3 апреля в мире отмечается день рождения мобильного телефона. Вместе с начальником отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Кировской области Ириной Милютиной рассказываем, на что обращать внимание при выборе мобильного телефона, как не нарваться на мошенников и что делать, если вы купили некачественный сотовый.
В прошлом году в Кировской области зафиксировано свыше 4 600 обращений в сфере защиты прав потребителей, из которых более 60 % – нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, включая примерно 10 % – дистанционные продажи. В этом году зарегистрировано около 20-30 сообщений.
На что обращать внимание при выборе телефона?
При покупке мобильного телефона нужно понимать, какая его функция для вас приоритетна: хороший уровень звука для прослушивания музыки, только звонки и возможность общаться в мессенджерах, создавать фото- и видеоконтент, обрабатывать его в разных приложениях или работать.
Кроме того, чтобы выбрать качественный мобильный телефон, нужно смотреть, в том числе, на целостность упаковки, документацию, приложенную к товару, и комплектующие. Чтобы не прогадать с покупкой, в первую очередь необходимо смотреть отзывы не только о товаре, но и о самом продавце.
Как не нарваться на мошенников?
Как правило, в интернет-магазинах представлены документы и информация о модели смартфона, а также отзывы. Кроме того, онлайн-продавцы устанавливают рейтинги товаров, по звёздам в которых можно оценить качество телефона.
При покупке особое внимание нужно уделять отзывам о продавце, так как не исключена возможность попасться на фирмы-однодневки, которые создают страницы и через несколько дней ликвидируются, собрав деньги у доверчивых покупателей. Это прямое мошенничество, говорит Ирина Милютина. Более того, покупателю следует изучить сведения о продавце, размещённые на странице самого интернет-магазина. На сайте должны быть максимально собраны все данные: ИНН, ОГРН, юридический адрес, телефон обратной связи. При этом связь должна быть двусторонней: мошенники не допускают для себя оплошности, чтобы им можно было позвонить. Их многоканальный телефон подразумевает только одностороннее общение: они вам могут позвонить, а вы – нет.
Также Ирина Милютина предупредила, что мошенники могут выдавать себя за реально действующего предпринимателя.
– В 2021 году был случай, когда на мошенническом сайте интернет-магазина Москвы были размещены ИНН, ОГРН, местонахождение кировского предпринимателя. Причём многоканальные номера стояли только московские, а регистрация предпринимателя – в Кирове. Это говорит о том, что следует насторожиться. По отзывам мы посмотрели, что мошенники взяли реквизиты предпринимателя, как будто это он, но телефоны для связи не соответствуют Кировской области. А отзывы негативные и уже были в большом количестве, – рассказала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Кировской области.
Тогда в отдел поступило около 30 сообщений за короткий срок. Предпринимателю пришлось понервничать. Люди обращались из разных регионов, так как достаточно дорогие модели телефонов продавали в три раза дешевле. По словам Ирины Милютиной, ведомство вместе с полицией проводило проверки, в итоге выявили мошеннические манипуляции. Вся эта компания, не имеющая отношения к действующему предпринимателю, находилась в Московской области.
– Всегда должна настораживать низкая цена: никогда не будет оригинал кроссовок Adidas или Nike стоить 2 тысячи рублей. Во-первых, это оплата бренда. Во-вторых, статус репутации самого магазина. Конечно, плюс онлайн-магазинов в том, что там ниже цена. Но она не должна быть подозрительно низкой, – добавила эксперт.
Также во время покупки телефона нужно проверять название интернет-магазина в адресной строке: состыковывается ли он с тем, о котором вы узнали или услышали.
Обратите внимание на оформление сайта. Как правило, мошенники не тратятся на дизайн и наполнение интернет-магазина: скудно размещена информация, посредственное оформление, но есть картинки товаров.
Ещё одним признаком мошеннического сайта является установка часов в реальном времени: когда проходит акция на товар, до окончания которой 15 минут и у вас остаётся последний шанс на выгодную покупку. Не стоит на это «покупаться», предупредила Ирина Милютина. Совершая покупку, не торопитесь и подходите к выбору осознанно, изучите характеристики и отзывы о продавце и товаре.
Что делать, если мне продали некачественный товар?
Важно понимать, что технически сложный товар надлежащего качества, такой как сенсорный телефон, обмену и возврату после покупки в офлайн-магазине не подлежит. Но в интернет-магазине любые товары можно вернуть по любой причине в течение семи дней. А если такой срок не указан, у вас по закону на возврат товара есть целых три месяца.
- офлайн-магазин
В случае покупки товара ненадлежащего качества в первые две недели вы можете вернуть телефон по любым недостаткам: не работает динамик, постоянно не открывается приложение, зависает, не работает зарядка.
При этом рекомендуется написать претензию, для того чтобы максимально собрать доказательную базу (в том числе ответы или игнорирование претензии). Проверку качества телефона может провести любой сотрудник, который имеет маломальский опыт или техническое образование. Если таких специалистов нет, то продавец может направить телефон в сервисный центр. В законе прописано: по требованию продавца и за его счёт потребитель обязан передать товар с недостатками. Вы не вправе уклоняться от этого.
Если вы пропустили срок сдачи, то товар чаще всего подлежит только ремонту, который возможен только в том случае, если нет существенных недостатков, несоизмеримых с их устранением.
– Например: купили телефон за 10-15 тысяч рублей. Проверка качества установила, что продавцу или сервисному центру придётся потратить на запчасти или ремонт 70 %, то есть 9-12 тысяч от 15. Продавцу невыгодно ремонтировать телефон, он видит производственный дефект и просто вернёт деньги, – пояснила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Кировской области Ирина Милютина.
Если вы обнаружили недостаток в телефоне по истечении двух недель после покупки, то можете вернуть его и предъявить требования, предусмотренные законом, если:
- в товаре есть существенный дефект;
- превышен срок гарантийного ремонта (по закону 45 дней);
- превышен 30-дневный срок невозможности использования телефона, если в течение гарантийного срока (1 год) устранялись различные его дефекты.
- интернет-магазин
Если в телефоне, купленном в онлайн-магазине, вы обнаружили дефект, то алгоритм действий абсолютно такой же.
В случае если товар вам не понравился или не подошёл, и вы хотите его вернуть, продавец вправе удержать свои расходы за доставку (возврат) товара от потребителя. Если сотовый телефон некачественный, то его можно передать сотруднику пункта выдачи, написать претензию и акт передачи. Если вы отправляете телефон по почте, попросите сотрудника составить акт описи-вложения. Когда недостатки будут подтверждены продавцом, он обязан возместить ваши почтовые расходы.
Взимание интернет-магазином с покупателя расходов на возврат товара неправомерен, если он ненадлежащего качества. Это основание для принятия мер со стороны контрольного (надзорного) органа. Однако чаще всего спорные вопросы, связанные с возвратом некачественного товара, решаются сторонами добровольно, до суда.
Фото: new.lenremont.ru, kredit-on.ru