650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Автор:
2 мая 2018, в 15:40
Просмотров: 5218

Как создать непобедимую команду, по каким книгам стыдно составлять вопросы и почему за игровым столом важно даже то, кто где сидит - читайте в интервью портала Свойкировский.

Продюсер, писатель и создатель игр, а по совместительству игрок телевизионного шоу «Что? Где? Когда?» Павел Сурков приехал в Киров, чтобы поговорить об интеллектуальных играх. Он считает, что волна популярности «полезного» досуга охватила всю страну. Киров не стал исключением. Сейчас в нашем городе можно найти «игры разума» разного уровня и на любой вкус. Это Клуб интеллектуальных игр ВятГУ, «Элементариум», «Мозгобойня», «Лига Индиго», «Тупой и ещё тупее» и другие. При этом количество желающих сыграть тоже не уменьшается.


Павел, с чем связываете бум интеллектуальных игр?

- Людям надоело быть дураками. Во-первых, интеллектуальная игра – это очень тщеславная вещь, так как ты видишь результат своего собственного ума. Ощутить себя умным всегда приятно. В хороших играх даже самый заурядный участник чувствует свою значимость и причастность к некому общему ценному результату интеллектуального порядка. Это хорошо играет на самолюбии человека. Во-вторых, это многое даёт в плане коммуникации, получения знаний или отработки уже имеющихся. Это раскачка самого себя.


Где видите большее желание играть – в регионах или в Москве?

- Везде. Я думаю, что людям надоело тупо сидеть на лавочке и пить пиво. Хочется чем-то заняться.


Вы уверены, что люди, которые сидят на лавочке, бросят пить пиво и пойдут играть?

- Не списывайте их со счетов. Они, может быть, просто ещё не пришли к этому. Здорово то, что становится всё больше интеллектуальных игр с несложными вопросами, где каждый, даже новичок, может попробовать свои силы. Кроме того, играми можно решать любые вопросы. Мы можем сыграть в любую игру, она может быть прикладной и чему-нибудь вас научит.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Можете назвать игру, которая чем-то может помочь на практике?

- Зависит от того, какую задачу нужно решить.


Например, как сделать брак идеальным.

- Я могу вам сейчас такую игру придумать. Хорошему игропрактику, чтобы придумать игру, нужно минут пять. Иногда меньше. Дальше он должен её протестировать, потом упаковать. Итак, игра «Поиск сокровищ». Каждый день или хотя бы раз в неделю оставляете своему любимому маленькое сокровище. Даёте подсказки, где вы его запрятали. Это может быть маленький сюрприз в шкафу, билеты на концерт, книжки. Ищите вещи, которые важны и ценны вашему супругу. Можете их оставлять в том месте, где супруг часто бывает. Например, он сахарницу открывает, а там сюрприз.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Есть какой-то общий рецепт выигрыша в командной игре?

- Если говорить про «Что? Где? Когда?», то тут очень просто. Шесть человек - шесть функций. Первая функция - КПД. Этот же человек абсолютный эрудит, ходячая Википедия. Человек без прикладных знаний, но с фактологическими знаниями. Разбуди его ночью и спроси, когда была битва при Грюнвальде или состав политбюро ЦК КПСС по состоянию на 14 ноября 1984 года – он ответит.

Вторая функция – интуит. Человек со звериной, невероятной интуицией. Чувствует, где есть правильный ответ и в какой области надо рыть. Третья функция – ребёнок, но не в плане возраста, а человек, который может выйти из плоскости взрослого и уйти в абсолютно «ребячье» состояние. Четвёртая функция – спортсмен. Очень много вопросов бывает из конкретной области спорта. Если в культуре, литературе, политике мы все как-то разбираемся, то в спорте нужны точечные знания.
Пятая – критик. Причём жёсткий. Он на 57 секунде задаст вопрос «а почему?», и если вы не можете ему объяснить, почему, ответ неверный. Шестая функция – противоположный пол. Команда не может состоять только из девочек или только из мальчиков. Должен быть человек другого пола с противоположным мышлением. Потому что что-то знает по-другому, чувствует, ощущает. Если вы соберёте такую команду и начнёте её тренировать, у вас будет непобедимый игровой организм.


Общение внутри команды тоже нужно тренировать?

- Конечно. Вы должны работать как единый организм со своими функциями. Посмотрите, как бывают сыграны между собой футболисты или хоккеисты. Понаблюдайте, как плотно сыграна команда именно этих игроков именно в этой последовательности. Тренер понимает, в какой момент нужно вывести того игрока, а этого придержать. Примерно также в интеллектуальной игре люди взаимодействуют, вплоть до того, как они должны сидеть.


От чего это зависит?

- Кому-то нужен визуальный контакт, а кто-то настолько чувствует другого игрока, что ему не надо на него смотреть. Если в команде есть антагонисты, не надо их усаживать напротив друг друга, они будут раздражаться.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Павел, как вы пришли в интеллектуальные игры?

- Это было в далёком 1996 году. Мне тогда было 17 лет и я очень хотел сыграть в «Что? Где? Когда?». Мои друзья привели меня в спортивное «Что? Где? Когда», и так всё началось. Я этим безобразием занимаюсь уже 22 года (улыбается). Много раз пытался завязать, но это иголка, на которую ты садишься и с которой очень трудно соскочить.


Игроки «Что? Где? Когда?» часто называют свою любовь к игре болезнью. Что это для вас?

- Это не наркотик, не привычка, не хобби. Это моя молодость и мои друзья. Сейчас для меня это ещё и способ работы, так как игропрактика стала частью моей деятельности, и это важно.


Как вы попали в элитарный клуб ЧГК?

- Я пришёл на отбор, помню даже вопросы, которые тогда игрались. Меня взяли в одну из команд. С этой командой я и начал тренироваться. Владимир Яковлевич Ворошилов, создатель и первый ведущий «Что? Где? Когда?», очень чётко выстроил иерархическую структуру игры. Из нижней лиги ты должен был подняться в высшую лигу. Из высшей ты мог поехать на иногородние фестивали, где тебя могли пригласить на «Брэйн ринг». Показавшись на «Брэйн ринге», ты мог попасть уже в отбор «Что? Где? Когда?» на телевизионную съёмку.


Значит, вы были на телевизионной игре ЧГК и «Брэйн ринге»?

- Да.


Психологически на «Брэйн ринге» легче?

- Не сказал бы. «Брэйн ринг» был невероятно дружной штукой, самые мои светлые впечатления были со съёмок этой игры. Очень много команд со всей страны, огромная толпа народу. Снимали несколько дней с утра до вечера. Рано утром приезжали на съёмки, ты никогда не знал, когда ты сядешь за игровой стол, и никто не знал, когда тебя вызовут на ринг. Ходили слухи, что ты можешь поговорить с редакторами – сегодня не вызовут, завтра вызовут. Но ты никогда не знал, против кого. Все дружили, вместе тусовались, и это была такая радость. Было абсолютное стирание граней между младшим и старшим поколениями. Все были наравне. В коридоре «Останкино» можно было пообщаться с известными игроками «Что? Где? Когда?» Александром Друзем или Максимом Поташевым. Уже тогда было понятно, что это игроки высшего класса. И никто не «звездил», не задавался.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Значит, из «Брэйн ринга» выходили лучшие?

- «Брэйн ринг» – это был старт. Некоторые блестящие игроки в «Брэйн Ринг» чурались и не хотели играть в «Что? Где? Когда?». Потому что там важна скорость мышления. Например, Ирина Константиновна Тюрикова, ушедшая от нас совсем недавно, прекрасный игрок в «Брэйн ринг», не играла в «Что? Где? Когда?». ЧГК ей было просто неинтересно. Потом она в качестве редактора делала «Свою игру» и до последних дней там работала, писала вопросы. И сейчас я смотрю «Свою игру» и ощущаю, что рука Ирины Константиновны оттуда ушла. А были и универсальные игроки. В «Брэйн ринге» другая скорость, другая реакция. В двух метрах от тебя соперники, которые не дай бог нажмут кнопку быстрее. Надо тренировать нажатие кнопки. Это уже другая функция в команде – заиметь хорошего кнопочника.


Нажать кнопку так сложно?

- Здесь тренировка другой коммуникации: ты должен увидеть, понять, что ответ в команде есть. И ещё быстро сориентироваться, кому дать отвечать. И самому нажать, если ты готов правильно ответить. Был блестящий капитан московской команды Алексей Коринский по прозвищу Барсик. Потому что у него был кот Барсик, и как признавался сам Алексей, именно благодаря коту он блестяще отработал реакцию: он бил лапой хозяину по руке и тот быстро её одёргивал. И Коринского пережать на кнопке не мог никто.


Из каких регионов выходит больше всего талантливых игроков?

- Питерская школа знатоков очень хорошая. Были хорошие фестивали в Саранске, в Великих Луках, но это в 90-е годы. Мне нравятся грузинские, азербайджанские команды, белорусские, в Одессе было сильное движение, в Израиле - за счёт эмигрантов, в Финляндии. Совсем из регионов, честно, не помню. Сейчас в каждом городе огромное количество игр и кубков.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Если человек или команда захотят выйти из региона на федеральный уровень, как они могут это сделать?

- Сейчас большое внимание уделено команде телезрителей. Я, например, очень хотел сесть за игровой стол в «Что? Где? Когда?» в юбилейные игры в 2010 году. Но так получилось, что места для меня не нашлось. Но я-то хочу играть, почему бы не сыграть с другой стороны. И я сыграл за телезрителей. Мой вопрос был признан лучшим.


Как составить вопрос, чтобы он прозвучал в интеллектуальной игре?

- Мой рецепт таков. Первое: все данные для правильного ответа должны находиться внутри вопроса. Вопрос не должен быть на точные знания. «В каком году родился писатель такой-то?» - плохо. Второе: вопрос должен быть как минимум двухуровневый. Один уровень должен быть взят игроками, второй уровень должен быть выстроен ассоциативно. И, наконец, третье: вопрос должен быть составлен из категории нескольких видов знаний.

Давайте я покажу, как устроен мой вопрос, который был признан лучшим на юбилейной игре «Что? Где? Когда?» в 2010 году. В 1928 году в Лондоне состоялась первая персональная выставка Казимира Малевича. На ней были представлены его самые известные работы, в том числе «Красный квадрат». Картина вызвала споры со стороны критиков, некоторые отказывались понимать, что изображено на этой картине. И только критик Леонард Бернстайн сказал, что у него нет никаких сомнений в отношении того, что изображено на этой картине. Эта картина, по его мнению, пейзаж. Мой вопрос звучал так: а что, по мнению Бернстайна, изображено на этом пейзаже? В телеэфире вопрос прозвучал так: почему Бернстайн назвал эту картину пейзажем?


И каков ответ?

- Смотрите, как раскручивать этот вопрос. В нём есть все данные: Малевич, «Красный квадрат», выставка, Лондон - это все сведения, которые нам нужны для поиска правильного ответа. Как выглядит выставка? Под каждой картиной название. Далее вы понимаете, что в Лондоне названия картин написаны на английском. Переводите «Красный квадрат» на английский (в команде обязательно есть англоговорящий человек) и получится «Red Square» («Красная площадь»). Красная площадь – географический объект.

«Людям надоело быть дураками». Знаток Павел Сурков - об интеллектуальных играх в регионах и на телевидении

Знатоки ответили на этот вопрос?

-Нет. Потом известный знаток Лена Орлова мне сказала, что это был вопрос в классической традиции Ворошилова. Это была, наверное, лучшая похвала, которую я получал.


Сколько времени ушло на составление вопроса?

- Минут 10 я составлял этот вопрос. Наткнулся на этот факт в какой-то книжке. У нас была такая игра: ты берёшь книжку, которую сейчас читаешь. Любую. Или журнал. Быстренько на основе информации садишься и сочиняешь 20 вопросов за вечер. Кстати, есть три книжки, по которым знатокам стыдно писать вопросы: «Властелин колец», «Мастер и Маргарита» и теперь «Гарри Поттер».


А проиграть команде со счётом ноль – не стыдно?

- Нет. Ничего не стыдно. Стыдно вести себя неприлично, совершить подлость, подсказывать, ругаться. И то иногда режиссура телеигр так выстроена, что это является частью зрелища. Сейчас уже редко появляются новые лица – у зрителей есть любимцы. Если на «Что? Где? Когда?» Равшан Аскеров поругался с Александром Друзем, все знают, что это часть телешоу.

Это живая игра. Владимир Яковлевич Ворошилов всё время что-то менял, добавлял, держал руку на пульсе: пусть волчок выбирает игрока, который отвечает, введём зеро, введём блиц, введём супер-блиц. Он построил игру как художник. И ещё это успех великого оператора-постановщика программы Александра Фукса. Он делал быструю съёмку, крупные планы, видеомонтаж, тогда никто так не работал с камерой. И очень многое на современном телевидении пошло из «Что? Где? Когда?».

Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 3 мая 2018, в 00:02
Посмотрел бы я, как он в "очко" сыграет на шестерке, игрок.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 14 мая 2018, в 12:17
Это не знаток и не игрок телевизионного шоу «Что? Где? Когда?»
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!