650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

Автор:
4 сентября 2017, в 10:11
Просмотров: 5530

Директор Орловского спецучилища - о специфике работы с трудными подростками. Она привела реальные примеры того, как довести своего ребёнка до исправительного учреждения и дала практические советы, как этого избежать.

В городе Орлове Кировской области расположено необычное учебное заведение - Орловское специальное училище закрытого типа для детей с общественно опасным поведением. Туда попадают малолетние преступники - от воришек до торговцев наркотиками и убийц. И чаще всего это дети из неблагополучных семей.

Татьяна Вениаминовна, как давно вы руководите училищем?

- Директором я стала девять лет назад, а вообще в училище работаю уже 21 год. Сначала была социальным педагогом, потом заместителем директора по воспитательной работе.


Сами вы из Кирова?

- Нет, я родом из Украины, у меня мама оттуда, а папа из Кирова. Ещё в советское время мы переехали сюда. В конце 80-х я закончила географический факультет Педагогического института имени Ленина, потом в нём же, а точнее уже в ВятГГУ, получила второе высшее по специальности «Управление».


Всегда думал, что в учреждениях подобного типа работают лишь мужчины, особенно в должности директора. Как вы, хрупкая женщина, справляетесь со столь специфичной работой?

- Не такая уж я и хрупкая (смеётся). На самом деле у меня очень хорошая команда единомышленников. К тому же я очень люблю детей, люблю с ними работать и считаю, что их можно исправить и направить на путь истинный.


Что у вас за контингент?

- Дети попадают к нам, потому что стали ненужными в школе и в семье. В соответствии с 92-ой статьёй Уголовного кодекса, у наших детей нет судимости. Суд отменил им уголовное наказание в связи с недостижением возраста уголовной ответственности и заменил методами принудительного воспитательного воздействия, то есть нахождением в спецучилище. По тяжким преступлениям у нас уголовная ответственность начинается с 14 лет, по преступлениям средней тяжести - с 16 лет. Дети могут проводить у нас до трёх лет.
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

Я правильно понимаю, что здесь в том числе и те, кто совершил убийство?

- Конечно, и такие дети у нас есть. Но в первую очередь они дети. Когда к нам приезжает ребёнок с тяжкой статьёй, с преступлением против личности, он находится на особом контроле воспитателей, психолога и психиатра. Ещё в нашем училище находятся дети с ограниченными возможностями здоровья: с особенностями психического развития, с интеллектуальными нарушениями. Поэтому у нас своя санчасть и круглосуточное медицинское обслуживание.


Очевидно, что с такими детьми работать сложно. Это какие-то специальные методики обучения?

- У нас очень много и общеобразовательных программ, и программ дополнительнительного образования. Есть даже инклюзия, когда ребёнка с ограниченными возможностями помещают в класс, где учатся здоровые дети. Мы давно применяем эту программу. Для этого у нас есть специалисты: мой заместитель по учебной работе вместе с логопедом-дефектологом проходили обучение в скандинавских странах. У них высшее образование по инклюзивному обучению.


Я ознакомился с помещениями училища, распорядком дня и теми возможностями, которые имеет учреждение. Если честно, меня поразило количество кружков и секций. Откуда ваши педагоги, и как вам удалось собрать такой профессиональный коллектив?

- Весь коллектив из Орлова. Очень много специалистов мы обучаем, и для меня квалификация педагога - это главное. Например, у нас есть система наставничества. Если к нам приходит молодой педагог, к нему сразу прикрепляется наставник в лице опытного педагога. Это нужно, чтобы молодой специалист смог быстрее понять нашу систему, чтобы был под крылом человека, который всё это знает. Чтобы не было ситуации, что педагог остался один на один с проблемой, с группой детей. Очень хорошо, если между начинающим и опытным сотрудником установился тесный контакт, если должного взаимопонимания нет, мы меняем наставника.

Наставник ведёт своего подопечного в течение нескольких лет. У нас есть школа молодого воспитателя, молодого педагога, мастера. На занятиях они учатся работать методически. У нас целая программа повышения квалификации наших педагогов. Мы чётко отслеживаем, чтобы все новейшие педагогические технологии были изучены и применялись нашими воспитателями. Направляем их на разные престижные курсы в Москву и в Санкт-Петербург, организуем курсы на территории училища. Только в предыдущем учебном году у нас 28 педагогов прошли обучение по восстановлению статуса детей - это новое слово в образовании. Восемь человек прошли обучение по медиативным технологиям (новая технология в образовании, которая направлена на предупреждение и разрешение конфликта - ред.).
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

В этом году Вы провели Российскую научно-практическую конференцию в Кирове. На неё съехались ваши коллеги со всей страны. Каким опытом вы делились?

- Наш проект «На повороте судьбы», который мы разрабатывали полтора года, получил грант от «Всероссийского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Суть проекта - сделать интерактивный медико-психолого-педагогический консилиум. Это значит, что все педагоги, работающие с конкретным ребёнком, собираются несколько раз в год и отслеживают динамику развития этого подростка. Приглашают самого подростка, ставят перед ним задачи, выслушивают все его чаяния. Комиссия проходит интерактивно: в ней могут принять участие члены комиссии по делам несовершеннолетних из того региона, откуда приехал подросток. Всё это направлено на дальнейшее сопровождение ребёнка, чтобы он правильно и верно шёл по своему пути реабилитации, а также на восстановление детско-родительских отношений. Общая стоимость проекта - 2 миллиона 200 тысяч рублей, по гранту нам предоставили 1,5 миллиона. На эти деньги мы закупили всё необходимое оборудование и написали программы.


Уже успели опробовать этот инструмент на практике?

- Мы регулярно такие комиссии проводим. И бывают очень трогательные моменты. Например, недавно мы проводили комиссию с мальчиком, который приехал к нам из Хабаровского края. Мама на Дальнем востоке испекла мальчишке торт, зажгла свечи, мальчик у нас тут их затушил.


У вас хорошо благоустроена территория, везде сделан ремонт. Этим сейчас немногие могут похвастаться. У училища какое-то особенное финансирование?

- Почему вы так решили? Ухоженность - это рабочие руки ребят. Плюс мы работаем над сохранностью. У мальчишек в комнатах хорошо, хотя там живёт по 18 человек. Всё это заслуга педагогов, которые воспитывают. Финансирование, конечно, выше, чем у других образовательных учреждений, но у нас и дети круглосуточно пребывают. Учителя получают побольше, чем в обычных учебных заведениях, потому что законом предусмотрены надбавки для людей, которые трудятся в таких учреждениях, как наше.
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

Вы прикладываете большие силы и средства, чтобы вернуть ребёнка к нормальной жизни. Бывают подростки, которые не поддаются воспитанию и сделать ничего нельзя?

- На моей памяти было только два таких подростка, с которыми мы бились, но не получили то, чего хотели. Ещё у одного ребёнка была очень сложная ситуация в семье. Мама занималась бизнесом, у неё успешный второй сын, а первого своего сына она воспринимала очень своеобразно. Были метания от гиперопеки до полного безразличия к его судьбе. Он к нам приехал в 11 лет и к 14 годам, несмотря на все наши усилия, стал ещё более сложным. Но ребёнок сам понимал, что в нём жила обида на мать. Она по несколько раз в год приезжала его навестить, но никакого эмоционального контакта мы так и не увидели. В итоге через три месяца после того, как он вернулся домой, мать через суд отказалась от родительских прав и сдала его в детский дом. Сейчас этот ребёнок находится в спецучилище в Майкопе. Я отслеживаю его судьбу.


А как часто у ваших воспитанников бывают рецидивы?

- Сейчас у наших выпускников около 6% рецидивов. В середине девяностых этот показатель был почти 40%. Бывает такое, что ребёнок говорит: «Я приеду домой, закодирую маму, сделаю то, это». А приезжает домой, возвращается в неблагоприятную среду, и всё возвращается. Вся наша работа в итоге насмарку.


Вы давно в этой сфере. Как считаете, в чём основная причина преступности среди детей?

- Проблема, которую мы решаем с каждым новым набором, - криминализация. Детям интересна вся эта тюремная субкультура. Эта проблема общества в целом.
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»
Татьяна Хохлова: «Дети попадают к нам потому, что стали ненужными в школе и в семье»

Что должны сделать родители, чтобы это не стало их проблемой и проблемой их ребёнка?

- Только заменять это другими интересами. Делать престижным здоровый образ жизни, много говорить о том, какой мужчина должен быть ухоженный и красивый. Ребёнок должен заниматься спортом, творчеством, культурой речи, культурой поведения. Всё это должно быть очень показательно, на хороших примерах, чтобы ребёнок понял, как это круто. Просто говорить, что такое хорошо, а что такое плохо - бесполезно. Тонкий механизм и правильно организованная деятельность - только это может дать результат. Либо вы займётесь ребёнком и организуете его жизнь, либо он займётся своей жизнью сам. И не факт, что он будет организовывать её так, как нравится вам.

Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!