«Весь Киров - как немножко раздолбанное пианино»: историк Павел Гнилорыбов снял фильм о Вятке

Автор проекта «Моспешком», историк, публицист Павел Гнилорыбов побывал в Кирове и снял о городе фильм «Хлынов, Вятка, Киров. Три в одном». Эта работа стала одним из результатов путешествия: с 5 по 12 марта в Кировскую область приезжала экспедиция проекта «Архитектурные излишества», которая посетила не только Киров, но и другие города региона.

Гнилорыбов называет Киров городом, «застрявшим между русским Севером и Поволжьем», и говорит, что попытался раскрыть основные достопримечательности и вехи истории Кирова.

- Куда его отнести, непонятно: даже придумали специальный Волго-Вятский экономический район. Самый восточный город эпохи Древней Руси, сменивший аж три названия. Город, постоянно путающий путешественника, центр обширного лесного края. Ссыльные, вятское барокко, связь с рекой, свой гениальный архитектор... Всё это центр Вятки, рваный и притягательный, - говорится в описании фильма.
За 40 минут фильма историк успел рассказать о многократной смене названий, прогулялся по набережной Грина, посетил здание присутственных мест, где работал Салтыков-Щедрин (часть съёмок проходила в редакции портала Свойкировский), отметил красивое расположение города на берегах Вятки и сохранившиеся монастыри. Павел отметил, что Киров назван в честь человека, который в городе ни разу не бывал. Напомнил, что по Вятке ходили суда и в конце 19 века город активно развивался:
- Министр народного просвещения Дмитрий Толстой в 1870-е годы считал, что Вятка - это действительно северная Италия, и наоборот - не в Вятку нужно ссылать народ за вольнодумство, а из Вятки высылать, потому что бескрайнее небо и прекрасная классическая архитектура. Сейчас это во многом уже не так.
Побывал Гнилорыбов в Трифоновом монастыре, откуда стартует Великорецкий крестный ход - один из крупнейших в России, упомянул о Тихоне Булычёве, сохранившемся в плачевном состоянии питейном доме (Приказной избе), взорванном Александро-Невском соборе, на месте которого находится филармония. Александровский сад он назвал «одним из лучших провинциальных парков России»:
- Губернский Киров, честно скажем, сохранил немного своих памятников. Они нещадно выжигаются, сносятся, мы не знаем, что останется к 650-летию города, которое будут праздновать в 2024 году. Но Кирову повезло вдвойне: здесь находится один из лучших провинциальных парков России с чудесной входной группой и ротондами. Всю эту прелесть создавал и планировал архитектор Александр Витберг, друг Герцена.
Дом, где жили Герцен и Витберг, историк называет прекрасным примером классицизма. Главной проблемой Кирова, как и многих других городов, он назвал не сохранившиеся интерьеры. Раскритиковал Гнилорыбов и кировские парки:
- Мы ругаем не конкретно Киров, мы обращаем внимание на многие города, где парки выполняют чисто номинальную функцию, хаотичны, бессистемны, и мы надеемся, что федеральные программы и огромные деньги, которые выделяются, помогут совершить качественный рывок в этом направлении.
Методы сохранения архитектуры в Кирове Павел назвал старыми, «чуть ли не столетними и отнюдь не прогрессивными», а старую Вятку - практически утерянной. Особенно его возмутило состояние «китайского домика».
- Идёшь по городу, и везде попадаются деревянные дома, частью сгоревшие, частью расселённые, и мы вынуждены сказать, что старой Вятки практически больше нет, она осталась, может быть, на старых открытках, в воспоминаниях старожилов, где-то совсем на окраинах, но цельного образа не составляет. Поэтому, может быть, нужно перестать плакать и сосредоточиться на тех объектах, которые ещё остались, дать им новую жизнь, - рассказывает Гнилорыбов.
Посетил Павел Гнилорыбов и другие значимые места в городе, высказался об архитектуре разных эпох, музеях, пожалел, что нет музея в доме архитектора Чарушина, упомянул о попытках переименовать Киров в Вятку, но заметил, что кировчане пока сами ещё не поняли, кем они хотят называться, а также назвал Вересники «Вятской Венецией»: «50-е годы, помноженные на ЖКХ-арт».
- На Филейке сохранился редчайший памятник уже инженерной культуры нашего технического наследия, это трамплин К-90, построенный в 1951 году. Здесь до сих пор проводят соревнования по ледолазанию. Это зримый образ советского Кирова, строящегося. Сейчас в городе идут обширные дискуссии о том, оставлять ли на месте трамплин или разбирать, но, по крайней мере, он выглядит как настоящий скелет динозавра, как символ ушедшей эпохи.
В финале фильма историк пытается сыграть на пианино в ротонде Алексадровского сада и сравнивает с ним город:
- Здесь оно абсолютно соответствует и времени, и месту, и эпохе. Весь Киров - как это пианино: немножко раздолбанное, часть клавиш работает, часть давно перестала отзываться на попытки извлечь звук. И каким будет Киров, он пока, наверное, не знает, и находится в состоянии полурасстроенного пианино. И вернём мы его к жизни или нет, зависит от кировчан, их отношения к исторической, городской среде, архитектурным памятникам.

Предыдущие работы были короткометражными: ранее на канале «Архитектурные излишества» были опубликованы фильм о Нолинске, Слободском и Уржуме.
Фото и видео: youtube-канал «Архитектурные излишества»