650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Автор:
31 августа 2017, в 07:00
Просмотров: 13528

В Кировской области расположено закрытое учебное заведение для детей, которые совершили преступление, но нести уголовную ответственность не могут в силу своего возраста. Мы пообщались с этими ребятами и посмотрели, как они живут.

В преддверии Дня знаний принято рассказывать о том, как к новому учебному году готовятся общеобразовательные школы, лицеи и ВУЗы. Но мы сегодня расскажем вам о необычном учебном заведении. Это Орловское спецучилище закрытого типа. В нём учатся дети, которые совершили преступления, но по закону из-за слишком юного возраста отправить их в тюрьму нельзя.

Около 80 километров по федеральной трассе «Вятка» - и мы в Орлове. Небольшой городок, население которого не дотягивает и до 7 тысяч человек, раскинулся на высоком живописном берегу Вятки. На рубеже XIX и XX веков он был местом ссылки революционеров. Здесь, например, несколько лет провёл Вацлав Воровский, в честь которого названа одна из главных улиц Кирова. После революции город переименовали в Халтурин, в честь столяра Степана Халтурина, который родился в Орловском уезде, в феврале 1880 он попытался убить Александра II, взорвав бомбу в Зимнем дворце.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Советский Халтурин унаследовал своё ссыльное царское прошлое. В 1943 году здесь появилась детская воспитательная колония, которую в 1965 году переименовали в Халтуринское спецучилище. Сейчас это Орловское спецучилище закрытого типа для детей с общественно опасным поведением. Сюда попадают те, кто совершил преступления, в том числе и тяжкие, но отправить за решётку их нельзя из-за слишком юного возраста. Суд назначает им наказание в виде спецучилища на срок до 3-х лет. Училище относится к образовательным учреждениям и подведомственно федеральному минобру, а не УФСИН. В России всего 19 подобных заведений: 15 для мальчиков и 4 для девочек.

Корпусы училища расположены за высоким каменным забором, который венчает железная решётка. На проходной - серьёзная пропускная система, рюкзак журналиста внимательно досматривают на предмет запрещённых вещей, после - небольшие формальности пропускного режима, и мы на территории. Высокий забор, решётки на окнах, КПП диссонируют с тем, что находится на территории. Обстановка напоминает показательный детский загородный лагерь. Даже есть местные олимпийские игры, как в пионерском лагере, только по отделениям, а не по отрядам.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

На территории расположен административный корпус, две вахты, учебные мастерские, два спальных корпуса, школа, учебный корпус, общественно-бытовой корпус, банно-прачечный комплекс, гараж, складские помещения, овощехранилище, сауна и зимний сад.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Заместитель директора по воспитательной работе Игорь Тебеньков ведёт нас в корпус для самых маленьких: здесь живут дети 11 - 13 лет, и у них сейчас как раз подъём.


Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

В коридорах - рисунки и идеальный порядок. После подъёма - зарядка, утренний туалет и завтрак. Сейчас дети на каникулах, они не учатся, поэтому после завтрака сразу приступают к работе. Тех, кому ещё не исполнилось 14 лет, по закону нельзя допускать в производственные мастерские, поэтому они вышивают и плетут бисером, а старшие занимаются в производственном корпусе, где получают рабочую профессию.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Но эта трогательная картина становится менее трогательной, когда вспоминаешь, что находишься не в детском лагере и даже не в детском доме. Все эти дети оказались здесь не просто так. Игорь Николаевич просит ребят в двух словах рассказать о своей судьбе: за что они сюда попали и как им здесь живется.

В младшем отряде в основном воришки и хулиганы, они без особого стеснения говорят, что воровали, убегали из дома и плохо учились. Но есть дети, которые называют лишь дату приёма в спецучилище и опускают голову. Позже воспитатель объяснил, что эти дети оказались здесь по тяжким статьям, и они под особым контролем.

Игорь Тебеньков рассказывает, что за его более чем двадцатилетний трудовой стаж были разные истории, от которых мурашки по коже.

- Привезли к нам, помню, троих братьев. Самому старшему 13 лет, бомж у них закурить попросил, они лупили его палками, пока насмерть не забили. Был ещё один парень, тоже бродягу ломом убил.

В целом истории детей очень похожи между собой. Многие из них говорят, что связались с плохой компанией и «пошло-поехало».


Дети разделены по отрядам по возрастному принципу, чтобы не было дедовщины. Есть особый отряд - юноши с отклонениями в развитии. В училище представлена практически вся Россия, из Кировской области всего несколько человек. Очень много детей с Урала и Дальнего Востока.
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Все отделения - под замком. По всей территории ведётся видеонаблюдение, для этого установлено более 100 камер, даже в жилых комнатах. Сотовые телефоны под запретом, дети созваниваются с родителями по стационарному телефону, доступ к которому не ограничен. Родители также могут позвонить в любое время. Кроме этого, воспитанники поддерживают связь с домом письмами и открытками. Интернет есть в учебных классах, но зайти с учебного компьютера можно только на определённые сайты. Выход за территорию запрещён, как и вход посторонним. Для личного общения с родителями на КПП есть комната свиданий. Но, несмотря на серьёзные меры безопасности, побеги всё же бывают. Влияет ещё и то, что многие ученики имеют склонность к бродяжничеству.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

За хорошее поведение детей отпускают в так называемый отпуск - домой. Те, кто регулярно нарушает дисциплину, на такие поблажки рассчитывать не могут.

Среди воспитателей много крепких мужчин, но есть и женщины. Взрослые находятся вместе с детьми постоянно, даже ночью. Персонал училища составляет 150 человек на 110 обучающихся. На территории есть своя санчасть, в которой работают педиатр, стоматолог, фельдшер, психиатр и несколько медсестёр.

Передвижения по территории - строем, в сопровождении взрослого. Вот, например, воспитанники идут в столовую.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Поражает разнообразие меню и качество еды.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

В старшем отряде набор правонарушений немного другой, больше всего отбывают срок за кражу, угоны и побои. Замдиректора по воспитательной работе отмечает, что в последнее время всё больше торговцев спайсом (наркотическими курительными смесями - ред.). Но есть и куда более страшные истории, когда просто не укладывается в голове, что подобные зверства мог совершить ребенок. Дети постарше уже иначе рассуждают о своих поступках и, кажется, лучше понимают, за что сюда попали. Многие, на первый взгляд, довольно искренне хотят исправиться, используя возможности и условия, о которых дома они не могли и мечтать.


Для психолого-медико-социальной реабилитации, иными словами, исправления, в училище созданы весьма благоприятные условия. Принято считать, что в подобных местах ничего хорошего нет, и исправить человека они не могут в принципе. Но общение с персоналом и воспитанниками может скорректировать этот стереотип.

В комнате психологической разгрузки работает психолог Любовь Колеватова. По её словам, дети, конечно, сложные, часто из неблагополучных семей. И добавляет, что многие люди неправильно понимают фразу «неблагополучная семья», ставя во главу угла материальную составляющую.

- Неблагополучная - это не всегда малообеспеченная семья. Бывают дети хорошие из пьющих семей, а бывают сложные из обеспеченных полных семей. Родители из такой семьи обычно говорят, что у ребёнка было всё, а начинаешь дальше с ними говорить, и выясняется, что никакого контакта с ребёнком не было. Мы пытаемся таких детей вернуть в жизнь. Главное, чтобы ребёнок понял, что он сделал. Дети более жестокие, чем взрослые, потому что у них нет опыта и они не понимают, что делают кому-то больно или плохо. Говорить ему напрямую, что так делать нельзя, бесполезно. Объясняем им это через литературу или на личном примере. Например, мальчик прибыл к нам за тяжкое преступление. Я спросила: а если бы такое сделали с твоей маленькой сестрёнкой? Он завозмущался, сказал, что растерзал бы того, кто это сделал.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Помимо работы с психологом, все дети, в силу своих индивидуальных возможностей, вовлечены в спорт и творчество: две хоккейные команды, вокальные и хореографические занятия, программирование, туристско-краеведческая секция, естественно-научное направление «Огород круглый год».

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Центру дополнительного образования мог бы позавидовать любой кировский дом культуры: хороший ремонт, современное оборудование. Всё это не ради развлечения, а в воспитательных целях. Руководитель Нина Деветьярова объясняет принцип возвращение детей в детство.

- Наша главная задача - чтобы ребёнок, чем бы он не занимался, оказался в ситуации успеха, почувствовал, что у него получается, заработал авторитет среди сверстников благодаря хорошим поступкам. Например, лучше всех спел, станцевал, оказался самым выносливым в походе. До этого многие воспитанники ничем хорошим выделиться не могли, только плохим. Они завоёвывали уважение на улице, совершая правонарушения.

Стены помещения украшены дипломами за победы в творческих конкурсах и фотографиями успешных выпускников, которые вернулись к нормальной жизни.

Училище часто посещают высокие гости. Последними были экс-секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов и капитан команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаев.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

Выпускники училища выходят на свободу, имея профессию. В производственном корпусе подростков учат на токарей, слесарей, столяров, ребят с ограниченными возможностями обучают на мастеров отделочных работ. Во время каникул ученики своими силами делают ремонт производственных помещений. Замдиректора по производственной части Андрей Позолотин рассказывает, что эти дети привыкли к уличной жизни и отсутствию обязанностей, а потому очень ленивые. Но постепенно во многих удаётся воспитать трудолюбие. За хорошую работу ученики раз в месяц могут рассчитывать на чаепитие или рыбалку, благо река Вятка находится прямо за забором.

Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео
Жизнь детей, которые преступили закон. Репортаж из Орловского спецучилища. Видео

После того, как выпускник покидает учебное заведение, училище продолжает его опекать: поддерживает связь с семьёй, следит за соблюдением социальных гарантий. Но, к сожалению, случаются рецидивы. Сейчас таких случаев меньше 10%. Ещё в середине 90-х на криминальный путь возвращались почти 40% выпускников. Директор учебного заведения Татьяна Хохлова объясняет это тем, что нет целостной системы, то есть после училища с ребёнком не ведётся должная работа.

- За время нахождения в училище мы делаем всё возможное, чтобы ребёнок позитивно изменился. И за несколько лет пребывания ученика здесь нам часто удаётся добиться положительных результатов, но после выпуска ребёнок оказывается в той же среде. Он возвращается в ту же семью, в ту же школу, в детский дом. Почти всегда со стороны окружающих к нему остаётся негативное отношение. Дальнейшей работы по социализации не ведётся. Нужно, чтобы все заметили и приняли положительные изменения и меры к его дальнейшему трудоустройству и социальной адаптации.

В конце беседы директор отмечает, что общество сегодня настроено к учреждениям подобного типа и его ученикам довольно негативно. Многие считают, что «малолетние уголовники» не заслужили хорошего отношения и комфортных условий жизни. Татьяна Хохлова с этим не согласна.

- У всех родителей есть выбор, какой сделать жизнь своего ребёнка. Родитель в силах сделать ребёнка благополучным, обеспечить его всем необходимым, уделять ему больше внимания. У большинства наших воспитанников такого выбора нет. Если мы здесь не покажем им нормальную жизнь, какой она должна быть и к какой нужно стремиться, не заменим криминальные ценности на другие, у ребёнка мало шансов стать нормальным, полноценным членом общества.


Фото и видео: портал Свойкировский

Все соцсети
Комментарии
7
 
Комментарии (7)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 января 2018, в 08:58
Был я там в 1982-83г.Записи,баллы,был даже массовый побег в 1983г,в сентябре.Директором тогда был Перекальский В.И.Получил там профессию слесаря М.С.Р 2раз.Дисциплина,за нарушения снижали баллы.Тройка по теории приравнивалась к двойке.Хороший препод.там был по слесарному делу Чарушин,к сожалению не помню инициалы.Много я понял за время проведенное там,как вышел,то ни одного инцидента с органами не было,училище нужное,многим пацанам мозги вправить поможет.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 3 марта 2020, в 22:08
1979-1981г. 2-отр 7отд. воспитатели- Неганов В.М. Сунцова А.А-замечательные люди...все помню и часто до сих пор вспоминаю время проведенное в училище.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 4 октября 2020, в 20:55
Но ведь спецучилище - это тюрьма! Ну что хорошего может быть в тюрьме? Жизнь в коллективе 24 часа в сутки, ну это же не для нормального человека! Тем более не для ребёнка! Нормальный человек живёт в семье. А тем более ребёнок, ребёнок должен жить и воспитываться в семье! Мне 60 лет, я за всю жизнь не встречал случая, когда бы насильное помещение ребёнка вот в такое или подобное заведение, принесло бы ему хоть какую нибудь пользу! Только искалечат и изуродуют! А вот таких примеров знаю, к сожалению, много. Воспитать нормального ребёнка в коллективе невозможно в принципе. Ведь в коллективе много людей, чужих людей, а там, где много людей, там много [ой]Это не цинизм, а знание жизненных реалий. Только семья! Все спецшколы должны быть упразднены!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 4 октября 2020, в 21:01
Знаю много примеров, когда помещение ребёнка вот в такое или подобное заведение окончательно его калечит и уродует, превращает в преступника или в опустившегося человека! Не знаю ни одного обратного примера. Спецшколы закрытого типа - это мерзость, дети там отбывают срок лишения свободы в обстановке насилия и всех видов мерзости, присущи любой тюрьме! Там лагерные порядки и лагерные жаргон. И жестокость, жестокость, жестокость! Там звереют и дети и воспитатели, которых правильнее было бы прямо называть вертухаями! Спецшколы закрытого типа должны быть упразднены! Это мерзость и позор нашей страны и всех нас!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 октября 2020, в 22:07
Спецшколы закрытого типа - это пережиток прошлых, советских времен. Именно тогда бредовая идея так называемого советского коллективизм проникла в практическую педагогика и стала там доминирующей. Так называемое воспитание в коллективе - это бредовая идея. Бредовая изначально. В коллективе много людей, чужих людей. А там, где много людей, там много [ой]Попробуйте опровергнуть! В коллективе в принципе невозможно воспитать нормального ребёнка. Только в семье. Если нет своей родной семьи - тогда приёмная семья, опекунская семья, патронатная семья. Любая спецшкола закрытого типа это лагерная зона, где царит мерзость и жестокость, лагерные порядки и лагерные жаргон. Все пецшколы должны быть упразднены, так как там только калечат детей!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 января 2021, в 01:12
Я бывший воспитание этого училища инегего плохова немогу сказать большое спасиибо василий метрофанвчу
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!