В Общественной палате Кировской области рассказали о повышении тарифа на вывоз ТКО

По словам руководителя региональной группы общественного контроля за соблюдением тарифов на ЖКУ Евгения Сметанина, с июля в Кировской области тариф на ТКО вырастет минимум на 4%. Об этом он рассказал 29 июня на пленарном заседании членов региональной Общественной палаты. Во время обсуждения также были рассмотрены ход и перспективы реформы по обращению с отходами в Кировской области.

Обсуждения начались с доклада министра строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области Игоря Селезнёва. Он кратко рассказал о текущей ситуации реформы ТКО в регионе. Причиной мусорного коллапса в начале года министр назвал просчёт рисков, которые могли оказаться значительнее, если бы смена концепта обращения с отходами происходила в середине года.

— Правительство Кировской области увидело риски, которые могли возникнуть не в январе, а начиная с сегодняшнего дня. Это было сделано, чтобы избежать финансового риска при переходе с рынка коммерческого на государственное регулирование. Другие регионы попали в ловушку, так называемые тарифы, которыми коммерческие структуры начинают шантажировать власть, как было, например в Дагестане, во Владимире. На сегодняшний день оператор не ставит целью извлечь прибыль. Главная задача – чтобы мусор своевременно убирался. Надеемся, что в осеннюю сессию доработаем пункты, касающиеся строительного и медицинского мусора, тогда у нас будут учтены все мусорогенерирующие отходы, — начал Селезнёв.

Игорь Селезнёв

В докладе министр кратко описал ситуации с действующими полигонами. Проблемы в Оричах возникают из-за плохой дороги, которая практически не ремонтировалась. По словам Селезнёва, уже разыгран конкурс на ремонт дороги, как только он будет сделан, туда начнут свозить мусор. Полигон в Лубягино планируют с января остановить и начать готовить к рекультивации. В Зуевке достигнуты соглашения с собственником для присвоения полигону 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Возобновлена работа полигона в Слободском. Дополнительно будет создан полигон на границе Шабалинского и Свечинского районов.

Игорь Селезнёв добавил, что из бюджета области выделена субсидия на сумму 20 миллионов рублей для муниципальных образований региона. На эти средства планируется установить более 300 временных площадок ТКО.

— Рассчитываем, что для снятия понимания по площадкам ТКО губернатор подпишет письмо в адрес Виктории Абрамченко (зампред правительства РФ по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости — прим. ред.) о внесении изменений, чтобы была обозначена трактовка всех позиций, которые есть в законодательстве по обращению отходов. Есть очень много пробелов, из-за которых министерства не понимают друг друга, — пояснил Селезнёв.

Один из участников обсуждения уточнил, сколько полигонов останется к 2029 году. Ему ответила министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова. Она сказала, что к 2029 году должно остаться семь объектов: четыре действующих и три новых полигона (на сегодня их 18).


Алла Албегова

В ходе обсуждения член Общественной палаты Кировской области Тамара Ашихмина напомнила об указе президента, который предполагает сортировку отходов и уход на полигонного захоронения. На это Селезнёв ответил, что он «не сторонник раздельного мусора», так как это экономически невыгодно и может повлечь рост тарифа.

— Скажите мне, при раздельном мусоре сколько будет стоять контейнеров? Пять баков: четыре на раздельный и один обычный. А теперь скажите, сколько у регионального оператора должно быть мусоровозов? Математика проста: один бак — одна машина. Соответственно, вместо одной машины, которая обслуживает у нас маршрут, у нас минимум должно ездить пять машин. Стоимость машин начинается от 3 миллионов рублей и выше. На что это влияет? На тариф, — ответил министр.

Алла Албегова добавила, что по правилам СанПиНа машина должна вывозить мусор с установленной периодичностью: летом — ежедневно, зимой — не реже одного раза в три дня. При этом каждая фракция должна собираться отдельно, поэтому увеличения количества мусоровозов при организации раздельного сбора отходов не избежать.

— На сегодня законодательство не развито. Президент поставил задачи федеральным ведомствам по разработке отдельного законодательства по вторичным материальным ресурсам. Это единственное, что будет эффективно и может нас спасти. В противном случае тариф взлетит многократно, — пояснила Албегова.

Игорь Селезнёв также рассказал, что на сегодняшний день обсуждается тема государственно-частного партнёрства (ГЧП), в рамках которого ряд предпринимателей собирает вторичное сырьё, а министерство помогает им с организацией пунктов сбора. Из планируемых 70 площадок уже установлено восемь.


Андрей Воробьёв

Руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьёв спросил Игоря Селезнёва о финансовой устойчивости и возможном банкротстве регоператора:

— Сейчас в Арбитражном суде Кировской области более 1,5 млрд рублей исковых заявлений в отношении «Куприта». Что будете с этим делать?

Селезнёв согласился, что судебные иски есть, но выразил надежду, что суды пойдут на встречу и предоставят рассрочку платежа. Также он отметил, что «Куприт» в свою очередь подал иски на подрядные организации на сумму более 1,5 млрд рублей.

Первый зампред комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Альбина Дударева отметила, что в федеральных и региональных документах, регламентирующих работу с отходами, указаны разные целевые показатели. Также она напомнила, что качество системы обращения с отходами влияет на оценку деятельности губернатора. В конце доклада Дударева попросила «не молчать» регионы и обращаться к федеральной власти не только за финансовой помощью, но и за обменом опытом.

В очередной раз обратились к Игорю Селезнёву, но в этот раз с вопросом о строительстве мусороперерабатывающего завода на базе «Марадыковского».

— Когда мы только начинали говорить о перепрофилировании «Марадыковского», нам показывали презентацию в том числе завода по переработке бытовых отходов. Почему у нас правительство не ставит вопрос, чтобы наряду с переработкой отходов I и II класса опасности одновременно сделать завод по переработке? — обратилась с вопросом участница заседания.

Как пояснил Селезнёв, за ТКО и отходы I и II класса опасности отвечают разные ведомства. За последние отвечает Федеральный экологический оператор (ФЭО), который отказался сжигать разные отходы вместе, так как оборудование производства не предназначено для этого.

В конце выступления Игорь Селезнёв подчеркнул, что ни одного предложения по улучшению системы обращения с отходами он не получал. Членов Общественной палаты это возмутило. По словам Тамары Ашихминой, «самое горячее время» досталось не минстрою, а министерству охраны окружающей среды. Именно последним пришлось вплотную заниматься реформой по обращению с отходами. На это Игорь Селезнёв попросил продублировать предложения, так как теперь сбором, переработкой и транспортировкой мусора занимается минстрой.

— Я провёл переговоры с производителями мусоросжигающего оборудования и смотрел, насколько выбор адекватен со стороны экологии и экономии. Да, можно рассортировать мусор, но возникает вопрос — куда это деть? Тот мусор, который генерируется на территории Кировской области, с точки зрения экономической составляющей не интересен, — пояснил министр строительства.


Евгений Сметанин

В конце заседания выступил Евгений Сметанин, руководитель региональной группы общественного контроля за соблюдением тарифов на ЖКУ. Он напомнил, что в Кировской области реализация реформы ТКО идёт за счёт тарифа, федеральные и региональные средства практически не привлекаются, как в других регионах.

— В тарифе мы заложили инвестиционную составляющую, чтобы собрать средства на улучшение схемы обращения с отходами. За эти годы мы заплатили 1,038 млрд рублей, которые пошли на строительство центрального полигона и покупку 82 мусоровозов. На выходе мы имеем: центрального полигона, на которое планировалось потратить 600 млн рублей, в региональной схеме обращения с отходами нет. 72 мусоровоза, которые купили за 598 миллионов рублей, сейчас спокойно работают в других регионах РФ, вывозят мусор из Воронежа, из Ярославля и других городов страны, — отметил Сметанин. — В Кировской области при реализации реформы практически не привлечено федеральных и региональных средств, как в других субъектах. У нас всё идёт за счёт тарифа. Надо участвовать в федеральных программах, выделять средства из областного бюджета и формировать новую культуру потребления.

Фото: Свойкировский.рф