Музей железной дороги в микрорайоне Каринторф Кирово-Чепецка с 1 апреля не будет заниматься перевозками пассажиров по Каринской узкоколейной железной дороге. Сейчас для узкоколейки ищут перевозчика. Поменяется схема работы: музей будет предоставлять инфраструктуру и локомотивы, а новый перевозчик - арендовать вагоны, получать плату за проезд и субсидии.
В музее причинами перехода на такую схему называют снижение финансирования узкоколейки. Сейчас Музей железной дороги - и перевозчик, и собственник узкоколейки, депо, подвижного состава, обслуживающей техники. Сообщается, что выручка от продажи билетов составляет около 3 млн рублей в год, тогда как расходы достигают 18,5 миллиона рублей в год - на зарплату сотрудникам, топливо, масла, ремонты и налоги. Убытки компенсировались за счёт бюджета Кирово-Чепецка.
- Многие говорят, что мы сейчас зарабатываем на Каринской УЖД. Это не так. Перевозки убыточны, и бюджет покрывает только затраты. То есть в лучшем случае нам компенсируют все расходы, и мы не понесём убытков. Мы хотим подчеркнуть очень важный момент: дотации местными властями выделяются исключительно на перевозки пассажиров, музейная деятельность финансируется учредителями самостоятельно. Выручка от туристов есть, но она тратится на те расходы, которые отказывается финансировать муниципалитет. Ни о какой прибыли сейчас и в будущем нет речи. Так что разговоры, что мы тут делаем бизнес, абсолютно неуместны. Но мы некоммерческая организация, а не благотворительная, - говорится в посте в группе музея.
По словам представителей музея, не всегда получалось согласовать расходы с администрацией: например, на ремонт крыши в депо, покупку на замену украденному радиатору, приобретение путевого струга. Часть затрат не была компенсировала, руководство оплачивало их из собственных средств.
Кроме того, одной из причин отказа от организации перевозок стал большой объём отчётности:
- Всё это сопровождалось большим объёмом отчётности, постоянной перепиской по поводу компенсации затрат, угрозами подключить соответствующие органы, если возникали споры относительно расходов. Неудивительно после такого подхода, что весь бизнес сбегает из региона, уменьшаются налоговые поступления и в бюджетах пусто.
В музее утверждают, что расходы на финансирование узкоколейки в 2020 году уменьшились на 1,5 млн рублей по сравнению с 2019 годом и более чем на 4 млн - по сравнению с 2015-м при ежегодной инфляции. Руководство подсчитало, что в реальности дотации сократились на 40% с 2015 года.
- На вопрос, как быть, ведь всё только дорожает, давался ответ в стиле: «Денег нет, но вы держитесь». Но мы не волшебники и не можем приказать тепловозу расходовать на 40% меньше топлива и на 40% меньше ломаться, - говорят в музее.
При этом в музее отмечают, что в 2019 году были компенсированы затраты на реставрацию тепловоза и вагона, покупку тепловоза на запчасти, теплосчётчика и другие.
Если найдётся арендатор, речи о заработке не будет, но музей сможет возмещать расходы на содержание дороги, а также, по словам руководства, тратить время не на составление отчётов, а на развитие узкоколейки:
- В теории музей как владелец инфраструктуры, не выполняющий функции перевозчика, может получить федеральное финансирование. Сейчас мы не можем его получить, так как совмещаем функции владельца инфраструктуры и перевозчика, а это запрещено законодательством. В таком случае арендная плата для перевозчика будет снижена, снизится и нагрузка на местный бюджет.
Представителей музея огорчает, что узкоколейная железная дорога может совсем погибнуть, если будет построена автомобильная дорога Кирово-Чепецк - Слободской и мост через реку:
- Все уже поверили в автомобильный мост, который даже не начали строить. А строить мост минимум четыре года, реально - все семь. УЖД погубит, увы, даже не автомобильная дорога Кирово-Чепецк - Слободской, а всего лишь планы на неё. Строительство моста ещё не началось и даже не согласовано, а узкоколейку практически похоронили. Администрация аргументирует снижение дотаций тем, что денег нет, но дорогу и мост скоро построят и Каринская УЖД будет больше не нужна. Местные власти признают, что после постройки новой дороги и моста выделение дотаций на Каринкскую УЖД будет прекращено, а это означает её скоропостижную смерть.
Напомним, с 1 мая 2019 года у Каринской узкоколейной железной дороги появился новый собственник - автономная некоммерческая организация «Музей железной дороги». Её руководитель Евгений Стерлин в интервью порталу Свойкировский рассказал, что собирается привлекать туристов в Каринторф.
Фото: vk.com/railwaymuseum