Как в налоговом учёте обосновать расходы на защиту от коронавируса?

30 марта РБК провёл большую онлайн-конференцию «Как компаниям пережить весну 2020». Одним из спикеров стал начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Олег Хороший. Он попытался прокомментировать разные ситуации обоснования расходов на защиту от коронавируса во время карантина в налоговом учёте организаций - от масок до договорных штрафов. Как изменятся налоги во время и после карантина.

Мы приводим его комментарии в качестве общего понимания ситуации. Возможно, это поможет вам в работе с налоговыми органами.

Сразу отметим, что в своём выступлении Олег Хороший несколько раз оговорился, что ситуация сейчас чрезвычайная. Добавляя, что официально, конечно, она такой не объявлена. А наше налоговое законодательство не ориентировано на подобные чрезвычайные события. Но некоторые меры уже приняты и будут приниматься далее.

Итак.

В 25 главе ст. 264 п. 1 пп. 7 Налогового кодекса говорится, что организация может учитывать расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда. Когда мы комментируем эту норму, мы ссылаемся и на ст. 223 ТК РФ, где написано об обязанности работодателя обеспечить нормальные условия труда, проводить профилактические мероприятия. Если мы говорим об этих допрасходах, то они могут быть подтверждены существующими обстоятельствами.

Но! Если сегодня мы напряжены и «предотвращаем беду», то через какое-то время, когда всё успокоится, возможно, проверяющие органы могут смотреть уже не так лояльно на ваши превентивные меры. Здесь не мешает подстраховаться, сославшись на рекомендации Минздрава как профессионального сообщества. Почему?

Нас раньше часто спрашивали про аптечки в организациях, и ориентировались именно на рекомендации Минздрава в части формирования состава аптечек - чтобы не было дополнительных расходов.

Когда вы несёте расходы по каким-то материалам и сырью, это не значит, что эти расходы сразу учитываются для налогообложения. Расходы вы учитываете при исчислении налоговой базы по мере передачи в производство. В данном случае - для использования сотрудникам. Но обратите внимание: стоимость сразу 10 тысяч масок вы однозначно не спишете. Сориентируйтесь, в течение какого времени вы будете это использовать. Речь идёт об обоснованности и соответствии использования по тем нормативам, которые сегодня есть.

Это бо́льший риск с точки зрения расходов. 270-я статья НК говорит о том, что расходы, связанные с доставкой сотрудников, не учитываются, за исключением случаев с технологическими особенностями производства. Здесь, судя по всему, нет каких-то технологических особенностей. Либо это просто включается в расходы на оплату труда.

Это даже не связано напрямую с сегодняшней ситуацией. Потому что и без пандемии сотрудники иногда болеют, а вам приходится их эвакуировать. Соответственно, это обоснованные расходы.

Что касается дополнительной изоляции, это спорный вопрос. Ведь если они заболели, их надо не изолировать, а лечить в медучреждении. А когда речь идёт о самоизоляции групп риска, которые переводятся на карантин, учитывая длительный период, речь должна идти, скорее, о возврате человека домой. Вам будет необходимо доказывать инспектору, почему вы приняли именно такое решение - снять жильё. Сам факт не критичен, он может быть экономически обоснован, но у инспектора могут быть аргументы в пользу того, что сотрудника нужно было отправить домой. Будьте готовы к этому разговору и отстаиванию своей позиции.

Здесь тоже есть смысл ориентироваться на официальные рекомендации врачей и Минздрава о том, как лучше поступать в этой ситуации. Потому что налоговики, вероятно, будут их учитывать. Но расходы действительно необычные, и вопросы, скорее всего, возникнут.

Расходы на водку - сомнительные расходы. А Минздрав пока не подтвердил, что водка в данном случае обладает антибактериальным эффектом и является действенным средством. Найдите официальные рекомендации медиков, тогда, возможно, сможете инспектору что-то доказать. В противном случае - нет.

Вопросы по компенсации за использование личного имущества в производственных целях были всегда, и до коронавируса. ТК РФ предполагает, что работодатель должен компенсировать затраты сотрудника. Но объём этих расходов Минфин не регламентировал. И когда инспектор будет вас проверять, будет оценивать адекватность таких расходов. Например, если речь идёт об использовании компьютера, то закладывается не стоимость самого компьютера, а его амортизация.

18 марта 2020 года правительство выпустило постановление №294 об особенностях оплаты больничных в этот период. Такие больничные выдаются на 14 дней. Но эти больничные ориентированы на людей, которые приезжают из-за границы и на членов их семей, которые с ними проживают. Пока процедура такая, возможно, появятся дополнительные разъяснения в ближайшее время.

Отменённые по объективным причинам командировки могут учитываться для цели налогооблажения. Но важно обратить внимание на такую вещь. В компаниях, где регулярно есть командировки, которые иногда срываются, и владельцы в таких случаях ранее возвращали часть стоимости билета или просто списывали эти расходы, а сейчас вдруг решили учесть их в налогообложении, вызовут вопросы у инспекторов.

Затраты могут учитываться только в ситуации, когда вы даже частично не можете возместить затраты. То же самое касается бронирования отелей.

Скажите правду. Понятно, что сегодня проблемы у всех. Налоговики тоже живут в этой стране, видят то же самое, что видите вы. Когда они требуют от вас объяснения убытков, они требуют экономической обоснованности. А в том, что упали обороты, виновато снижение потребительского спроса.

Да, коронавирус может являться форс-мажорным обстоятельством. Но тогда встречный вопрос: в договорах прописывается, что в случае форс-мажора организации освобождаются от соответствующей ответственности. И если мы признаём это форс-мажором, почему тогда на вас возникает та ответственность, о которой вы говорите?

Будут.

Налоговики сейчас тоже будут достаточно активно разъяснять ситуацию. Поскольку они это исполняют, им и будет в первую очередь дана вся информация.

О льготном кредитовании бизнеса, кредитных каникулах и банкротстве читайте здесь.


Фото: unsplash.com