Адвокаты Яфаркина заподозрили следователя в ложных показаниях по делу парка Победы

В Первомайском районном суде 25 сентября возобновилось судебное следствие по делу о мошенничестве с земельным участком в парке Победы, обвиняемым по которому проходит предприниматель, учредитель «КЗОРС» Леонид Яфаркин. По ходатайству прокуратуры были допрошены следователь по особо важным делам СУ СКР по Кировской области Даниил Кириллов и проводивший экспертизу по оценке стоимости земли предприниматель Владислав Шеин.

Обвинение решило уточнить, были ли разъяснены эксперту его права и предупредил ли его следователь об ответственности за заведомо ложные заключения, когда заказывал экспертизу. И тот, и другой это подтвердили, уточнив, что упоминание экспертом статей АПК вместо УПК в документах ранее стало следствием технической ошибки. Ранее адвокаты Яфаркина во время прений увидели противоречие в том, что эксперт в документах говорит о разъяснениях ему об ответственности в рамках статей АПК, а также выразили уверенность, что он допустил ошибки в своей работе.

Следователь пояснил, что издавал два постановления о проведении экспертизы: в январе (по земельным участкам в парке Победы) и марте 2019 года (по объектам недвижимости, принадлежащим Яфаркину).

Адвокаты начали задавать вопросы о том, как именно проводилась экспертиза, как следователь искал эксперта и договаривался с ним, почему не все переговоры были оформлены процессуально. Кириллов ответил, что направлял запросы в бюджетные учреждения Кировской области и соседних регионов, но не нашёл подходящих вариантов по срокам, поэтому решил обратиться к индивидуальному предпринимателю. Необходимые материалы после ознакомления с фабулой уголовного дела Шеин запросил сразу же, устно, в кабинете следователя в здании СКР. Туда же Шеин принёс результаты экспертизы.

Кроме того, адвокат Левон Агаджанян, бывший следователь по особо важным делам главного управления СКР по Москве, обратил внимание на другие недочёты в документах: по его словам, при предъявлении обвинения нет ссылок на нормы УПК, по обыскам не отражено, откуда изъятые объекты, а участникам очных ставок не разъясняли их права. Следователь Кириллов возразил, что всё озвученное отражено в материалах дела. Отличия суммы ущерба в фабуле окончательного обвинения и заключении эксперта в 338 тысяч рублей он объяснил тем, что именно за эту сумму земля была продана «КЗОРС», то есть в ущерб городу она не входит.

Далее на допрос пригласили проводившего экспертизу Владислава Шеина. Когда Шеина вызвали в зал, он не мог найти место, где положить своё пальто. Яфаркин, сидевший на скамье подсудимых, предложил ему: «Давай ко мне». В зале раздался смех. Судье Шеин рассказал, что получил высшее образование, окончил ВятГУ по специальности «строительство», специализации «экспертиза и управление недвижимостью», стаж работы - с 2015 года.

Эксперт сразу же пояснил, что не помнит, какие документы ему передавали для экспертизы и выезжал ли он для осмотра на участки к парку Победы (точно выезжал на оценку недвижимости Яфаркина), сколько по времени продолжалась его работа. Он также уточнил, что права и ответственность ему озвучивали перед тем, как вручали постановление о проведении экспертизы.

Адвокат Жорин несколько раз обращал внимание, что это первый опыт экспертизы Шеина для расследования уголовного дела. Тот возразил, что суть экспертизы по арбитражным производствам не отличается от уголовных и попросил больше на это не указывать. Жорин начал задавать ему вопросы об отличиях зон Ц-1 и Ц-5, расшифровке аббревиатуры ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости - прим. ред.), порядке экспертизы. Адвокат заявил, что сомневается в компетентности эксперта. Часть вопросов судья отклонил как заданные не по существу, на часть Шеин ответил, на остальные говорил «не знаю» или «не помню».

Адвокаты Яфаркина заявили, что сняли на видео, как Шеин перед заседанием подошёл к машине Кириллова и взял у него какие-то бумаги. Жорин допустил, что таким образом эксперта заранее «проинструктировали» по недоработкам уголовного дела,

Затем адвокаты поинтересовались, от кого Шеин получил бумажку, которой пользовался при допросе. После паузы эксперт ответил, что передал её следователь, но бумагу Кириллов просто распечатал, а составлял её сам Шеин. Следователю он скинул её накануне в электронном виде, так как не смог распечатать. Жорин уточнил, кто делал отметки маркером и есть ли он у Шеина с собой: тот объяснил, что забыл выделитель в своей машине. Ранее следователь отрицал факт общения с экспертом, что вызвало новые вопросы у защиты Яфаркина. Кириллов уточнил, что «не понял вопроса»: он подумал, что речь идёт о передаче его личных документов, которые он никому не передавал. Бумагу просмотрел судья и приобщил её к материалам дела. Сторона защиты, исследуя документы, отметила, что в них содержатся ответы на вопросы, которые задавали эксперту в суде.

Адвокат продолжил допрос, и Шеин признался, что «готовился по поводу норм УПК», а не к обсуждению самой экспертизы. На уточняющий вопрос он ответил, что подготовиться ему сказал следователь, так как предполагал возможные претензии из-за технической ошибки в документах.

После адвокаты попросили Владислава Шеина озвучить, как он оценил стоимость участков, из-за которых возбуждено дело. Эксперт пояснил, что сопоставил эту землю с тремя-четырьмя аналогичными участками и ввёл корректировки. По его словам, оценка была дана исходя из наиболее эффективного возможного использования земельного участка: то есть с учётом того, что в будущем владелец мог строить здесь жилые дома.

Кроме того, адвокаты просили вернуть дело на этап предварительного следствия. Защита настаивала на процессуальных нарушениях, которые, по их мнению, нельзя устранить в рамках судебного следствия, но суд им отказал.

В итоге защита попросила отложить заседание, чтобы подготовить стенограмму допроса Владислава Шеина и несколько ходатайств в связи с новой информацией. По словам московского адвоката Сергея Жорина, «эксперт не очень хорошо выражает свои мысли», из-за чего все участники процесса поняли его по-разному и возникли противоречия, которые нужно устранить. Также адвокаты Яфаркина намекнули, что могут подать заявление в отношении следователя Кириллова о даче заведомо ложных показаний, так как во время допроса он отрицал контакт с экспертом на улице до суда. Следующее заседание назначили на 30 сентября.

Напомним, обвинение попросило приговорить Леонида Яфаркина к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, прокуратура требует назначить подсудимому штраф в 1 млн рублей, а также удовлетворить иски администрации города и «КЗОРСа» на 165 млн и 119 млн рублей соответственно.

В 2005 - 2006 годах «КЗОРС» взял в аренду участки общей площадью в 4,3 га для строительства спорткомплекса. Затем категорию территориальной зоны изменили с зоны размещения объектов рекреационного назначения на зону общественно-деловую с возможностью жилой застройки. В 2015 году «КЗОРС» приобрёл землю у города за 338 тысяч рублей, а в 2017 году участки перекупила компания «Кировспецмонтаж». В июле 2018 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту мошенничества при продаже земли в парке Победы (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По оценкам следователей, ущерб, причинённый городу, составил 9 млн рублей. На суде кировская мэрия заявила иск с требованием 165 млн рублей в качестве возмещения ущерба по сделке с участком в парке Победы.