650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Анатомия ремонта. Почему в Кировской области нет нормальных дорог

Автор:
27 октября 2016, в 16:55
Просмотров: 3830
  • Что случилось?

    26 октября региональная группа общественного контроля за ремонтом дорог подвела итоги своей полугодовой работы. На уровне эмоций деятельность структур, ответственных за состояние улично-дорожной сети в Кировской области, была оценена общественниками как «халатность» и «ковыряние в носу». На формальном уровне эти оценочные суждения вылились в длинный перечень претензий и целый список рекомендаций.

  • Кто такие общественные контролёры, и почему их мнение важно?

    Группа общественного контроля за ремонтом дорог была создана при региональной Общественной палате весной 2016 года. Её сформировали, чтобы проследить, насколько эффективно областные и муниципальные власти потратят почти миллиард рублей, дополнительно выделенный из федерального бюджета на ремонт кировских дорог. В неё вошли члены ОПКО, представители общественных организаций, независимые эксперты и просто активные горожане. Контроль общественники вели на всех этапах дорожного ремонта – от стадии конкурсных процедур и заключения контрактов до выполнения ремонтных работ, их приёмки и исполнения гарантийных обязательств.


    Всего за сезон члены рабочей группы проанализировали около 150 госконтрактов и осуществили более 110 выездов на ремонтируемые участки дорог в Кирове и области. По итогам всей этой работы был составлен шорт-лист главных причин, по которым в Кировской области до сих пор нет хороших дорог.


  • Причина первая: Отсутствует конкуренция на торгах

    Большинство конкурсных процедур по ремонту дорог организованы так, что на них чаще всего заявляется только один подрядчик – МУПП «Гордормосстрой», который в итоге и получает заказ. На долю этого предприятия приходится около 87% всех заключённых контрактов. ГДМС, выиграв торги, передаёт работы субподрядчикам.


    Формально, отмечают активисты, все требования законодательства соблюдены, но фактически конкуренции не существует. Например, администрация Кирова при проведении многих закупок объединяет в один лот работы на нескольких участках улиц, что увеличивает начальную цену контракта, ужесточает обеспечительные меры и ведёт к ограничению количества потенциальных подрядчиков. При этом размер обеспечения заявок почти всегда устанавливается максимальный из возможных. Например, чтобы получить контракт на 150 миллионов рублей, подрядчик должен внести более 45 миллионов рублей в качестве обеспечительных мер. Сроки оплаты выполненных и принятых работ составляют минимум 60 дней – не каждому подрядчику по силам жить в долг столько времени. Всё это фактически отсекает малый бизнес от участия в торгах по ремонту дорог.
  • Хорошо это или плохо?

    Однозначного ответа нет.


    Одни члены рабочей группы считают, что если разбивать объём работ на мелкие лоты и устанавливать минимальные обеспечительные меры, возрастает риск демпинга и появления недобросовестных подрядчиков. Директор ООО «Грей-Строй» Александр Булдаков говорит, что отдавая контракт крупному предприятию, да ещё подконтрольному муниципалитету, чиновники просто перестраховываются. Ведь ГДМС, в отличие от мелких подрядчиков, в случае некачественно проведённого ремонта не растворится в воздухе, а худо-бедно исполнит свои гарантийные обязательства.

    Другие контролёры отмечают, что при такой порочной схеме контракты практически не падают в цене. Член регионального штаба ОНФ Константин Ситчихин приводит статистику: по 150 миллионам отыгранных контрактов экономия бюджетных средств составила всего 7 (!) тысяч рублей.
  • Причина вторая: Заказчик не заинтересован в качественном ремонте

    Не то чтобы муниципалитетам плевать, как уложат асфальт на их улицах. Скорее просто нет мотивации, чтобы контролировать подрядчиков должным образом. Проявляется это всё в той же конкурсной документации, отмечают активисты.


    Во-первых, нет единых гарантийных сроков на работы по ремонту дорожного покрытия. Анализ контрактов показал, что муниципалитеты устанавливают на одни и те же виды работ разные гарантийные сроки – от двух до восьми лет. В Кирово-Чепецке, например, где работу чиновников в сфере дорожного ремонта общественники посчитали наиболее близкой к эталонной, гарантия на все виды работ составляет четыре года, а в Кирове этот срок может варьироваться от 6 до 36 месяцев в зависимости от видов работ.


    Во-вторых, – и это все члены рабочей группы посчитали нонсенсом – в Кирове во всех случаях выявление недостатков в течение гарантийного периода возложено не на заказчика, а на подрядчика. То есть сам исполнитель должен оценивать качество своей работы и решать, где дорогу уже пора подремонтировать, а где и так сойдёт.


    В-третьих, качественному ремонту не способствует сама техническая и конкурсная документация, составители которой в большинстве своём не утруждают себя подготовкой дефектных ведомостей, а иногда допускают и откровенные косяки. Например, в Верхнекамском районе сметчики не предусмотрели работы по устройству основания дорожного полотна, а в Кирове местами «забыли» заложить в смету устройство обочин, отсыпку съездов и укрепление площадок остановок общественного транспорта. Это говорит о низкой квалификации специалистов муниципалитетов, ответственных за планирование ремонта улично-дорожной сети.


  • Может быть, это просто сметчики непутёвые, а в остальном всё хорошо?

    Нет, к остальным так же есть вопросы. Как следует из отчёта рабочей группы, в прочих моментах ответственные лица в администрациях тоже не проявляют особого рвения. Например, контролёры выявили случаи, когда при ремонте участок дороги не перекрывался полностью, и автомобилисты продолжали двигаться по только что уложенному асфальту. Предложения активистов к мэрии Кирова привлечь для этих целей сотрудников ГИБДД ни к чему не привели.


    Другой пример – несогласованность действий между дорожниками и ресурсоснабжающими организациями при планировании земельных и дорожных работ. В частности, микрорайон Радужный, где в ноябре ради ремонта теплотрассы МУП «Водоканал» собирается сломать новый асфальт на проспекте Строителей, уложенный всего три месяца назад.


    И, наконец, такой важный момент, как претензионная работа в гарантийный период, которую в большинстве своём муниципальные власти ведут либо очень вяло, либо вообще не ведут. По оценкам рабочей группы, здесь можно похвалить только Кирово-Чепецк, который сумел через суд добиться от подрядчика устранения дефектов дорожного покрытия незадолго до окончания гарантийного срока. Казалось бы, прямая обязанность чиновников, а воспринимается уже как прецедент.

  • Да ладно, подрядчики тоже хороши. Сколько уже примеров было, как асфальт в лужи укладывали.

    Не без этого. Зачастую в Кирове активистами выявлялись факты некачественного выполнения ремонтных работ. Как признаёт один из членов рабочей группы, секретарь региональной Общественной палаты Андрей Усенко, общественные контролёры ориентировались на собственное представление о том, как это должно быть, а также привлекали специалистов ВятГУ, компетентных в дорожной тематике. В результате были вопросы как с точки зрения технологии работ, так и качества используемых материалов.


    Например, после фрезерования на дороге оставались ямы и выбоины, асфальтобетонная смесь укладывалась на основание, не очищенное от грязи и пыли, а при обработке нижнего слоя жидким битумом не промазывались края и стыки. Укрепление обочин и отсыпка съездов после ремонта проводились не сразу, так же как и устранение выемок после отбора проб. Однако всё это опять же является следствием слабого контроля со стороны заказчика, который фактически заключается только в приёмке работ на месте ремонта и подписании акта.


    «Главный вывод, к которому мы пришли по итогам нашей работы, это отсутствие должной координации между всеми участниками дорожного ремонта, – подытожил Андрей Усенко. – Каждая структура действует только в границах собственных компетенций, единой заинтересованности в том, чтобы средства на ремонт дорог расходовались грамотно и эффективно, мы не увидели».


  • И что дальше?

    Члены рабочей группы разработали список рекомендаций, которые в ближайшее время будут разосланы во все инстанции, отвечающие за ремонт дорог, включая правительство региона, муниципалитеты, Дорожный комитет Кировской области, ГИБДД и прокуратуру. Предлагается полностью реформировать систему, чтобы у местных администраций была мотивация проводить качественный ремонт, а не просто осваивать выделенные на него средства. Какой будет эта система мотивации и как её внедрять, выяснится опять же по результатам широкого обсуждения с общественностью.

  • А что с голосованием за ремонт дорог? Оно имеет смысл?

    Как известно, в этом году Общественная палата проводила на своём сайте опрос среди кировчан: какие улицы нуждаются в ремонте дорог в первую очередь. И если весной голосование шло за варианты, предложенные муниципалитетами, то осенью жителям области дали возможность самим предложить дороги для голосования.


    Опрос начался 1 сентября и продлится ровно два месяца. Уже сегодня кировчане предложили более двухсот вариантов. Из них только пять улиц, набравших наибольшее количество голосов, будут рекомендованы муниципалитетам для включения в план ремонта на следующий год. Пока в списке лидеров значатся проспект Строителей, улица Комсомольская (от улицы Пугачёва до Октябрьского проспекта), улица Конституции в микрорайоне Радужный, автодорога Киров – Русское – Костино – Бошарово и улица Центральная (от улицы Дзержинского) в посёлке Ганино. Все они набрали более сотни голосов. Всего же участие в опросе приняли около трёх тысяч человек.


    При этом в Общественной палате признают, что выборка в три тысячи человек не будет репрезентативной, и результаты голосования нельзя считать списком самых ужасных дорог региона. Поэтому в будущем планируется изменить систему голосования. Пока же этот опрос предлагают воспринимать просто как инструмент для повышения гражданской активности.

    Комментарии (17)
 
Все соцсети
Комментарии
17
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
 
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!