Дело по парку Победы Марадыковский Радио Дача платит по счетам Киров в лицах Красота и здоровье Мой бизнес Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке

«Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке

Автор:
5 июня 2019, в 14:59
Просмотров: 8364

С 1 мая у Каринской узкоколейной железной дороги появился новый собственник. Им стала автономная некоммерческая организация «Музей железной дороги». Её руководитель Евгений Стерлин - любитель железных дорог, в прошлом - финансовый директор одной из крупных московских компаний. Не так давно он переехал из Москвы в Кирово-Чепецк, чтобы полностью посвятить себя новому делу. В интервью порталу Свойкировский Евгений рассказал, что планирует сохранить, а что изменить в управлении дорогой и как видит развитие туризма в Каринторфе.

Зачем москвичу чепецкая узкоколейка и что изменится для пассажиров

Расскажите, как вы увлеклись железными дорогами?

- Ещё в детстве. Я родился в таком же городе, похожем на Кирово-Чепецк - в Воскресенcке Московской области. Примерно такой же небольшой город, с аналогичным химическим заводом и крупной ж/д станцией. В Воскресенске возле этой станции у нас была дача, и порой от нечего делать я ездил на велосипеде смотреть на поезда. Затем как-то увидел узкоколейку, по которой ездил поезд гораздо меньший по размерам, словно игрушечный. Меня это очень впечатлило. В детстве я хотел стать машинистом, но родители сказали мне, что лучше пойти учиться на бухгалтера. Я послушался, выучился на бухгалтера, но в итоге опять вернулся к железной дороге. У меня давно была мысль выкупить какую-нибудь узкоколейку в России и сделать из неё туристический объект, как это происходит в Европе. В 2017 году с этой целью я создал автономную некоммерческую организацию «Музей железной дороги». Например, в Краснодарском крае узкоколейка, расположенная в Гуамском ущелье, приносит своим владельцам очень неплохой доход. Она идёт по красивому ущелью, протяжённость действующей линии составляет почти два километра, билет стоит 250 рублей в один конец. В Каринторф, конечно, никто за 250 рублей не поедет. Но в целом есть задумка переманивать туристов, которые путешествуют по Транссибу, с тем, чтобы они делали остановку в Кирове, заезжали на Каринскую узкоколейку. Как ни странно, она очень популярна среди иностранцев. Я даже не знаю, откуда они о ней узнают.

Источник видео: Любители Железных Дорог | vk.com/club9642436

Почему вы решили купить железную дорогу именно в Кировской области, а не в других регионах?

- Железную дорогу я искал в течение нескольких лет. Знакомые рассказали о продаже Каринской УЖД. Помимо неё рассматривал вариант покупки узкоколейки в Тверской области, где дорога идёт мимо соснового леса и озёр, и в Краснодарском крае, в горах. Но в других местах собственники отказались от сотрудничества. В Тверской области по узкоколейке возят строительный песок, мне дали понять, что туристы там не нужны. А в Краснодарском крае предлагали только вариант аренды. Но мне он не интересен, потому что сегодня ты раскрутишь проект, а через несколько лет будет новый арендатор. В российской действительности лучше быть собственником, а не арендатором.


Это первая узкоколейка в вашей собственности?

- Да, первая.


Что поменяется для рядовых пассажиров?

- Для пассажиров ровным счётом ничего не поменяется. Цена проезда останется такой же - 22 рубля. Не изменится подвижной состав и суммы субсидий перевозок из бюджета - это порядка 15 млн рублей в год. К сожалению, содержание железной дороги, даже если речь идёт о 10 километрах, - это дорогое удовольствие. В поезде работают как минимум три человека: машинист, помощник машиниста и несколько проводников. Также необходимо содержать штат путейцев и ремонтников, потому что техника старая, довольно часто ломается. Нужно искать запчасти, которые порой даже в Кирове трудно найти. Я на этой дороге пока ничего не зарабатываю и не планирую зарабатывать, у меня некоммерческая организация (основную часть расходов на пассажирские перевозки покрывает субсидия из бюджета Кирово-Чепецка. - прим. ред.). Когда автомобильного моста через Чепцу нет, выручка с узкоколейки доходит до 500 тыс. рублей при затратах на содержание и эксплуатацию дороги в 1,5 млн рублей в среднем за месяц. В декабре не набирается и 100 тысяч рублей, но персонал не уволишь, к тому же ещё прибавляются расходы на отопление депо и вагонов.

«Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке


С персоналом уже познакомились?

- Конечно. Я познакомился в первый же день. Сначала они тоже были настроены настороженно, но когда получили первый аванс, немного успокоились. К тому же они уже убедились, что я не собираюсь ничего разбирать. Наоборот, я уже купил шпалы и песок для ремонта путей. Ещё до знакомства с персоналом я встречался с местными властями. Я для них тоже был непонятной фигурой - тем, кто может взять и разобрать пути, и для них это будет головной болью, ведь это вопрос транспортной доступности целого микрорайона. Понятно, что руководители Кирово-Чепецка воспринимают вариант содержания дороги каким-то муниципальным учреждением как более надёжный. Но не всегда государство бывает эффективным управленцем и эффективным хозяином. Надо понимать, что у дороги фактически не было хозяина, так как предыдущий собственник - «Вяткаторф» - сдавал в аренду, а арендатор (последним из перевозчиков было ООО «Оскар». - прим. ред.) понимал, что на следующий год он может не победить в конкурсе. То есть почти ничего не вкладывалось, имущество поддерживали в состоянии, достаточном для того, чтобы просто ездил поезд. Постепенно всё ветшало. Сейчас нужно отремонтировать и покрасить вагоны, потому что стыдно возить туристов и местных жителей в таких составах, нужно приводить в порядок депо. Иначе турист скажет: «Зачем я так долго ехал сюда? Чтобы посмотреть на ржавые вагоны?»


Поедет ли турист в Каринторф и что ждёт узкоколейку после постройки автомобильного моста

До покупки вы бывали на нашей дороге?
- Я приезжал в Каринторф несколько раз как турист. В том числе с большой группой путешественников из Москвы. Было очень интересно посмотреть, что прямо посреди города ходит поезд. Сначала он едет мимо гаражей, а потом вдруг выныривает на мост через красивейшую реку и дальше идёт через такой же красивый лес. В одной из публикаций блогеры назвали Каринскую УЖД метрополитеном. Дальше это название утекло в сеть и многие стали его тиражировать. Сейчас в одном из вагонов висит карта-схема, на которой написано «Кирово-Чепецкий метрополитен».
«Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке
Фото: Иван Конюхов | metroblog.ru

Как смотрится Каринская УЖД на фоне других сохранившихся узкоколеек?

- Есть узкоколейки, которые на протяжении 50 километров идут по лесу, и это, как мне кажется, быстро надоедает. Техническое состояние Каринской УЖД относительно неплохое по сравнению с другими дорогами. Но в плане туризма, если сравнивать, например, с узкоколейками Краснодарского края, она, конечно, проигрывает. В Краснодарском крае поезд идёт в ущелье, мимо гор и водопадов. Понятно, что для туриста это более привлекательно. В Европе самые популярные среди туристов узкоколейные дороги тоже идут по горной местности. А тут треть пути по Каринской УЖД пролегает через гаражи, из которых на дорогу скидывают мусор.


Но вы всё-таки планируете привлекать туристов.

- Конечно. Для начала должен быть сайт: на русском, английском, китайском языках, обязательно с фотографиями. Сейчас много иностранцев путешествует поездами по Транссибу, через Киров. Не знаю, будет ли это [экскурсии по узкоколейке] востребовано кировчанами, но надеюсь на это.


У нас большие любители исторической экзотики уже ездят, так сказать, дикарями. Мои знакомые, которые там бывали, отмечают деревянную архитектуру. Плюс атмосфера глухой провинции.

- Об этом знаю. Но даже те, кто ездит турами, не заказывают отдельный поезд, они едут в обычном пассажирском за 22 рубля, потому что это дешевле. Заказ отдельного поезда будет значительно дороже, это стоит от 2 до 4 тысяч рублей в час, хотя в некоторых регионах это пользуется спросом. Двое моих хороших знакомых из организаций «Заповедные железные дороги» и «Поезд напрокат» организуют туры по различным железным дорогам: арендуют поезд, делают фотостопы для туристов, устраивают интерактивные мероприятия. Регулярно организуют туры в Свердловскую область, где можно прокатиться по самой длинной в России узкоколейке протяжённостью 149 км. Там очень интересные деревянные мосты, живописные посёлки, где нет даже электричества, непроезжие автомобильные дороги - словом, полная оторванность от цивилизации. Так что Каринторф - это ещё далеко не самое глухое место на карте России. Но у Каринторфа своя изюминка. В посёлок можно добраться в некоторые месяцы и дни только поездом. Москвичу и типичному городскому жителю интересно, что ещё есть такие места.

«Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке

Бывшее здание клуба в Каринторфе ныне разрушено. Источник фото: vk.com/karintorf


Насколько массовым может стать туризм на Каринской узкоколейке?

- Много туристов в Каринторф не поедет. Москва, Санкт-Петербург довольно далеко. По 250 рублей никто платить не будет, но какую-то выручку туризм может приносить, хотя содержание дороги он не окупит. Туристам интересно не просто прокатиться, им хочется какого-то интерактива, а пока его нет. Например, в Екатеринбурге есть детская узкоколейная дорога, она идёт по парку, с настоящим паровозом. За 2000 рублей можно побыть помощником машиниста, сидя не в вагоне, а в кабине локомотива. У меня в планах к будущему лету сделать открытый вагон, потому что сидеть в железной коробке туристам может быть не очень интересно, а также вагон для перевозки велосипедов. Это уже для местных жителей Кирово-Чепецка, чтобы можно было покататься по Каринторфу (там очень красивые места) и вернуться обратно на поезде, а не ехать по бездорожью. Сам Каринторф тоже мог бы быть интересен в плане туризма, но деревянные здания сейчас активно сносят. К сожалению, многое там уже утрачено. Поэтому какой-то глобальный туристический проект тут маловероятен, но буду думать. Есть, например, планы организовать там музей истории узкоколейных железных дорог.


Может быть, организовать какой-то тур?

- Массовому туристу, насколько я знаю, интересен маршрут по реке Вятке: пройти по реке от Кирова до Слободского, сделать остановку в Кирово-Чепецке. Но после крушения «Булгарии» (в июле 2011 года в Куйбышевском водохранилище затонул электроход «Булгария», в результате чего погибли 122 человека. - прим. ред.) этот вид туризма усложнился из-за требований к безопасности подобных маршрутов, выполнение которых делают такие поездки нерентабельными. К тому же Вятка обмелела. Хотя, конечно, было бы интересно сделать такой маршрут. Вятка красивая, вокруг крутые берега… Туристам это было бы точно интересно.


То есть это пока не конкретные планы, а видение перспектив?

- Да, если честно, в последний месяц мне было не до туризма, так как было очень много бюрократии. Любой туристический объект раскручивается годами. Предстоит большая работа с блогерами, с туристическими агентствами, местными жителями.

«Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке


Видите ли вы какие-то риски владения подобным объектом?

- Риски да, есть. Например, был случай в воскресенье: тепловоз сломался на перегоне, лопнул ремень. А запасного не было. Я в это время был в Москве, тотчас поехал в единственный круглосуточный магазин, где можно купить такой ремень. Уже на следующее утро я был в Кирово-Чепецке. Риск в том, что техника старая и всего два рабочих тепловоза. Но регулярность перевозок не должна при этом страдать. Ситуация, когда люди не смогут с утра добраться на работу, в школу, к врачу недопустима. Но это не столько риск, сколько головная боль для собственника. Железная дорога не может взять отпуск и остановить свою работу на месяц.


Вы в курсе, что в планах региональных властей построить автомобильный мост через Чепцу?

- Да, я понимаю, что рано или поздно этот мост будет построен. Маловероятно, что бюджет будет содержать после этого узкоколейку, и что выручки от туристической деятельности тоже будет для этого достаточно.


Что тогда будете делать?

- Если не произойдёт чудо, если сюда массово не поедут туристы (хотя я, конечно, буду пытаться их завлечь), дорогу в конечном счёте придётся разобрать. Я абсолютно не горю таким желанием. Как вариант, можно оставить после постройки моста несколько километров путей и музей. Но тут последнее слово за властями и за местными жителями. Как я уже сказал, содержание дороги - недёшевое удовольствие, и во многом от них, а не от меня будет зависеть её судьба.

Все соцсети
Комментарии
12
 
Комментарии (12)
Предложить новость
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 5 июня 2019, в 19:25
Дело ясное, что дело темное.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 5 июня 2019, в 20:12
кароче продаст на метал
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 07:08
Не факт.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 07:14
Удачи!!! Молодец, что не побоялся и купил дорогу. Единомышленников надёжных сейчас найти и Вперёд!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 09:52
согласен, игрушка прикольная, но, увы, не окупаемая.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 10:56
Не все должно упираться в окупаемость, а УЖД надо сохранить. Сколько транспорта пустили на металлолом, а можно было по экземпляру оставить и создать музей в области. Вот был я в Н.Н. в музее электротранспорта, посидел в старых трамваях, снимков наделал, молодость вспомнил.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 13:49
Он говорит, что не стремится к прибыли и тут же заявляет о эффективности, пройдет время и скажет, что пытался, но его не поняли, что ни чего не получилось, и продаст на металлолом-ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 16:31
Бывшее здание клуба в Каринторфе ныне пребывает в полуразрушенном состоянии - ну, его вообще-то там уже много лет как нет. И даже остатков не сохранилось
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 6 июня 2019, в 17:35
Спасибо, исправимся
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 июля 2019, в 17:45
Крутой замес, я поддерживаю
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 29 июля 2019, в 14:48
День добрый! Подскажите как можно связаться со Стерлиным Е.В., есть желание сотрудничать и развивать это туристическое направление. Мой е-майл: elena-flamingo@mail.ru
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 29 июля 2019, в 14:50
Здравствуйте. Я перешлю Евгению вашу почту
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Свойкировский.рф
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!