Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница Дом мечты
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Автор:
25 июля 2023, в 06:43
Просмотров: 3548

25 июля в России отмечается День сотрудника органов следствия. Легко ли быть следователем, как справиться с трудностями профессии и есть ли правда в сериалах о расследованиях? Об этом в интервью порталу Свойкировский рассказал заместитель руководителя следственного отдела по Ленинскому району Кирова Артемий Шатунов, который посвятил службе десять лет.

Для справки: Артемий Николаевич Шатунов родился в посёлке Уни Унинского района Кировской области в 1988 году. Свою трудовую деятельность следователя начал именно на малой родине десять лет назад. Работал в должности следователя в различных подразделениях Кирова и региона Следственного управления УМВД России по Кировской области, после чего продолжил карьеру в Следственном управлении по Кировской области Следственного комитета РФ.

Говорят, что путь к профессии начинается с детства. Именно детские мечты, интересы и способности могут стать реальными планами в выборе профессии. Насколько я знаю, вы пошли по стопам мамы, работали в полиции. Расскажите, как вы пришли в профессию следователя? Почему выбрали именно Следственный комитет, а не остались в полиции?

Артемий Шатунов: Совершенно верно. Действительно, я пошёл по стопам матери, которая 20 лет отработала прокурором района, была председателем районного суда. Каждый ребёнок проходит первичную социализацию личности в семье на первых этапах взросления. Зачастую дети, смотря на своих родителей, хотят быть похожими на них, с раннего возраста перенимают, можно сказать, впитывают и характер родителей, и отношение ко всему, в том числе к работе. Думаю, это правильно. Сейчас стараюсь также воспитывать уже своих детей, но настаивать на том, чтобы и они пошли по моим стопам, не буду – пусть сами осознанно делают свой выбор.

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Помню, в детстве, когда родители объясняли мне, что такое профессия, то в первую очередь рассказывали о профессии милиционера, прокурора и судьи, а уже потом о других профессиях. Так или иначе с детства приходил к матери на работу, где уже ближе познакомился с профессией следователя. Тогда ещё были следователи-прокуроры, которые расследовали уголовные дела. Это уже потом был создан Следственный комитет при прокуратуре, а ещё позднее его преобразовали в отдельное ведомство. Когда учился в старших классах, на летних каникулах приходил в прокуратуру и помогал следователям составлять описи и, соответственно, читал уголовные дела. Уже тогда понимал, что нужно делать, чтобы доказать вину человека и на чём строится обвинение. Мне кажется, это и повлияло на мой выбор будущей профессии. Работа следователя очень сложная и ответственная, но вместе с тем интересная. Изначально трудовую деятельность начинал в следствии МВД, расследовал не сложные уголовные дела, по большей части кражи, грабежи, разбои, мошенничество. Затем поступило предложение поработать в Следственном комитете, на которое сразу же согласился, так как это своеобразный карьерный рост и саморазвитие.

Сериалы и фильмы о расследованиях – есть ли в них доля правды? Как на самом деле происходит?

Артемий Шатунов: Какая-то доля правды в сериалах и фильмах есть, поскольку так или иначе сюжеты для них взяты из реальной жизни. Из того, что видел, а видел не очень много, поскольку не хватает времени на просмотры сериалов, далеко от правды. Это неудивительно, так как зрителю было бы неинтересно смотреть на то, как следователь в кадре часами составляет протоколы и занимается другой «бумажной работой». Куда зрелищнее на экране смотрятся взрывы и погони. Это и отличает реального следователя от экранизированного.

Какое было ваше первое дело?

Артемий Шатунов: Начинающим следователям в первые дни работы не дают сложные и запутанные дела, так как у следователя нет права на ошибку, ведь допущенная ошибка может привести к утрате доказательств и, как следствие, преступник может избежать ответственности.

Первое дело, направленное в суд, было в отношении задержанного за административное правонарушение. При задержании он ударил сотрудника полиции, то есть применил насилие в отношении представителя власти. По поводу тяжёлых и лёгких дел: сразу могу сказать, что даже самое лёгкое уголовное дело может вызвать определённые трудности, поэтому, можно сказать, лёгких дел не бывает. Даже по очевидным преступлениям, где вроде бы всё понятно, необходимо проделать кропотливую следственную работу, собрать доказательственную базу, разобраться в причинах и условиях, способствующих совершению преступления, установить все обстоятельства совершённого преступления, в том числе смягчающие и отягчающие вину обвиняемого. Были на практике и сложные дела, в частности коррупционной направленности в сфере реализации национальных проектов в отношении глав органов местного самоуправления.

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Какое дело было самое тяжёлое/запоминающееся?

Артемий Шатунов: Самым запоминающимся для меня было уголовное дело, возбуждённое в 2019 году по факту обнаружения трупа в селе Порез Унинского района. Тогда я занимал должность старшего следователя Зуевского межрайонного следственного отдела, в обслуживании которого находятся Зуевский, Фалёнский, Унинский и Богородский районы. Именно Унинский и Богородский районы входили в зону моего обслуживания. Там множество маленьких деревень и сёл, где своя деревенская тихая и размеренная жизнь, где каждый житель села знает своего соседа по улице и всегда тесно с ним общается, приходит в гости. В селе Порез, население которого не более 700 человек, каждый прекрасно знает друг друга. Казалось бы, в таком тихом и спокойном селе ничего не происходит и не может произойти.

Однако в одну из ночей ноября 2019 года на телефон пожарной части поступил тревожный звонок. Звонящий был краток: «Горит сосед, приезжайте в село Порез!» В такой ситуации медлить нельзя, после звонка пожарные расчёты сразу выдвинулись на место происшествия – горел частный дом на окраине села. По приезде стало понятно, что дом уже не спасти, он был полностью охвачен огнём. На пожар тут же сбежались жители села: кто-то помогал тушить, кто-то заливал водой соседние дома, чтобы огонь не перекинулся на них, а кто-то просто пришёл посмотреть. Среди присутствующих была и дочь хозяина дома, приехавшая на пожар из посёлка Уни за 25 км. Она была уверена, что её отец жив, так как всё время, пока ехала на пожар и находилась возле охваченного огнём родительского дома, звонила на телефон отца – шли гудки. То есть телефон включён, а значит, не сгорел и отец жив, с уверенностью думала она. Но в этот момент кто-то из пожарных крикнул: «Нашли труп!» Убитая горем дочь никак не могла поверить, что её отца уже нет, «ведь его сотовый телефон не сгорел, а телефон он всегда держал при себе». Об обнаружении трупа сразу же было сообщено мне по телефону. Меня сразу насторожило, что сотовый телефон потерпевшего был «в сети» и на него шли гудки.

По приезде на место происшествия я решил во что бы то ни стало найти телефон потерпевшего. Долго искать не пришлось, при звонке на телефон где-то недалеко от места пожара, за рекой в зарослях, послышался звук рингтона. Очевидно, что сотовый телефон потерпевшего кто-то выкинул, но кто? Сам потерпевший его выкинуть не мог, поскольку со слов дочери всегда держал его при себе. Возможно, телефон выкинул тот, кто виноват в смерти потерпевшего. Медлить в данной ситуации было нельзя, ведь на телефоне могут остаться запаховые и биологические следы человека, который держал его последним. Я сразу же изъял гаджет и направил на одорологическую (запаховые следы) и молекулярно-генетические экспертизы.

Пока пожарные заканчивали тушить оставшиеся очаги, я зашёл к тому самому соседу, который сообщил о пожаре, ведь он самый первый увидел огонь в соседском доме. Весьма подозрительно показалось то, что сапоги мужчины резко пахли бензином. Было сразу принято решение детально осмотреть соседский дом, изъять образцы смывов с рук соседа и его одежду, канистру с бензином, которая стояла в доме. Сам сосед свою вину в совершении преступления отрицал. В дальнейшем при осмотре трупа потерпевшего я изъял фрагменты одежды, от которых также исходил запах бензина. После осмотра места происшествия с участием специалиста исследовательской пожарной лаборатории было понятно, что причина пожара – внесённый источник огня. По факту обнаружения трупа при тушении пожара было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ, которое долгое время оставалось нераскрытым.

Однако после первых экспертиз по изъятым мною объектам было понятно, что поджёг дом сосед, сообщивший о пожаре, так как именно его запаховые следы и генотип отобразился на сотовом телефоне погибшего. На одежде и на руках соседа были те же следы легковоспламеняющейся жидкости, что и на одежде трупа. Под тяжестью собранных по материалам уголовного дела доказательств ничего не оставалось, как признаться в содеянном. В ходе следствия установили, что погибший пригласил к себе в дом односельчанина, где они и поссорились. Сосед толкнул мужчину, тот упал и потерял сознание. Проверив, жив ли потерпевший, сосед понял, что убил знакомого. Испугавшись, он разлил бензин рядом с трупом и поджёг, взяв сотовый телефон потерпевшего с собой. Когда дом был в огне, сосед позвонил в пожарную часть и выбросил сотовый телефон погибшего за реку.

Какие дела наиболее сложно расследовать с моральной точки зрения?

Артемий Шатунов: Мне, с моральной точки зрения, всегда сложно расследовать преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Были многоэпизодные дела в отношении отчимов, которые совершали действия сексуального характера со своими падчерицами. Как правило, такие преступления происходят внутри семьи и очень часто с не родными отцами.

Какое ваше любимое следственное действие?

Артемий Шатунов: Проверка показаний на месте. Проводил это следственное действие даже по преступлениям против собственности, работая в следствии МВД. Во-первых, не всегда обвиняемый может словами объяснить в кабинете следователя обстоятельства совершённого им, например, убийства. На проверке показаний на месте преступления он воспроизводит обстановку и показывает всё детально, как происходило преступление. Тогда всё сразу же становится понятно. Во-вторых, как правило, проверка показаний фиксируется на видеозапись. В дальнейшем прокурору проще поддерживать обвинение по такому уголовному делу.

За приговорами по своим делам следите?

Артемий Шатунов: Безусловно. По каждому уголовному делу. Мне кажется, каждый следователь следит за приговорами по своим делам. Ведь именно приговор – это результат нашего труда, и куда приятнее работать и знать результат.

Кто чаще всего становится преступником/убийцей – мужчины или женщины? Действительно ли убийцы в большинстве случаев – знакомые жертвы?

Артемий Шатунов: Вообще преступности как социальному явлению посвящена целая наука – криминология. Преступность динамична. Для одних преступлений характерна женская преступность, для других – мужская. Исходя из личной практики по убийствам, например, – 50 на 50. Также по своему опыту могу сказать, что убийца всегда был знаком с жертвой или даже состоял в родственных связях.

Честно говоря, пьяная преступность преобладает над любой другой преступностью. Бывает такое, что совершают убийства на фоне психических заболеваний. Был случай, когда в очень престарелом возрасте мужчина-охотник ревновал свою жену, которой тоже было под 70 лет. Поводов для ревности она не давала, но из-за психических заболеваний у него начала развиваться фобия, и он взял ружьё и выстрелил в свою дочь, которая защищала мать, и пытался застрелить свою жену. К счастью, дочь выжила, однако с огнестрельным ранением. Так получилось, что супруга смогла отобрать у него ружьё. Мужчина был признан невменяемым, ему судом были назначены принудительные меры медицинского характера.

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Часто бывает, что нет времени на сон?

Артемий Шатунов: Были случаи, когда приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов. Нередко ночью приходится выезжать на происшествие.

Правда ли, что насильники и педофилы никогда не останавливаются на одном преступлении?

Артемий Шатунов: По всем уголовным делам этой категории в отношении обвиняемых мы проводим комплексные психолого-сексолого-психиатрические судебные экспертизы и зачастую таким обвиняемым ставят психологическое заболевание «педофилия». Эта сексуальная перверсия предполагает зависимость и сексуальное (патологическое) влечение к несовершеннолетним. Соответственно, любая зависимость предполагает, что на одном преступлении злоумышленник не остановится, если почувствует безнаказанность. Поэтому важно такие преступления выявлять сразу.

Как вы убеждаетесь в невиновности обвиняемого, если все улики говорят в пользу его виновности?

Артемий Шатунов: По каждому уголовному делу должна быть совокупность доказательств. При этом если обвиняемый говорит, что он не виновен и рассказывает свою версию произошедшего, то задача следователя либо подтвердить его показания, либо опровергнуть. В любом случае, если есть какие-то сомнения, то в силу закона они трактуются в пользу обвиняемого.

Что думаете о детекторе лжи? Насколько можно ему доверять?

Артемий Шатунов: Психофизиологические исследования при помощи полиграфа не признаются судом в качестве доказательств. Можно ли доверять детектору лжи – это дело самого следователя. Я в своей работе на результаты полиграфа никогда не рассчитывал. Как раз по тому уголовному делу 2019 года… изначально были внутренние убеждения, что преступление совершил именно сосед, сообщивший о пожаре. В первые дни были назначены все необходимые экспертизы, для производства которых нужно было время. Подозреваемого направили пройти проверку на полиграфе, но это никаких результатов не дало из-за его пожилого возраста. Был момент, когда, все понимали, кто совершил преступление, но доказательств вины не было, сам подозреваемый заявлял о своей непричастности. Только когда были получены заключения экспертизы, преступник сразу раскаялся в содеянном после ознакомления с ними.

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Как не попасть в тюрьму за самооборону?

Артемий Шатунов: Всё очень просто. Нужно лишь не превысить пределы необходимой обороны, то есть действия обороняющегося в сложившейся обстановке должны соответствовать характеру и опасности.

Как вы справляетесь с нехваткой времени и доказательств, когда необходимо докопаться до истины в сложном деле?

Артемий Шатунов: Иногда есть желание поставить время на паузу, но, увы, время не подвластно человеку, поэтому приходится приезжать на работу раньше и уходить с неё позже, чтобы всё успеть. Если что-то не получается в плане доказывания или что-то непонятно, то по делам допрашиваем специалистов для разъяснения. Следователь должен разбираться во всём. Если в производстве уголовное дело о врачебной ошибке, то следователь должен знать правила и медицинские стандарты оказания медицинской помощи не хуже врача. Если дело по факту нарушений правил охраны окружающей среды при производстве работ, то следователь должен знать нормы природоохранного законодательства и стандарты соблюдения этих норм при производстве работ.

Всегда, чтобы докопаться до истины, нужно расти самому, расширять своё познание во всех областях. Это и привлекает в профессии следователя – ты постоянно развиваешься, с каждым уголовным делом узнаёшь что-то новое для себя, а разобравшись в ситуации и доказав виновность преступника, получаешь результат своей профессиональной деятельности в виде восстановления нарушенных прав потерпевших и осуждения виновного.

Работа следователя морально и физически тяжёлая. Как вы абстрагируетесь, расслабляетесь, отдыхаете?

Артемий Шатунов: Для меня лучший способ абстрагироваться от работы – это просто побыть вместе с семьёй, детьми, близкими. Весь отдых так или иначе связан с детьми и семьёй. Стараюсь проводить с ними всё свободное время, которого, к сожалению, не так много.

«Приходилось ночевать на работе и спать в кабинете пару часов»: интервью со следователем Следкома

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег, пенсионеров следствия и их семьи с профессиональным праздником – Днём сотрудников органов следствия!

Фото: предоставлены Артемием Шатуновым


Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 26 июля 2023, в 15:28
Успехов Артемию.Вечная память его замечательной маме,посвятившей много лет жизни работе в прокуратуре.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!