650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Автор:
31 января 2019, в 16:53
Просмотров: 23841

Если случайный турист попросит вас назвать самые красивые здания Вятки, вы наверняка вспомните замок купца Тихона Булычёва (управление ФСБ), банк Фёдора Веретенникова (Дом офицеров), Серафимовскую церковь, Центральную гостиницу, магазин Клабукова (колледж музыкального искусства им. Казенина). Всё это лишь малый список творений выдающегося вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Сохранился в современном Кирове и его собственный дом. Бывшая усадьба, а в наши дни - многоквартирный дом, находится на Пятницкой, 15. Судя по состоянию здания, наследие Чарушина забыто - усадьба разрушается уже много лет и её дальнейшая судьба весьма туманна. Начиная с 2009 года члены Чарушинского общества и их единомышленники пытаются спасти дом и открыть в нём музей.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем
Архитектор Иван Аполлонович Чарушин и его творения


Где искать дом архитектора

Дом Ивана Чарушина находится в сердце исторической части Вятки - на улице Пятницкой. При жизни архитектора здание было на виду у всего города, так как находилось рядом со значимой городской площадью у храма Иоанна Предтечи. Теперь отыскать его не так-то просто. Подойти к дому можно со стороны улицы Пятницкой (поворот от храма Иоанна Предтечи) или Свободы через проезд у дома №53а.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Проход к дому Чарушина со стороны ул. Свободы

Дом «зажат» между физико-математическим лицеем, коттеджем и частными деревянными постройками. В советские годы его превратили в коммуналку, и в нём до сих пор остаётся жить пара человек, хотя ещё в 2015 году дом признали аварийным.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Трудно представить, что в XIX-начале XX века здесь находилась благоухающая усадьба. Став владельцем дома в 1895 году, Иван Чарушин вместе с супругой Любовью Александровной лично занимались благоустройством. Они разбили шикарный сад, который семья назвала джунглями, построили теннисный корт, каретник, мастерскую и украшенный морскими раковинами фонтан, на который приходил посмотреть весь город. Усадьба простиралась вплоть до улицы Раздерихинской (сейчас - Труда). Большая часть её площади в наши дни находится на территории лицея, в том числе деревья, посаженные самим Чарушиным и его супругой.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

В гостях у Ивана Аполлоновича бывала чуть ли не вся вятская элита: представители рода художников Васнецовых, купцов Лебедевых, художник Николай Хохряков и известный вятский фотограф Сергей Лобовиков. Это был гостеприимный, со вкусом обставленный дом. В 30-е годы советские власти превратили семейный особняк в коммунальные квартиры.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Иван Чарушин какое-то время продолжал жить там с семьёй, а затем и вовсе был вынужден уехать в Ленинград. С тех пор за домом толком никто не ухаживал и постепенно он пришёл в упадок. От былой красоты едва сохранились лишь двери и лепнина.

- Дом оказался в низине, он не проветривается, а попросту гниёт, как ни страшно говорить это вслух, - отмечает председатель «Вятского общества им. архитектора Ивана Чарушина» Светлана Бушмелева.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Иван Чарушин (на переднем плане) на фоне своего дома

По словам директора ООО «Архитектурная мастерская «Линия-Стиль» Лины Геополовой, земельные участки, на которых раньше располагалась усадьба, в наше время и вовсе были поделены с расчётом на то, что дом будет снесен. Однако дом пока стоит. Всего несколько лет назад с него сняли табличку, информирующую горожан, что в доме находится общежитие городского торга. Вместо неё появились две другие. Об истории дома можно узнать из пары строчек на памятных табличках. На одной из них, как говорит Светлана Михайловна, закралась ужасная ошибка. На ней написано, что это дом, «в котором жил И.А. Чарушин», тогда как на самом деле это был его собственный дом.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем


Надежды на лицей

В середине января члены Чарушинского общества собрались вместе с единомышленниками в библиотеке им. Герцена, чтобы обсудить планы по спасению старинной усадьбы.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

На самом деле это далеко не первая попытка реализовать проект. Ещё в начале 2000-х годов архитектор Людмила Безверхова со студентами Архитектурного студенческого центра создала проект реконструкции усадьбы. Затем появилась идея создать в доме Чарушина музей градостроительства и архитектуры с мемориальной комнатой. Планы были амбициозные. В музее должна была появиться портретная галерея архитекторов и строителей, которые работали в Вятке, градостроительные материалы Хлынова, Вятки и Кирова, макеты старинных и будущих зданий в городе. Музей мог бы стать архитектурным центром постоянной градостроительной выставки города (новый генплан, микрорайоны, проекты застройки, зданий, сооружений и благоустройства). Предлагалось проводить в здании градсоветы, конференции, круглые столы.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

В 2011 году члены общего собрания Кировского отделения Союза архитекторов России отправили письмо с изложенной в нём концепцией главе города Кирова Владимиру Быкову. Однако в ответ получили лишь отписку. В 2012 году судьба дома обсуждалась на научно-практической конференции «Иван Аполлонович Чарушин. Архитектура на рубеже XIX-XX вв.». Губернатор Никита Белых тогда заявил:

- Правительство Кировской области готово обсудить предложения архитекторов Вятки и почитателей творчества Ивана Аполлоновича по восстановлению родового дома великого архитектора в качестве музея.

В том же году была достигнута предварительная договорённость с Союзом строительных организаций, члены которого были готовы взяться за восстановление дома. Но даже в 2017 году, в год 155-летнего юбилея архитектора Чарушина, дело существенно не продвинулось.

С домом связано много нерешённых проблем. Во-первых, в нём до сих пор проживают несколько человек, часть жилых помещений - муниципальные, часть - приватизированные. Расселить этот дом по планам должны не раньше 2021 года. К этому времени он может разрушиться ещё сильнее. Во-вторых, бОльшая часть бывшей усадьбы находится на территории физматлицея. Однако именно в этом соседстве участники Чарушинского общества и их единомышленники видят возможный путь к её восстановлению.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Кировский физико-математический лицей и вид на дом Чарушина со стороны музея

На мозговом штурме в Герценке было предложено включить лицей в развитие музея Чарушина и сделать образовательное учреждение своеобразным драйвером развития территории бывшей усадьбы.

- Не стоит затрагивать весь учебный комплекс, а ограничиться территорией, которая относилась к усадьбе. На ней можно разместить малые архитектурные формы и иные постройки, которые могли бы как-то обозначить усадьбу на территории школы, плюс провести озеленение, - предложил участник собрания Андрей.

Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем

Директор Кировского физико-математического лицея Михаил Исупов рассказал порталу Свойкировский, что члены инициативной группы к нему пока не обращались, но он готов поддержать начинания, связанные с усадьбой.

- Усадьба у нас прямо под боком основного корпуса, - говорит Михаил Васильевич. - На нашей территории частично располагался сад Чарушиных. Правда, сада уже нет. Если будут какие-то интересные предложения, мы только «за». Несмотря на то, что у нас физматлицей, наши ученики интересуются историей. Какие-то мероприятия по облагораживанию территории, совместный субботник, экскурсии или может быть даже исследовательские работы по изучению жизни и деятельности Ивана Чарушина, мы готовы провести.

По-прежнему заинтересован в доме Чарушина и Союз строительных организаций, рассказала Лина Геополова. Однако расчётов, сколько именно нужно денег и на какие работы, пока нет. До начала марта будет создана рабочая группа, члены которой продолжат разработку концепции развития территории бывшей усадьбы.


 
Все соцсети
Комментарии
21
 
Комментарии (21)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 17:35
Если станут реставрировать, то нужен ли городу очередной новодел? Снесли бы дом, что б не мучался. И скверик разбили бы, да кто ж дат его разбить.((
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 17:36
даст*
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 17:41
На собрании обсуждали, что, возможно, спасти дом не удастся и надо будет восстанавливать по-другому. Лично мне хочется верить в лучшее. Дом не настолько плох, в России и не такие реставрируют. Сквер там получился бы крохотный, дом занимает очень небольшую площадь, вокруг довольно плотно всё застроено
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 17:54
А жителям Кирова нужен этот дом в качестве музея? Они Чарушина и его архитектуру ценят вообще? Для обывателя же это всё - ерунда, зачем, кто, что это такое всё? Ему денег надо, жить, ещё что-то, а тут какой-то Чарушин, от его домов ни холодно, ни жарко обычным горожанам, потому что они все в чужой частной собственности. Чарушин своим, межсобойчику интеллигентов вятских неких нужен и всё. Вон дом Витберга - что в нём сейчас? Я в нём лазил, когда он развалиной был, а сейчас, знаю, что новодел, что там ничего интересного нет для меня. Это как тупые музеи мороженного\шоколада\шляп.. - дешёвка! Дом Чарушина - то же что в нём интересного может быть внутри и почему я должен его архитектуру ценить городскую, только лишь потому, что других архитекторов у нас не было, был бы другой - другого ценили бы?
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 18:02
Даже спорить с вами не хочется...
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 18:18
А, вы ж истфак закончили... Но где вы видели у жителей повальное увлечение историей? Для этого нужно время\образование и желание узнавать. Поначалу - да, столько всего таинственного, а сейчас к гуглу обратись и всё он ответит. Кто хочет - обратится. Накопились некие знания по истории и из неё вырос, не интересно. Конечно, что-то сохранить от 19-20 веков ещё есть шанс, но вон проходную КРИНа кажись разобрали, так вы хоть фамилии скажите, кто именно исторически важное здание разрешил или указал сломать? Кто именно у нас вандал? И у общества такой запрос имеется к журналистам, и к властям запрос - наказать варвара? Да не сказал бы.
Так что всё спорно, и спорить, правда, не хочется. Люди у нас такие.. Кому за 40. Ну и малолетки тоже.. такие же.
В Кирове урок Городской истории должен быть, где история города, архитектура города, видные люди города должны изучаться, а потом на практике ты, после школы, ощущать бы себя стал частью живого города и той череды поколений вятчан\кировчан, живших и живущих здесь. А пока этого нет - людям пофиг.
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 19:41
Так как вы все-таки считаете, отсутствие такого запроса - это правильно? Краеведение в школах пока еще есть, хотя я не сказала бы, что оно формирует какие-то запросы, не те объемы знаний, да и качество преподавания тоже, и изучается фактически в отрыве от отечественной истории, а та - от мировой. Сейчас учителя боятся детей в город вывести из принципа "как бы чего не вышло", на них же все повесят. Впрочем, это уже другая история.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 20:41
Имеете ввиду запрос от общества к власти найти и покарать варвара? Если это, то скажу так.. Точнее, спрошу, правильно будет или неправильно относительно какого Свода Правил? Мы же не имеем.. культуры национальной, как мерила поведения нашего. Рынок сейчас. И общественного договора нормального нет, так как закон, что дышло.. И эпоха перемен, эпоха прекариата.. кто за стабильность и сохранение культуры должен отвечать: подвижники от науки и рядовые работники культуры или на госуровне охрана культуры должна быть? Людям что: они сегодня здесь, а завтра - в Москве, 5 дней в неделю работа, 2-3 часа в будни свободного времени на себя, а ещё дети, когда уж тут думать о том, за что должно министерство культуры отвечать и кто-то там за это зарплату получает? На людей сваливать всё - это так по-российски: Лиза-алерт вместо поисковиков полиции, ночной патруль вместо полиции, пожарные дружины добровольные вместо пожарных.. Но вот пусть вы сказали: "хочу, что бы отреставрировали дом и превратили в музей". Реакция русских властей будет какая-то? Да нет конечно, мало ли чего вы хотите. Да даже если вас выйдет 100 человек на митинг за то, что бы опубликовать фамилию варвара, или за сохранение дома, то власти, если их карьере ничего не угрожает, вас проигнорируют. Слишком много разных нюансов. Российский город 2018 года образца с жителями - если он туризмом и культурой не кормится, там на культуру плевать, в первую очередь, властям.
Ну а я лично думаю, что общество и культура - гнилые, мораль - гнилая, ценности - не те, онтологии - нет у людей иной, кроме рыночной, и ничего не поделать, город наш станет потихоньку продолжать меняться, одно сохранят, но сто - утратят. Люди потом может изменятся, но материальное культурное наследие и мемуары вероятные утратят безвозвратно или не обретут.
Да и многим думать надо, как детей накормить, а не о культурном наследии бедовать. Люди с их заботами в моменте сами для себя важнее выходят, чем историческое наследие ветхое.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 20:50
вообще, эпоха меняется, тип экономики, а значит и производства и инфраструктура - меняются, и всё это в пределах границы города происходит, городу ничего не остаётся - как перестраиваться, сносить что-то, дороги переносить. Сам по себе город, как в "Граде Обреченном", не достраивается и жители не переходят с одного места на другое, так, что бы позади оставались километры заброшенного старого города. Культура и политика меняется. Что-то самое ценное сохранят, а остальное - под снос. Надо было в 20-е годы всю Вятку, как центр культурного наследия религиозного - сохранять, а производства и жильё выносить из исторического центра на запад от города - тогда бы жили мы сейчас в прекрасной культурной среде.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 января 2019, в 23:40
двадцатиэтажечка им. чарушина так и просится.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 февраля 2019, в 11:23
Помните, как один архитектор, явно для прикола, а не всерьёз, предложил опустить статую Ленина под землю. Какой гвалт поднялся (как так? это же наша история!) с пеной у рта орали защитники. Вот это для них история. А настоящая история для них ценности не имеет, гниёт, ну и пусть гниёт. Рухнет - на этом месте построят очередной музей шоколада. Так что же делать, если в нашей стране за 20 век нормальных людей вывели. А наследников марксизма-ленинизма история не интересует, а уж, тем более, архитектура. Они вообще смутно представляют, что это такое. Пройдёт ещё 100 лет и, может быть, появятся люди с другими взглядами. Они не могут появиться сразу, из ничего. Для этого нужно много времени. А за это время временщики всё развалит, сожгут, снесут. Разве есть способ их остановить? Я не вижу!
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 1 февраля 2019, в 11:36
Помню про Ленина. Идея позабавила, хотя я не знаю, как вообще к ней можно было отнестись всерьез)) Понятно ведь, для чего такой проект создавался. Всх памятники лениным, сталиным и дзержинским и т.п. можно собрать в одном месте, как делают в Европе и странах СНГ. И место интересное в городе, и разрушать ничего не нужно.

В сохранении дореволюционного наследия всё у нас делается малыми силами энтузиастов, на них пока вся надежда. Вот Том Сойер Фест получился же, пусть и не беспроблемно.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 24 сентября 2019, в 16:28
поясните Том сойер Фэст и внутри здания восстанавливают или только снаружи косметический ремонт сделали - и хорошо. А что жителям жить дальше в таких полу разрушенных домах-уже не важно.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 27 декабря 2022, в 13:32
Уже 30 лет нет марксизма, а что в городе хорошего построили: одни корявые многоэтажные курятники во дворах.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 февраля 2019, в 17:09
Уж не те ли пальмы, что стояли в герценке ??
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 28 февраля 2019, в 17:46
В [ой]ипецкую пирамиду его замуровать, чтоб вечно и бесконечно!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 июня 2020, в 12:39
Согласен, но не во всём.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 декабря 2021, в 09:46
"В старинных зданиях дух времени живет!".Об этом надо помнить, если говорить НЕ О СНОСЕ, а О РЕСТАВРАЦИИ дома Чарушина.Много пишут и говорят о туристической привлекательности региона, а что конкретно сделано для СОХРАНЕНИЯ дома Чарушина и создания там дома-музея архитектора и музея городской архитектуры?Есть проект создания там музея.А дальше что?Думаю, надо почаще теребить власти по этому вопросу.Не согласна с высказыванием, что жителей не интересует история города.Посмотрите, сколько людей приходит на экскурсии "Пешком по Вятке"!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 февраля 2022, в 14:05
Вот на данный момент что происходит некогда с значимым домом сейчас, думаю что спасать его никто не будет
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 февраля 2022, в 14:16
продолжение фотографий
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 25 апреля 2023, в 07:59
Меня удивляет, что даже к юбилею города не планируется восстановление усадьбы Чарушина и создания там музея.Проблем в городе много, но усадьбу необходимо спасти!
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!