26 октября региональная группа общественного контроля за ремонтом дорог подвела итоги своей полугодовой работы. На уровне эмоций деятельность структур, ответственных за состояние улично-дорожной сети в Кировской области, была оценена общественниками как «халатность» и «ковыряние в носу». На формальном уровне эти оценочные суждения вылились в длинный перечень претензий и целый список рекомендаций.
Группа общественного контроля за ремонтом дорог была создана при региональной Общественной палате весной 2016 года. Её сформировали, чтобы проследить, насколько эффективно областные и муниципальные власти потратят почти миллиард рублей, дополнительно выделенный из федерального бюджета на ремонт кировских дорог. В неё вошли члены ОПКО, представители общественных организаций, независимые эксперты и просто активные горожане. Контроль общественники вели на всех этапах дорожного ремонта – от стадии конкурсных процедур и заключения контрактов до выполнения ремонтных работ, их приёмки и исполнения гарантийных обязательств.
Всего за сезон члены рабочей группы проанализировали около 150 госконтрактов и осуществили более 110 выездов на ремонтируемые участки дорог в Кирове и области. По итогам всей этой работы был составлен шорт-лист главных причин, по которым в Кировской области до сих пор нет хороших дорог.
Большинство конкурсных процедур по ремонту дорог организованы так, что на них чаще всего заявляется только один подрядчик – МУПП «Гордормосстрой», который в итоге и получает заказ. На долю этого предприятия приходится около 87% всех заключённых контрактов. ГДМС, выиграв торги, передаёт работы субподрядчикам.
Однозначного ответа нет.
Не то чтобы муниципалитетам плевать, как уложат асфальт на их улицах. Скорее просто нет мотивации, чтобы контролировать подрядчиков должным образом. Проявляется это всё в той же конкурсной документации, отмечают активисты.
Во-первых, нет единых гарантийных сроков на работы по ремонту дорожного покрытия. Анализ контрактов показал, что муниципалитеты устанавливают на одни и те же виды работ разные гарантийные сроки – от двух до восьми лет. В Кирово-Чепецке, например, где работу чиновников в сфере дорожного ремонта общественники посчитали наиболее близкой к эталонной, гарантия на все виды работ составляет четыре года, а в Кирове этот срок может варьироваться от 6 до 36 месяцев в зависимости от видов работ.
Во-вторых, – и это все члены рабочей группы посчитали нонсенсом – в Кирове во всех случаях выявление недостатков в течение гарантийного периода возложено не на заказчика, а на подрядчика. То есть сам исполнитель должен оценивать качество своей работы и решать, где дорогу уже пора подремонтировать, а где и так сойдёт.
В-третьих, качественному ремонту не способствует сама техническая и конкурсная документация, составители которой в большинстве своём не утруждают себя подготовкой дефектных ведомостей, а иногда допускают и откровенные косяки. Например, в Верхнекамском районе сметчики не предусмотрели работы по устройству основания дорожного полотна, а в Кирове местами «забыли» заложить в смету устройство обочин, отсыпку съездов и укрепление площадок остановок общественного транспорта. Это говорит о низкой квалификации специалистов муниципалитетов, ответственных за планирование ремонта улично-дорожной сети.
Нет, к остальным так же есть вопросы. Как следует из отчёта рабочей группы, в прочих моментах ответственные лица в администрациях тоже не проявляют особого рвения. Например, контролёры выявили случаи, когда при ремонте участок дороги не перекрывался полностью, и автомобилисты продолжали двигаться по только что уложенному асфальту. Предложения активистов к мэрии Кирова привлечь для этих целей сотрудников ГИБДД ни к чему не привели.
Другой пример – несогласованность действий между дорожниками и ресурсоснабжающими организациями при планировании земельных и дорожных работ. В частности, микрорайон Радужный, где в ноябре ради ремонта теплотрассы МУП «Водоканал» собирается сломать новый асфальт на проспекте Строителей, уложенный всего три месяца назад.
И, наконец, такой важный момент, как претензионная работа в гарантийный период, которую в большинстве своём муниципальные власти ведут либо очень вяло, либо вообще не ведут. По оценкам рабочей группы, здесь можно похвалить только Кирово-Чепецк, который сумел через суд добиться от подрядчика устранения дефектов дорожного покрытия незадолго до окончания гарантийного срока. Казалось бы, прямая обязанность чиновников, а воспринимается уже как прецедент.
Не без этого. Зачастую в Кирове активистами выявлялись факты некачественного выполнения ремонтных работ. Как признаёт один из членов рабочей группы, секретарь региональной Общественной палаты Андрей Усенко, общественные контролёры ориентировались на собственное представление о том, как это должно быть, а также привлекали специалистов ВятГУ, компетентных в дорожной тематике. В результате были вопросы как с точки зрения технологии работ, так и качества используемых материалов.
Например, после фрезерования на дороге оставались ямы и выбоины, асфальтобетонная смесь укладывалась на основание, не очищенное от грязи и пыли, а при обработке нижнего слоя жидким битумом не промазывались края и стыки. Укрепление обочин и отсыпка съездов после ремонта проводились не сразу, так же как и устранение выемок после отбора проб. Однако всё это опять же является следствием слабого контроля со стороны заказчика, который фактически заключается только в приёмке работ на месте ремонта и подписании акта.
«Главный вывод, к которому мы пришли по итогам нашей работы, это отсутствие должной координации между всеми участниками дорожного ремонта, – подытожил Андрей Усенко. – Каждая структура действует только в границах собственных компетенций, единой заинтересованности в том, чтобы средства на ремонт дорог расходовались грамотно и эффективно, мы не увидели».
Члены рабочей группы разработали список рекомендаций, которые в ближайшее время будут разосланы во все инстанции, отвечающие за ремонт дорог, включая правительство региона, муниципалитеты, Дорожный комитет Кировской области, ГИБДД и прокуратуру. Предлагается полностью реформировать систему, чтобы у местных администраций была мотивация проводить качественный ремонт, а не просто осваивать выделенные на него средства. Какой будет эта система мотивации и как её внедрять, выяснится опять же по результатам широкого обсуждения с общественностью.
Как известно, в этом году Общественная палата проводила на своём сайте опрос среди кировчан: какие улицы нуждаются в ремонте дорог в первую очередь. И если весной голосование шло за варианты, предложенные муниципалитетами, то осенью жителям области дали возможность самим предложить дороги для голосования.
Опрос начался 1 сентября и продлится ровно два месяца. Уже сегодня кировчане предложили более двухсот вариантов. Из них только пять улиц, набравших наибольшее количество голосов, будут рекомендованы муниципалитетам для включения в план ремонта на следующий год. Пока в списке лидеров значатся проспект Строителей, улица Комсомольская (от улицы Пугачёва до Октябрьского проспекта), улица Конституции в микрорайоне Радужный, автодорога Киров – Русское – Костино – Бошарово и улица Центральная (от улицы Дзержинского) в посёлке Ганино. Все они набрали более сотни голосов. Всего же участие в опросе приняли около трёх тысяч человек.
При этом в Общественной палате признают, что выборка в три тысячи человек не будет репрезентативной, и результаты голосования нельзя считать списком самых ужасных дорог региона. Поэтому в будущем планируется изменить систему голосования. Пока же этот опрос предлагают воспринимать просто как инструмент для повышения гражданской активности.