Обзор классического киберпанковского рассказа «Джонни-Мнемоник» Уильяма Гибсона от кировчанки Александры Малыгиной.
В 1981 году в журнале Omni публикуется «Джонни-Мнемоник» Уильяма Гибсона. Это один из его первых и самых знаменитых рассказов. В 1995 году на экраны выходит одноимённый фильм с Киану Ривзом в главной роли. Сюжет картины основан на рассказе, но во многом отличается. Гибсон несколько раз кардинально переписывал сценарий, чтобы адаптировать «Мнемоника» под голливудские стандарты. В итоге от оригинального сюжета практически ничего не осталось. История стала гораздо масштабнее и добрее.
В рассказе действие происходит в 2021 году. Уровень компьютеризации достиг невероятных высот. Даже связные-мнемоники перевозят тайную информацию не на примитивных дисках, которые легко взломать или украсть, а в своих же мозгах, куда не влезешь без случайным образом созданного кода-ключа, известного только отправителю и получателю. Объём информации, которую способен перевозить Джонни – целых 80 гигабайт, максимально возможный – 160 гигабайт. Для 1981 года это просто немыслимые цифры!
Рассказ содержит все главные черты придуманного Уильямом Гибсоном мира. В дальнейшем их часто переиначивали в других произведениях жанра фантастики, как я думаю, в извращённом виде. Постоянно замечаю это как в хорошо продуманных историях, так и в паршивых. Сейчас почти не встретишь фильм, где не было бы чего-то из перечисленного. Тут вам и мафия, и корпорации, и чёрный рынок, полный опасности город, навороченные технологии, импланты, хаос, зависимость от веществ, управление сознанием, тотальная слежка – вот краткий список того, что описано в «Джонни-Мнемонике» и уже давно сбылось. Главным ресурсом являются две вещи – деньги и информация. Оглянитесь, сейчас это уже не фантастика. Разве что, кроме карты памяти в голове. Пока что.
Уильям Гибсон утверждал, что снятый Робертом Лонго фильм и прокатная версия – это как небо и земля. По его же словам, на киностудии вырезали 90% роли Дольфа Лундгрена. Он там играет фанатичного священника и, в придачу, кровожадного наёмного убийцу. Действие фильма начинается в «типичной азиатской стране», затем сменяется более привычным постапокалиптическим пейзажем в американском городе Ньюарк. В рассказе – сразу же с описания маниакальной и педантичной манеры героя всё просчитывать и искать пути отхода. Спортивная сумка, в ней заряженный обрез и носки – наш Джонни готов. Кстати, в японском прокате, где картина вышла раньше, чем в Штатах, специально добавили несколько сцен с участием азиатов. В итоге фильм провалился, но для любителей киберпанка стал значимым событием.