Erid: LjN8KYCEA
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Об основных проблемах, причинах и путях решения рассказала логопед Светлана Копылова.
– Здравствуйте! Моей дочке исполнилось 5 лет, и она неправильно произносит шипящие. Подскажите, как с этим бороться?
Какие проблемы с произношением возникают чаще всего?
Наиболее распространённые формы «неправильностей» такие:
- Полное отсутствие звука в речи – ребенок не умеет его произносить, поэтому просто опускает (например, вместо «корова» у него получается «коова»).
- Замена одного звука другим – тем, который удобнее произносить (в этом случае вместо не поддающегося Р в слове появляется Л: «колова», а не «корова»).
- Искажённое произношение звука – сложный для артикуляции звук малыш произносит неправильно, в его образовании задействует другие органы или зоны артикуляционного аппарата (например, переднеязычный звук Р, который должен произноситься кончиком языка, ребёнок может превратить в горловой – попытаться его произносить за счёт вибрирования мягкого нёба).
Чаще всего проблемы возникают со следующими группами звуков:
- Свистящие С, З, Ц;
- Шипящие Ж, Ш, Ч, Щ;
- Сонорные Л, Р;
- Заднеязычные Г, К, Х;
- Звонкие Б, В, Г, Д, Ж, З;
- Мягкие Г, Д, Н.
Ребенок может неправильно произносить только какую-то одну группу звуков – например, только сонорные (звуки Л и Р) или только свистящие (С, З и Ц). В этом случае имеет место мономорфное (простое или частичное) нарушение звукопроизношения. Когда замены, пропуски или искажения касаются сразу нескольких групп, нарушение звукопроизношения становится полиморфным (сложным или диффузным).
– Искажения и замены звуков требуют особого внимания. Замену одного звука другим ребёнок может перенести в письменную речь, а усвоенное и надёжно закреплённое искажённое произношение звуков искоренить будет значительно сложнее, чем вовремя поправить ошибки ещё до того, как они будут прочно зафиксированы, – отметила Светлана Копылова.
Какие бывают причины неправильного произношения звуков?
Наиболее частые причины нарушения звукопроизношения:
- Дефекты в структуре самого артикуляционного (речевого) аппарата (особенности в строении зубочелюстной системы – аномалии прикуса, аномалии мягкого и твёрдого нёба, укороченная уздечка языка и т. п.).
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, участвующих в формировании звуков (языка, нижней челюсти, губ, нёба).
- Нарушения или недостаточная сформированность фонематического слуха, вследствие чего наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых.
- Проблемы со слухом.
- Дефекты речи у людей, с которыми ребёнку приходится постоянно общаться и особенности звукопроизношения которых он невольно копирует.
- Неумение удерживать язык в нужном положении и быстро переходить от одного движения к другому.
К кому обратиться за помощью?
Речевой аппарат ребёнка в 6 лет полностью сформировался, и если нет отклонений в его строении, большинство звуков произносится детьми правильно. Дети этого возраста самостоятельно могут заметить данные недостатки и у себя, и у окружающих. Не появившиеся в речи у детей к пяти годам звуки самостоятельно вряд ли уже появятся.
– Пять лет – это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте неправильно произносит звуки, плохо говорит, в первую очередь нужно записаться на диагностическую консультацию к логопеду. Специалист, проведя диагностику, сможет определить причину нарушения и выбрать правильный метод коррекции данного нарушения, – говорит Светлана Николаевна.
Можно ли устранить неправильное произношение звуков дома?
У большинства детей все возрастные неправильности произношения исчезают к 5-6 годам, и звукопроизношение достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.