Что делать, если в аптеке нет льготного лекарства?

Рассказываем, куда можно пожаловаться на отсутствие нужного препарата.

- В поликлинике по месту жительства моей маме должны выделяться жизненно необходимые лекарства: у неё сахарный диабет. Из того, что выписывают по бесплатным рецептам, выдаются только дешёвые препараты, остальных постоянно нет, ей приходится покупать всё за свой счёт. И ситуация тянется уже не первый год. Помимо этого, давление постоянно прыгает, а во время приёма врачи ей даже давление не измеряют, пока сама не попросит, потом с недовольством на лице измеряют и говорят, что всё хорошо. Помогите, пожалуйста, мама скромная и не знает, что ей делать и куда обратиться.

Проблема льготного обеспечения лекарствами для Кировской области не нова. На портале Свойкировский уже выходил разбор на тему, как устроена эта система и почему медикаментов хватает не всем льготникам. В Росздравнадзоре уточнили, что с января по октябрь 2019 года поступило 104 жалобы на проблемы с льготным лекарственным обеспечением от жителей Кировской области. В прошлом году за этот же период - 86.

Начнём с того, как действовать, если вам вообще отказали выписать льготный рецепт. В такой ситуации сначала нужно обратиться к заведующему поликлиникой, заместителю главного врача или главному врачу больницы.

Рецепты на льготные лекарства выписывают пациентам через единую медицинскую информационную систему, и участковый врач должен в режиме онлайн видеть остатки определённых препаратов как в конкретной аптеке, так и на складе, пояснили в областном Минздраве. Поэтому при необходимости лекарства можно перераспределить и доставить их в нужный пункт выдачи.

Если препарат выписали, но фармацевты говорят, что в аптеке он закончился, его должны поставить на отсроченное обслуживание, то есть заказать. Отказать в этом аптеки не имеют права. В первую очередь вам нужно будет поговорить с заведующим аптекой. Если решить вопрос на уровне аптеки или больницы не вышло, жаловаться на отказ можно в территориальный орган Росздравнадзора или прокуратуру.

Если нужного лекарства нет на складе, то, как мы уже говорили, рецепт ставят на отсроченное обслуживание. Привезти препарат в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, а если он выписан врачебной комиссией - в течение 15 рабочих дней. Во втором случае срок увеличен, так как врачебная комиссия выписывает менее распространённые лекарства из особого перечня, утверждённого федеральным правительством (например, психотропные или противоопухолевые препараты).

Если доставить лекарство по отложенному рецепту невозможно, аптека обязана сообщить об этом в медучреждение, которое его выдало, и вам должны найти аналог или направить на лечение в стационар.

Минздрав закупает препараты для льготников отдельно, аптека свои препараты на продажу - тоже отдельно, поэтому нужное по рецепту лекарство вполне может лежать на витрине и быть доступным для покупки за деньги, в то время как фармацевт будет говорить вам, что по льготе лекарства нет. Так делать аптеки имеют полное право.

Областной Минздрав каждый четверг с 13 до 14 часов проводит прямую телефонную линию по вопросам льготных лекарств. По телефону 38-13-23 на вопросы пациентов отвечают специалисты Министерства, руководители медучреждений и аптечного склада. Также в прямой линии участвует министр здравоохранения или его заместитель. Кроме того, по будням с 8:30 до 17:00 работает ежедневная горячая линия по телефону 41-00-41, на вопросы отвечают специалисты отдела лекарственного обеспечения. Однако некоторые пациенты жалуются, что дозвониться по этому номеру бывает довольно трудно.

Сегодня есть две основные категории получателей льготных лекарств - это так называемые федеральные и региональные льготники. Первые обеспечиваются препаратами за счёт федерального бюджета, а перечень лекарств для них ежегодно утверждается распоряжением правительства РФ. Вторая категория - региональные льготники - получают бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, а список лекарств, на которые они могут рассчитывать, определяется постановлением правительства Кировской области.

Сейчас в Кировской области 250 тысяч региональных льготников. Больше 31 тысячи из 164 тысяч федеральных льготников сохранили за собой право на льготные лекарства, остальные выбрали денежную компенсацию. В Минздраве утверждают, что с начала года по федеральной льготе обслужено 418 тысяч рецептов на 375 млн 642 тысячи рублей, по региональной льготе - 785 тысяч рецептов на 422 млн рублей.

Что касается отказа в приёме или других спорных вопросов по поводу работы медиков, Минздрав рекомендует обращаться к заведующему поликлиникой или в администрацию медучреждения. Отказывать человеку в оказании медицинской помощи врачи не могут.

Коротко о главном:

1. Если нужного лекарства нет в наличии, рецепт ставят на отсроченное обслуживание. Доставить препарат в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, а если он выписан врачебной комиссией - в течение 15 рабочих дней.

2. Если доставить лекарство по отложенному рецепту невозможно, медучреждение должно найти аналог или направить пациента на лечение в стационар.

3. Если вам отказали в выписке льготного препарата, нужно обратиться в администрацию медучреждения, если препарата нет в аптеке - к заведующей организации. Если решить проблему на уровне аптеки или больницы не вышло, жаловаться на отказ можно в Росздравнадзор или прокуратуру.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Фото: kirovreg.ru