Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница Дом мечты
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Предприниматель - человек, который не может знать всё». Интервью с владельцем франшизы Coffee Like в Кирове Никитой Семиларским

«Предприниматель - человек, который не может знать всё». Интервью с владельцем франшизы Coffee Like в Кирове Никитой Семиларским

Автор:
26 июля 2023, в 12:32
Просмотров: 2080

В Кирове каждый год увеличивается количество людей, которые любят кофе. Предприниматели то и дело открывают новые торговые точки, а посетители пробуют всё новые виды бодрящего напитка. О тонкостях ведения кофейного бизнеса и развитии франшизы Coffee Like в нашем городе читайте в интервью портала Свойкировский с её владельцем Никитой Семиларским.

С чего началась ваша предпринимательская деятельность?

Никита Семиларский: Путь предпринимателя у меня начался девять лет назад, с Coffee Like. Но до этого я ещё несколько лет помогал своему знакомому, он открывал бизнес и позвал меня руководить процессом. Была компания по установке канализации и водопровода в загородных домах. Это был мой первый опыт работы не на кого-то. Приходилось находить сотрудников, заключать напрямую договоры с заказчиками. Первые задатки предпринимателя у меня пошли оттуда.

Coffee Like это первый и, считаю, достаточно успешный опыт, что бывает очень редко. Раньше до открытия компании никогда не думал об этом, задатков не было. Поэтому сегодняшнее дело можно назвать в некотором смысле совпадением нескольких случайных факторов.

То есть вам внезапно захотелось открыть свой бизнес?

Никита Семиларский: Я бы не сказал, что внезапно. Были импульсы, триггеры: что-то мне не нравилось в работе. Ещё в институте мы с друзьями собирались в первой в Кирове кофейне на Карла Маркса. Там у меня возникла шальная мысль: вот классно было бы открыть кофейню, зарабатывать, сидеть там с товарищами.

А уже пять лет спустя, когда я был в поисках себя, на торговой интернет-площадке увидел объявление по продаже франшизы «кофе с собой». Стало интересно, поизучал информацию, подписался на блог основателя, и тогда зацепила открытость и молодой драйв компании. После раздумий я решил, что терять мне особо нечего и рискнул купить франшизу. Так появились первые кофейни в Кирове.

Считаете ли вы, что для создания своего дела нужно иметь прирождённый талант?

Никита Семиларский: Это очень сложный, риторический вопрос. То, что предпринимателем может стать не каждый, это 100 %. Но есть люди, которые в принципе не думали о предпринимательстве, но всё равно открыли своё дело. Есть навыки, которые точно можно развивать и над которыми можно работать. Например, продажи. Это одна из самых главных составляющих. Но речь идёт, прежде всего, об идее, которая рождается у бизнесмена. Сначала он продаёт её партнёрам, потом клиентам, сотрудникам, которых приглашает на работу.

Вторая важная деталь – быть готовым к риску. Есть люди, которые не готовы это делать, потому что у них есть определённые точки зрения, в основном они касаются важности и стабильности в жизни. Предприниматели сталкиваются с новыми вызовами постоянно. Мне не очень нравится выражение: предпринимателем классно быть, потому что работаешь на себя. На самом деле, потом оказывается, что становишься ответственным перед сотрудниками, клиентами, государством. Так правда ли это работа на себя? (Смеётся.) Тем не менее пока не попробуешь открыть своё дело, не поймёшь, твоё ли это занятие. Нельзя, не попробовав несколько раз, сказать, что это тебе не подходит. Но когда в компании появляются первые клиенты, положительные отзывы, доходы, и ты получаешь от этого удовольствие – это высшая степень удовольствия.

Вот есть предприниматели, которые зарабатывают деньги, но они несчастливы. А есть те, кто работает в найме, но у них есть стабильность, карьерный рост, и они счастливы. Зачем таким людям идти в предпринимательство? Это здорово, что им нравится то дело, которым они занимаются.

Есть ли у вас страх, прежде чем идёте на риск?

Никита Семиларский: Безусловно, всегда. Это физиология. Я не верю, что есть люди, которые не боятся, просто у всех это по-разному проявляется. Например, когда был ковид, сначала у бизнесменов был страх, шок. Ты не понимал, что происходит, так как никто никогда не сталкивался с таким вирусом и сопутствующими ему проблемами. Но потом быстро приходишь в сознание, потому что от тебя зависит компания, и начинаешь действовать. Мы уже пережили несколько кризисов, и выходили из них сильнее, эффективнее. А сейчас смотришь назад и, кажется, какая ерунда была!

Чтобы побороть любой страх, нужно пробовать решать проблемы – так построена жизнь. Классно, когда плюсом к этому ты видишь поддержку близких людей, партнёров. Условно, один силён в одних процессах, второй – в других, и вы друг друга компенсируете в итоге, можете посоветоваться и поддержать. Ещё важно не бояться общаться с более опытными людьми и задавать им вопросы. Сейчас это модно называть наставничеством, но это действительно того стоит. Часто если у меня нет ответа на какой-то вопрос, я пойду и спрошу у того, кто уже когда-то это решал.

Ну и, наконец, в сложных ситуациях можно просто нанять человека-управленца, имеющего соответствующий опыт работы. За деньги или на других условиях – уже неважно. Отмечу, что предприниматель – человек, который не может знать всё. Его задача организовать классно работу и не брать всю её на себя. Последнее действие всегда приводит к тупику.

Поделитесь, какие принципы и ценности лежат в основе вашего бизнеса?

Никита Семиларский: Если говорить о компании, то это всегда уважение. У нас не говорят на «вы», мы общаемся на «ты». Стараемся быть открытыми для сотрудников и гостей, которое всё показывает и объясняет. С одной стороны может показаться, что у нас всё на лайте, комфортные условия. Но при этом мы требовательны к результату.

Нужно относиться к сотрудникам так, как они относились бы к своим клиентам. Нельзя заставить своих бариста вежливо общаться с гостями, если ты на них орёшь, ругаешься. Это, в своём роде, зеркало. Всё, что покажешь ему, будет транслироваться на клиентов в итоге. А для нашей сферы очень важен сервис, потому что «люди идут на людей».

Какие сейчас есть основные проблемы в развитии франшизы Coffee Like?

Никита Семиларский: В основном это недостаток сотрудников. Это проблема № 1. Если раньше было трудно настраивать маркетинг, искать клиентов, то сейчас сложно приглашать к себе на работу ребят. Нужно быть чем-то лучше на рынке труда как работодатель. Кадровый голод сейчас затрагивает практически всех предпринимателей.

У нас ситуация в целом где-то лучше складывается, но пять лет назад мы даже на онлайн-площадках не выкладывали объявления. Входящий поток желающих работать тогда превышал спрос. Сейчас мы активно ищем, набираем, проводим открытые мероприятия по подключению к делу ребят. Особенно с учётом того, что мы растём.

С чем связана проблема кадрового голода, кроме конкуренции компаний из сферы продажи кофе?

Никита Семиларский: Это связано с демографической «ямой». Физически молодых ребят стало меньше в Кирове. Кроме того, после пандемии у сферы общепита сложилась репутация небезопасной. Тогда, во время коронавируса, закрывались различные магазины, заведения. Ещё сильно влияет миграция ребят из небольших регионов в Москву или Санкт-Петербург.

Ещё назову один фактор. Если посмотреть интернет последних 3-4 лет, есть видеоролики с перечисленными профессиями, которых в будущем не станет. Говорят, мол, скоро все рабочие профессии заменят роботы. И те, кто сейчас учатся, они понимают, что нужно идти в IT-сферу, а работать руками уже не хотят. Поэтому обслуживающий персонал он как был в дефиците, так ситуация и продолжает ухудшаться.

В Кирове есть ещё много разных кофеен. Как вы привлекаете клиентов именно в ваше заведение?

Никита Семиларский: У нас нет какого-то определённого инструмента, мы сформировались как сильный бренд. Не могу сказать, что конкуренция высокая. Тем не менее не могу никогда сказать, что мы лучшие. Наша задача – всегда поддерживать стабильное качество кофе. Большинству наших гостей желательно, чтобы тот кофе, который они пили вчера, оказался сегодня таким же. То же самое и с бариста.

Конечно, есть и люди, которым важно получить что-то новое. Для них мы придумываем новые виды продуктов. Также интересный инструмент – создание лимитированных серий. Так можно удивлять посетителей. Таким образом поводов прийти к нам становится чуть больше.

Отмечу, что каждый год у нас открываются три-четыре торговые точки в новых местах и районах. За счёт этого, в том числе, у нас появляются новые клиенты.

Планируете ли вы когда-нибудь остановиться, перестать открывать новые точки?

Никита Семиларский: Отмечу, что постоянно у нас работают 27 точек. Вместе с сезонными получится 30, где-то так. Я каждый год думаю: ну где ещё открывать кофейни? Но до сих пор открываем новые места, и здесь интересен один момент. В России потребление кофе ещё не на высоком уровне, оно каждый год растёт на 10 %.

Но если сравнивать Россию со скандинавскими, европейскими странами, то у нас потребление на душу населения в три-четыре раза меньше. Поэтому мы видим потенциал, это до сих пор растущий рынок. Ядро аудитории у нас меняется. Если раньше нас посещали люди от 20 до 30 лет, то сейчас – от 15 до 45. Всё больше людей начинают любить кофе, использовать его не только как элемент радости, но и как частицу повседневной жизни. Поэтому останавливаться мы не планируем, есть куда в Кирове расти.

Мы, например, в 2023 году открыли несколько точек в Кирово-Чепецке. Если раньше к маленьким городам относились скептически, то теперь видим, что нас там тоже хотят видеть и мы точно теперь не ограничиваемся в росте.

Недавно вы открыли новую мини-кофейню в Метрограде. Несмотря на то, что она создана в новом формате, востребованность у кировчан была высокая. Сколько в среднем посетителей к вам туда приходят ежедневно?

Никита Семиларский: Эту кофейню открыл наш партнёр. И она с первых дней показывает отличные результаты. В среднем её посещают 100 человек в день, это больше чем наш средний результат по сети. Метроград – современный район с прекрасной инфраструктурой, а выпить кофе было негде. Эту мини-кофейню посещают мамы с колясками, фрилансеры и так далее. Там можно прийти, посидеть, поработать.

Спальные районы в результате оказываются не менее востребованными, чем точки в центре города. Мы просто смотрим, где можно павильон поставить или выбрать коммерческое помещение. Главное, чтобы была подходящая локация.

Помещения под кофейни вы арендуете или приобретаете?

Никита Семиларский: Мы всегда арендуем помещения, потому что кофейни – это наш основной бизнес. И основную часть прибыли мы вкладываем в открытие новых точек. Покупать помещения нам пока кажется неразумным.

Не могу не затронуть тему экологии. Сеть в основном предполагает формат «на вынос». Однако природе вредят пластиковая посуда и стаканы. Предпринимаете ли вы меры для сокращения выброса таких отходов?

Никита Семиларский: Во-первых, у нас есть скидка гостям, которые приходят со своей кружкой. Мы поощряем таких посетителей. Ещё недавно мы перешли на крышки из перерабатываемого пластика. Мы очень много смотрим на упаковку и наблюдаем за несколькими производителями биоразлагаемых стаканчиков. У нас есть проблема с бумажными стаканчиками: у них есть плёнка. Но в России пока нет заводов, способных их перерабатывать. Но я думаю, что в будущем все подобные отходы будут ликвидировать без вреда природе. Думаю, совсем скоро уберём трубочки из доступа и крышки. А выдавать будем только по запросу.

Что касается грядущего 650-летия Кирова, планируете ли реализовать какой-то проект к празднику, как некоторые другие предприниматели в городе?

Никита Семиларский: Кофе лайк уже тесно связан с Кировом. Мы всегда поддерживаем городские мероприятия, участвуем в благоустройстве городских пространств и благотворительности. Уверен, и в юбилее города мы будем принимать активное участие. Поэтому будем ждать туристов, готовиться к их приезду на праздник. Есть желание сделать большой праздник, выступить на мероприятиях и побыть спонсорами. Мы как компания открыты к предложениям и готовы помочь с организацией юбилея Кирова.

Фото: соцсети Никиты Семиларского

Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!