Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Алёна Лысова: «Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребенок ударился»

Алёна Лысова: «Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребенок ударился»

Автор:
6 февраля 2017, в 12:33
Просмотров: 3384

Актриса Кировского театра кукол о закулисной жизни.

О чем говорится в статье:
  • О куклах
  • О режиссуре

Куклы известны человечеству с древних времён. Они до сих пор являются не просто обычными игрушками, а идолами, символами и даже самостоятельными актёрами. В Кировском театре кукол имени Афанасьева главные герои спектаклей – обычные куклы, но они способны вызвать у зрителя неподдельные эмоции. Есть миф, что театр кукол - строго для детей. Но это не так, говорит актриса и режиссёр театра Алёна Лысова.

О мистике, скрытых смыслах спектаклей и о том, что заставляет зрителя удивляться – в интервью порталу Свойкировский.

Алёна, с чего началась Ваша карьера?
– В эту среду я будто влетела под колёса поезда, если так можно выразиться. В далеком 1994 году я жила в Воркуте и работала методистом детского садика. А педагог детского сада – и чтец, и жнец, и на дуде игрец, поэтому писала сценарии на праздники и в них же играла. Так получилось, что в наш детский сад водил дочку директор Театра кукол, и однажды он заметил меня, а на следующий утренник позвал с собой главного режиссёра. Они посмотрели на наше «безобразие» и предложили мне пройти пробы в Театр кукол.
Во все времена, тем более у нас на периферии, остро стояли проблемы с актёрами Театра кукол. Это в центральной полосе России много учебных заведений и избыток актёров. Но мне кажется, на хорошего актёра везде спрос большой. Даже несмотря на северные надбавки, зарплаты работников культуры всегда были маленькими, народ не больно и шёл. Сейчас я просто молодая, а тогда была жутко молодая, и дух авантюризма был слишком высок, поэтому решила попробовать. Я наплевала на большие перспективы в педагогической деятельности, которые мне пророчили, потому что меня с детства привлекал театр. Это было моим хобби и в юношеские годы, а тут ещё и куклы, я посмотрела спектакли и прониклась.
В общем, пришла на прослушивание, собрали художественный совет, куда вошли и заслуженные артисты. Я прочитала басню, прозу. И мне вынесли вердикт: возьмут в труппу, если решусь. За три дня я подготовила необходимые документы, уволилась с работы, а через неделю меня ввели в спектакль почти на главную роль, потому что одна из актрис заболела.

Как судьба Вас занесла в Киров?
– Я приехала сюда в 2009 году по приглашению главного режиссера Кировского театра кукол заслуженного артиста России Юрия Евдокимова. Тогда я получала ещё одно образование в Кирове. Всего их у меня три: педагог дошкольного образования, режиссёр-постановщик кукольных представлений и управление культурно-досуговыми учреждениями. Администрация театров всегда подыскивает новые кадры, а так как актёры – люди компанейские, я приезжала в театр, во время отпуска или на сессию, интересовалась, как здесь идёт жизнь. Юрий Евдокимов знал, что я работаю в Воркутинском театре и предложил перебраться сюда. Так совпало, что именно в тот год оба моих ребёнка поступили в Киров учиться. Я вернулась в Воркуту и оказалась одна в трёхкомнатной квартире, мне стало грустно. Тут же позвонила Юрию Евдокимову, он помог решить вопросы с жильём, и через месяц я была уже в Кирове.

Мы неплохо себе представляем будни актёра драматического или современного театра, а что значит быть актёром-кукловодом?
– Всё равно, ключевое слово – «актёр». Умение перевоплощаться и сценические законы никто не отменял, но, помимо этого, ты свои эмоции должен уметь выразить ещё и через куклу. Вся твоя душа входит в руку, которая управляет ей. Передать все свои эмоции через куклу гораздо сложнее. Мне кажется, что некоторые наши заслуженные артисты дадут фору актёрам драмы. Хоть они и владеют искусством перевоплощения, не каждый актёр драмы сможет взять в руки куклу.
Это сложное искусство, может быть, и затратнее материально, ведь в театре живого плана можно сделать спектакль на подборе: в зависимости от среды и эпохи костюмы можно набрать из нескольких спектаклей. У нас, к сожалению, спектакль «Теремок» и «Репка» я не смогу сыграть одинаковыми мышками. Потому что в «Репке» – одна мышь со своим образом, а в «Теремке» – другая. Приходится изготавливать новые куклы и декорации. В этом и сложность, и прелесть искусства театра кукол, потому что все спектакли разные. Они трансформируются со временем, ведь наших детей очень сложно чем-то удивить.
Алёна Лысова: «Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребенок ударился»

Вы уже 27 лет на сцене театра. Как изменилась публика за всё это время?
– Сейчас зритель более неусидчивый, гиперактивный. Это из-за быстрого ритма жизни. Лет десять-двенадцать назад редко у кого был сотовый телефон, а компьютеры только появлялись. Теперь у нас есть планшеты и смартфоны, можно быстро получить информацию, распечатать или увидеть что-то. Я преподаватель и руководитель художественной студии, и замечаю, что, несмотря на этот ритм, дети тяготеют к обычной сказке. Буквально вчера ребята, которые по английски «чешут» не хуже любого студента, внимательно слушали «Сказку о глупом мышонке». Они были спокойны, хотя 45 минут – это теперь испытание для педагога.

К каким уловкам прибегаете в работе на разнопланового зрителя?
– Это обычное актёрское искусство, когда ты «держишь» и чувствуешь зал. Где-то идёт повышение интонации и голоса, а иногда приходится затихнуть, чтобы зритель прислушался. У каждого актёра есть свои приспособления. Либо это приходит с опытом, либо это природный дар.

Как раз об опыте. Возраст для актера театра кукол имеет значение?
– Опыт важен, но возраст - вряд ли. У нас есть великолепные заслуженные актёры, которые отработали по 30-40 лет в театре, а в душе они молоденькие девчонки и мальчишки. Наверное из-за того, что они работают со сказками, их душа молодеет. Да, конечно, мы их называем по имени-отчеству, но они действительно девушки-красавицы, очень лёгкие на подъём и на различные эксперименты, язык не поворачивается назвать их возрастными.
Конечно, рано или поздно приходит время, когда нужно уже уходить со сцены. Мне кажется, это самая большая боль актёра. Я видела, как они прощаются со сценой, рыдают – не потому, что прощаются с искусством, а потому, что больше никогда не выйдут на публику, не ощутят этого адреналина в крови. Поэтому мы стараемся приглашать актёров, которые теперь на заслуженном отдыхе, чтобы они чувствовали наше единство и атмосферу. Я сейчас стала задумываться о том, что со мной будет, когда я буду уходить, жду этого момента с опасением

Если говорить о происходящем на сцене во время спектакля, чувствуете ли Вы сами то волшебство, о котором говорите? Или изнутри всё кажется более обыденным?
– Обыденным точно ни один спектакль не кажется, потому что всё происходящее на сцене уже никогда не повторится. Поэтому искусство театра и называют сиюминутным. На этом же спектакле, только завтра, всё будет совершенно другое: восприятие, настроение актеров, атмосфера и публика.

А часто казусы случаются во время спектаклей?
– Кукла – механизм. Даже если проверяешь перед спектаклем, осечки могут случиться. Например, рука у куклы не выдержит и оторвётся. В такие моменты нужна высокая концентрация, быстро приходится придумывать, как поступить: уйти со сцены, нырнуть куклой вниз или наклониться, чтобы партнеры зацепили тебе эту руку на булавку. Пока куклу «ремонтируют», стараешься заполнить неловкий момент своей импровизацией и выйти из положения.
Ещё бывает, что партнёр забылся и не подал тебе нужный реквизит, тоже ищешь момент, как ему намекнуть и выкрутиться. Это хорошо, когда остальные начеку. Кукольное искусство – партнёрское, нужно, чтобы не было такого, что коллега свой текст оттарабанил и будь что будет. Все включаются: стоит только на кого-то зыркнуть, и к тебе спешат на помощь. Легче в ширмовых спектаклях, когда кукла работает, а ты за ширмой можешь показать мимикой всё, что тебе нужно.

О куклах

Сколько кукол хранится в театре?
– Этого не скажет никто, потому что их множество. В данный момент у нас 43 спектакля в репертуаре, в одном из которых может быть от 3 до 12 персонажей. Многие куклы уже лежат в запасниках театра, так что их не одна сотня.

Где они создаются?
– Все куклы создаются в мастерской при театре. У нас работают замечательные бутафоры, столяры и швеи.

В коллекции театра есть уникальные экземпляры?
– Есть, как и в любом театре. Некоторые вырезаны из цельного дерева, а есть и те, которые делал легенда театра Вадим Анатольевич Афанасьев, их мы храним под стеклом.

Алёна, лично у Вас есть особенные куклы - например, любимая, или та, с которой, наоборот, работать невозможно?
– В этом театре мне нравится Кикимора из «Ну, Морковкин, берегись!». Она очень легкая и пластичная. Я вообще люблю «тростевушки». Да и эта Кикимора близка мне по характеру: проныра с хитринкой, которая старается везде успеть.
А вообще, из любой куклы я выжму всё, что мне надо, заставлю её работать, даже если придётся обратиться к мастеру несколько раз. Все актёры перед началом работы вертят, крутят куклы, чтобы понять, как с ними обращаться.
Алёна Лысова: «Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребенок ударился»

Раньше куклам приписывались мистические свойства. В Театре кукол есть ли какие-то загадочные истории?
– Сложно сказать. Я считаю, что кукол надо любить, иначе они тебе обязательно отомстят. Любая кукла – живая, возьмет и заклинит на спектакле, если ты её бросил, а не повесил аккуратно на гребенку. С куклами нужно обращаться бережно, и тогда они будут покорными.
У меня с детства такое. Когда маленькая я укладывала куклу спать, мама с папой ходили на цыпочках, потому что я могла зареветь, потому что мне «Машу разбудили». Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребёнок ударился. Это не позерство, не игра, это родные дети, их боль чувствуешь.

Есть такое понятие как педиофобия – боязнь кукол. Вы сталкивались с такими людьми?
– Есть дети, которые боятся кукол. Ведь каждая из них – художественное произведение, которое выполняется в зависимости от того, какой у куклы должен быть характер. Не все они няшечки, есть сварливые бабки с длинным некрасивым носом, детям тяжело с такими сталкиваться. Недавно моя дочь, спустя 20 лет, вспомнила, что я как-то принесла домой куклу, чтобы поработать. Вот именно такую сварливую бабку. Эта кукла сидела в комнате. Дочь рассказала, что обходила её стороной, чтобы с ней не столкнуться, потому что очень боялась её.
С другой стороны, есть куклотерапия, которая помогает детям справиться с боязнью выступать на публике или снимает психологические зажимы. Бывает, ребенок выучил стихотворение, а рассказать не может, потому что все смотрят. Даёшь ему в руку куклу, заводишь за ширму и говоришь, что это не ты рассказываешь, а она. И он всё мигом вспоминает.

А у Вас дома много кукол?
– У меня есть свои театральные куклы. Что-то сама делала, что-то дарили, и практически целая комната отведена под них. До них все время пытается внук добраться, но это неприкосновенно до тех пор, пока я не буду знать, что он их не сломает.

О режиссуре

Вы не только актёр, но и режиссёр. В каком амплуа вам комфортнее?
– Да, с 2012 года я режиссёр театра. Мне нравится, что в этом качестве я могу воплотить свои задумки. Обычно ставлю спектакли по своим пьесам и затрагиваю социальные проблемы, которые меня волнуют как маму, члена общества, педагога. Но в то же время понимаю, что ещё не наигралась в куклы.

Как создаётся пьеса и её герои?
– Пьеса начинается с идеи. Например, я хотела показать одиночество и родилась постановка «Кто сказал «мяу»?». Я прочитала одноимённую сказку Владимира Сутеева, где главный герой – любопытный щенок. Предположила, что его принесли домой, оторвали от мамы. Услышав посторонний звук, малыш хотел узнать, от кого он доносится, но все окружающие, которым он задавал вопросы, только огрызались. Щенок остается один - ни братьев, ни сестёр, с которыми он всегда общался. Поэтому всё не позитивно заканчивается: он залаял на кошку, как взрослый пёс, который недавно его обидел. Это меня покоробило, получается, маленькое существо стало жестоким, как и этот мир. А что, если бы взрослые, которым он задавал вопросы, нашли минутку своего времени и разъяснили ему всё? Может быть, он не стал бы рычать?
На фоне этого щенка родилась сказка-пьеса для самых маленьких и не только: мама с дочкой готовят обед, девочка случайно разбивает вазу, а мама в сердцах отправляет её в комнату, где пусто, где она одна. Идея, замысел, волшебство - и в нашей сказке всё заканчивается хорошо.
Алёна Лысова: «Когда падает кукла, у меня замирает сердце, будто ребенок ударился»

Есть спектакль, к которому Вы по-особенному относитесь?
– В прошлом году я сделала спектакль для детей с ограниченными возможностями по зрению, называется он «Подарок для черепашки». Я бы сказала, что он особенный, потому что он для особенных детей. Просто надо было видеть их улыбки, как они прислушивались к каждому действию, старались почувствовать дуновение импровизированного ветра. Они ловили всю атмосферу спектакля, ощупывали кукол, персонажей и декорации.
Я хочу сделать ещё такой спектакль с ребятами из детской студии, чтобы пробудить в них чувство сострадания и сопереживания, научить ценить мелочи.

Вы как-то говорили, что ребёнка обмануть невозможно. Почему?
– У детей интуиция развита больше, они не умеют хитрить. Конечно, к 7-8 годам они приспосабливаются, но остаются искренними. Не зря ребенок к одному человеку идёт, а к другому – нет. Их интуицию практически невозможно обмануть. Устами младенца глаголет истина.

Сейчас в Кирове есть несколько частных и передвижных кукольных театров, какие между вами отличия?
– Хорошо, если в этих театральных студиях работают профессионалы. Я негативно отношусь к ростовым куклам. К сожалению, не видела ни одного хорошего спектакля с их участием: никакой драматургии, прыжки, фонограмма. Я считаю, что любое действо должно иметь тему. В то же время, знаю примеры студий с профессиональными актёрами, которые, например, ушли из нашего театра. Обычная причина – материальная составляющая.

Совсем скоро у Вас пройдёт фестиваль со спектаклями для взрослых. Расскажите о нем.
– Почему куклы не могут показать взрослый спектакль? Они те же самые артисты, изначально Театр кукол был не для детей, а для взрослой публики. И тут мы решили в преддверии Дня влюблённых сделать подарок городу. Когда долгими зимними вечерами некуда пойти, негде встретиться, можно отправиться в Театр кукол. Он доступен для всех, к тому же здесь можно культурно обогатиться.
В программу фестиваля входят три спектакля: «Холодное сердце», «Русская борзая» и «Загадки Турандот».

Никогда не появлялось желания попробовать себя в драмтеатре или в ТЮЗе?
– У меня за 27 лет не раз была возможность уйти. В Воркуте меня приглашали в драмтеатр. Он был достаточно сильный, потому что там работали репрессированные актёры из Питера и Москвы. Меня приглашали на пробы и на работу, но так получилось, что куклы захватили меня, да и с детьми мне нравится работать. Драма сложна тем, что в ней слишком много серьёзности и реальности. Честно говоря, от этого сейчас хочется уйти как можно дальше, и куклы этому способствуют. Ведь в 1970-1980-е люди чаще улыбались, хоть и говорят, что жилось плохо и был застой. Вот с удовольствием вернулась бы в этот застой, где было хотя бы бесплатное образование для детей.
А ещё я считаю, где родился, там и пригодился. Это касается, например, переезда в большой город. В Кирове непаханое поле для деятельности, и пока мне есть, где самовыразиться.

Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!