НЕзаброшки Автолюбителям Песочница
Спецпроект
ВЕЛОКИРОВ
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • ВелоКиров
  • Новости
  • Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»
 

Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»

Житель Кирова - о своём необычном хобби.

Автор:
20 июля 2017, в 17:30
Просмотров: 5538
«Я товарищ советский, а в СССР у всех детей были велосипеды. Интернета не было, поэтому развлечения создавали себе самостоятельно, и если велосипед сломается, то весь двор собирался, чтобы его отремонтировать. Так появились первые навыки». В нашем городе немало людей, которые интересуются старинными вещами, — кто-то увлечён букинистикой, кто-то собирает ретро-автомобили, а Роман Аверин даёт новую жизнь старым советским велосипедам. Это долго и дорого, зато приносит много удовольствия, говорит Роман. А ещё рассказывает, как коллекционеры «убивают» свои лучшие модели и почему самое большое счастье - избавиться от велосипеда после его реставрации.

Роман, с чего началась ваша любовь к восстановлению старых велосипедов?
- У меня родилась дочка. Когда ей стукнуло лет восемь, вспомнил, что у дядьки лежит старенькая «Кама» в гараже, и я подумал, почему бы её не привести в состояние новой. Это был первый переделанный велосипед — выглядел он, конечно, сильно потрёпанным, хотя уверенно ездил, и дочка была в восторге.
Потом я сам покатался на этом велике и понял, что одного нам мало. Купил за 500 рублей ещё одну «Каму» в виде металлолома и стал её восстанавливать. Сделал его и подумал, а почему бы теперь не привести велосипед в хороший вид? Стал экспериментировать с покраской, с комплектацией… Постепенно стал первые велики выкладывать в интернете и тогда люди стали приходить за советами, появились знакомства с коллекционерами из разных городов, я втянулся. Начали даже заказывать сбор велосипеда — причём из других городов, как правило. В Кирове такое не развито, несмотря на то, что людей, которые занимаются примерно тем же, что и я, у нас минимум пятеро. Так что теперь делаю и отправляю по транспортным компаниям. А сам до сих пор на «Каме» — она удобная, небольшая, очень юркая для города, запросто выдерживает наши ямы, и скорости её мне хватает. По городу передвигаюсь принципиально на велике.
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»
Найти старый велосипед довольно непросто, ведь их становится всё меньше…
- Добыть советский велосипед действительно бывает сложно. Сейчас они хранятся, к примеру, в гаражах дедушек — там бывают ну очень редкие экземпляры. На вторчермет сдают много — я знаю массу людей и в Кирове, и в других городах, которые занимаются тем, что вытаскивают старые велосипеды из пунктов приёма металлов по цене лома и либо восстанавливают, либо забирают на запчасти — а хорошие запчасти на вес золота.

А сами вы как поиски ведёте?
- Что-то по друзьям, что-то на «Авито», что-то на старых дачах и даже в кучах мусора. Подходишь иногда к старому велику, откручиваешь, что ещё живое, и забираешь себе. Сейчас все знакомые знают о моем увлечении, и поэтому никто не проходит мимо таких находок — даже с помойки забирают велик и звонят, чтобы я за ним заехал. Однажды два велосипеда я случайно нашёл у друзей, совершенно не нацеливаясь на поиск. Отдыхал в гостях, пошёл прогуляться, а на заднем дворе в зарослях торчат куски велосипедов — руль, педалька… Я полез в куст, а там сразу два велосипеда! Причём хозяева даже не помнили, сколько времени они там пролежали. Попросил разрешения забрать — «Да ради бога!». И теперь один из этих велосипедов катается по Кирову, а второй находится в частной коллекции у жителя Хабаровска.
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»

С какими сложностями чаще всего сталкиваетесь, когда восстанавливаете старый велосипед?

- Найденные велосипеды часто бывают проблемными — они долго лежат под дождём и снегом, покрываются слоем ржавчины. А ещё их часто приходится спасать от «умелых ручек» — это когда велосипеды дополняют и переделывают незнающие люди. Например, могут сварить педали, чтобы они больше никогда не выкручивались, а один знакомый дед мне вовсе дал свой велик, к раме которого приделали ещё одну железную большую трубу — чтобы можно было засовывать удочки и ездить так на рыбалку.

Есть целое движение кастомайзеров, которые занимаются апгрейдом велосипедов. Как вы к ним относитесь?
- Ничего против хороших проектов не имею. Сам примерно схожим занимаюсь, только рама у меня уже готовая — я её чиню и подпаиваю, исправляю неровности, крашу, а потом комплектую тем, что есть. Потому что сейчас собрать велик в оригинальных деталях почти невозможно, да и мне такие модели не всегда нравятся. К примеру, я люблю массивный багажник «Урала» и не люблю сетчатые от «Суры» — значит, я могу взять багажник одной модели и поставить её на другую, мне так хочется. Я вообще не стесняюсь комплектовать — одна моя модель может быть собрана из десятка разных других. Разумеется, если мне попадается целый советский велосипед, не требующий замены деталей, я его обязательно сохраню. Зачем и без того хороший велосипед превращать во что попало? А ведь находятся умельцы — закрашивают что-то, ставят китайские колеса. Я такое не уважаю.
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»
А в чём преимущества советских велосипедов над современными?
- Прелесть советского велосипеда — хорошая сталь, трубы. У него ведь всё качественно сделано и всё самостоятельно амортизируется, в отличие от современных великов. Раньше всё было спаяно, а сейчас металл варят, что сказывается на «игре» рамы. Есть, конечно, и ширпотреб, и потребность во множестве пружин, красивых наклеек, крыльях, торчащих в разные стороны, но это не про меня.

Новые модели менее живучи?
- Современные велосипеды может и жили бы, но люди не дают. Не все же увлекаются велосипедами настолько, что готовы постоянно проводить техническое обслуживание, — обычно просто покупают велосипед и просто на нём катаются. Чаще всего забывают смазывать, проверять натяжение цепи и на зиму покрышки не накачивают, а по весне обнаруживают трещины, растянутую цепь, которая съедает систему звёзд. Советские в этом плане более приспособлены благодаря своей грубости. Мне на советских великах попадались цепи, которые растянуты до такой степени, что современные давно бы уже порвались, и звёздочки сточены до невозможности, но ничего — всё до сих пор ездит даже в таком виде. Так что если говорить о полном техобслуживании, то старые и новые велосипеды одинаково долго проездят, а если исключить манипуляции (тем более, это сейчас очень дорого), то советский проживает гораздо дольше.
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»

А что если дополнять современные велосипеды деталями от советских?
- Я видел, так делают. И даже сам ставил колёса на китайский аналог «Камы» — новые родные колеса и втулки там слишком быстро умирают, зато с колёсами тридцатилетней давности новый владелец ездит уже два года и горя не знает. Можно и некоторые современные детали на советский велосипед ставить — например, планетарная втулка очень хорошо встаёт в заднее колесо, и тогда велосипед при сохранении всех своих качеств выходит ещё и скоростным. Резина современная тоже хорошо встаёт, расходники неплохо идут, но с педалями всё сложно — резьбы не совпадают. Скажу так — когда у меня есть четыре колеса и рама, я всегда соберу хороший велосипед.

Такое хобби отнимает много времени и денег?
- Хобби весьма затратное, но приятное — кто-то пробки от пива коллекционирует, кто-то девушек, а мне и так интересно. Я прихожу в кладовку и как-то сразу забываю о проблемах — сижу ковыряюсь, по уши в грязи, но зато отгораживаюсь от мира.
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»
Когда я начинал, у меня год уходил на один велосипед. Всё было сложно — находить, подбирать цвет, запчасти. Но пришёл опыт, который помог лучше и быстрее разбираться с советскими велосипедами. Если запчастей достаточно, процесс тоже ускоряется. Сейчас я уже знаю, где их взять. Например, на центральном рынке есть мужичок, торгующий всевозможным мусором, и у него иногда проскальзывают очень хорошие запчасти под всякие велосипеды. Иногда приходится с незнакомыми в других городах договариваться, чтобы переслали по почте, — один раз мне друзья из поездки на экскурсию в Нижний Новгород привезли запчасть, потому что сам хозяин пересылать отказывался, а в Казани вообще с водителем междугороднего автобуса пришлось договариваться. Такие запчасти, хоть и очень ценны, обычно стоят копейки, а то и вовсе бесхозно валяются на улице, зато их пересылка обходится в десятки раз дороже.

Много у вас готовых моделей в коллекции?
- Коллекции у меня сейчас нет. Я бы может её и делал, если бы у меня было большое помещение, но я живу в городской квартире с кладовкой и лоджией, в которые больше десятка великов никак не уместить. Плюс запчасти. Есть коллекционеры, которые собирают велик в идеальном состоянии, и потом вешают на стеночку— я их в чём-то понимаю, это музейный экспонат, но он же таким образом медленно умирает, начиная с резины. Велосипед должен ездить. Знаете, как человек родился, чтобы жить, а велосипед существует, чтобы ездить. Когда он перестал ездить, это уже экспонат.
Если у меня лежит куча запчастей, мне обязательно надо что-то ездящее из них собрать. И неважно, продам я это потом, подарю или отдам. Для меня наибольшее счастье, когда велосипед не стоит где-то, не гниёт и не ржавеет, а именно ездит. Иначе зачем всё это?
Роман Аверин: «Если у меня есть четыре колеса и рама, я соберу хороший велосипед»

У вас же наверняка скопилось довольно много знаний. Думали как-нибудь ими поделиться? Например, написать книгу, открыть маленький музей…
- Да, знаний скопилось действительно немало — если собираешь велосипеды, волей-неволей начинаешь изучать модели, комплектации, модификации. Много всего хранится в голове, конечно, но оформлять это в книгу я бы не стал — слишком ленив для больших текстов. А вот музей бы мне, наверное, хотелось — чтобы с большим помещением, мастерской обязательно, штатом неравнодушных людей. Проблема в том, что я не приемлю одноразовых музеев, типа комнаток с тремя картинками. Мне нужно нечто более основательное, а на это не хватит ни денег, ни сил. Я вообще человек действия. Когда дочка у меня была маленькая, мне негде было с ней гулять — у нас во дворе и у соседей не было детских площадок. Тогда мы с соседом встретились у подъезда, перекурили и решили взять дело в свои руки — сначала песочницу сделали, потом деревья посадили, качели поставили, и всё пошло по накатанной, как с велосипедами. Через какое-то время управляющая компания официально зарегистрировала площадку во дворе дома на месте старого пустыря. Лучше сделать самому, чем очень долго ждать, пока сделает кто-то за тебя.

Читайте также:

Фото: Николай Пихтин, Роман Аверин
 
Все соцсети
Комментарии
0
 
 
Оставь свой комментарий
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!