островского или Чехова, если я вижу актёров, которые говорят на актуальные темы. Они могут быть даже в каких-то исторических костюмах или париках, но обязательно должны использовать сегодняшний язык. Очень важно понимать, что сейчас волнует людей.
Стал замечать, что взрослые превратились в бабок, которые в соцсетях судачат о жизни, а вот школьникам надоела виртуальная реальность, и они пошли знакомиться с жизнью. Это какой-то абсурд сегодняшнего дня. Это важно на данный момент, и, мне кажется, в ближайшее время появится несколько спектаклей на эту тему.

За последнее время в театре появился более современный репертуар. Экспериментальные «Zолушка», «Жизнь прекрасна» и «Тёмные аллеи Бунина» привели больше людей в драму?
– Безусловно нет, потому что эти спектакли кардинально отличаются от того, что было до этого. Зрители привыкли ходить на определённые постановки, а когда им начинают показывать другое направление театра, они не могут сориентироваться. Поэтому мы рассказываем и стараемся настроить на определённую волну. Не все спектакли пользуются популярностью. Многие зрители просто не понимают, почему именно эта пьеса поставлена в этом театре. А мне очень важно, чтобы актёры работали и с современным текстом. Эксперимент же не только в том, чтобы раздевать всех догола, эксперимент в том, что мы находим разные возможности для проявления мыслей. Чем больше у нас будет этих возможностей, тем быстрее мы избавимся от слова «эксперимент», тогда это будет привычное проявление театра. Здесь молодёжь найдёт что-то своё, пусть это будет более неординарный план, а взрослые увидят неожиданное прочтение классики. Нормальное развитие для Кировского драмтеатра пока является экспериментом.

«Джульетта выжила» – один из первых спектаклей, который проходил под вашим руководством в драмтеатре. Он собирал аншлаги, почему сейчас Вы его не показываете?
– Дело в том, что наш артист заболел, и мы не стали вводить на его роль кого-то другого, потому что не уверены, что всё получится. Спектакль не списан, мы просто ждём выздоровления нашего актёра.

А что сейчас происходит в театре между вами и труппой? Известно, что многим актёрам не по душе современная драматургия с матом и специфичным юмором. Как удаётся прийти к консенсусу?
– У нас нет матов на сцене, а шуточки ниже пояса были ещё до того, как я пришёл работать сюда. Посмотрите спектакли «Он, она, окно и тело», «Клинический случай» и ряд других спектаклей. Мы, знаете, ещё дети по сравнению с теми шутками, которые были на сцене этого театра.
Актёры, бывает, не соглашаются – это нормально. Мы работаем на огромном предприятии, если будем обращать внимание на то, кто чем недоволен, то просто остановимся в развитии. Я стараюсь вовлечь труппу в творческий процесс. Да, кому-то что-то может не нравиться, как и мне может что-то не нравиться, но это не значит, что я должен перестать работать с ними. Вам же, наверное, не нравится начальник или зарплата, но вы всё равно ходите на работу. Это нормальный процесс. Да и почему вы считаете, что артисты должны выбирать - играть им в этом материале или нет? Конечно, мы все творческие личности, но все должны любить друг друга и работать.

В интервью нашему журналисту ведущая актриса драматического театра Наталья Исаева сказала, что «театр губится» и «так страшно ещё не было». Вам удалось её переубедить?
– Она имеет право на своё мнение. Это всё равно, что я буду думать, что наша страна катится в тартарары, а вам будет казаться, что нет – она на волне. У нас мнения могут отличаться? Могут, поэтому всё хорошо. Мы прислушаемся, поймём, что сделали не так. Хотя я считаю, что сезон, который мы провели, был очень продуктивным и полезным для театра.
Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Создание новых спектаклей провоцирует разную реакцию. Насколько важно вступать в диалог со зрителем относительно материала и работы труппы?
– Очень важно. Правда, в последнее время обсуждений давно не было. Но после премьеры спектакля «1825. Запрещённый роман» обязательно сделаем, просто после «Дядюшкиного сна» не было смысла, там всё прекрасно. Мы получаем не только критические отзывы, но и позитивные, адекватные, конструктивные, это важно для того, чтобы формировалось понимание о том, какой зритель к нам приходит. Мы работаем над собой, с мнениями, пытаемся спорить, переубедить, воспринять или оставить так, как есть. Мы не должны закрываться от зрителей, мол, мы творим, и нам плевать, что вы думаете о нас. Поэтому есть разные встречи, обсуждения, например, студенты-культурологи с нами активно работают. Это такой обмен и адекватное развитие театра.
Мы, конечно, не можем целиком трансформировать спектакль после отзывов зрителей, потому что очень сложно кардинально переделать завершённый продукт, а какие-то моменты всё-таки можно подкорректировать. Но когда режиссёр приехал в наш город, поставил спектакль и уехал, а мы взяли и без него обсудили всё и переделали, это некорректно. Тем более сейчас закон выпущен, что режиссёрская партитура незыблема. Это тоже зона авторского права.

Существует мнение, что в каждом городе свой зритель. Кировская публика - она какая?
– Зритель здесь такой же нормальный, как и все остальные. Вспомните свой класс в школе - сколько примерно в нём отличников и троечников. Эта компания однородная и целенаправленная, то же самое и с Кировом. Это такой же город, в котором есть люди, интересующиеся современным театром, есть свои «отличники» и «двоечники». И так в каждом месте, только с разным процентным соотношением. Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но мне кажется, это всё чепуха.

В последнее время ТЮЗ тоже идёт на эксперименты, ищет новые формы. Какие отношения между вашими театрами?
– Хорошие, рабочие и даже партнёрские. Мы делаем какие-то совместные проекты, я стараюсь приглашать их к себе, ходим на лекции, премьеры и спектакли, обсуждаем общие темы, работаем в Галерее Прогресса. Можно сказать, что мы дружим.
Но, безусловно, они наши конкуренты, потому что это один город и в некоторых спектаклях мы пересекаемся по возрастной категории. Знаю массу примеров зрителей, которые ходят в Театр на Спасской, потом приходят к нам и начинают сравнивать. Зритель заинтересован, чтобы происходило больше интересных событий в театрах, на площади, в парках, на улице. Это же меняет город, делает нашу жизнь разнообразнее и интереснее, мы становимся креативнее и понимаем, что в Кирове можно жить, развиваться, рожать детей и строить дома. Есть масса людей, которые уезжают в другие места, но мы можем сделать так, чтобы люди здесь продолжали жить и радоваться.
Константин Солдатов: «Меня убеждают, что кировский зритель простоват, но это чепуха»

Какое-то время Вы работали в столице, потом отправились в Калугу, а теперь и в Киров. Где вы комфортнее себя чувствуете как режиссёр: в большом городе или в провинции?
– Сложно сказать. В столице быстрее доходишь до результата, у людей больше опыта и примеров для подражания. Большая конкуренция и соответственно, если ты не попадаешь в тренд, теряешь своё место. Тебя всегда есть кем заменить, за каждым артистом или режиссёром выстраивается целая очередь желающих работать. А если конкуренция слабая, результатов достигаешь гораздо медленнее.
Я считаю, что от города не зависит качество театров. Мы и в столице можем найти массу театров, которые застыли в прошлом веке, а можем в Кирове найти и создать современный театр.

Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!