«Я туда не вернусь». Почему кировская учительница променяла школу на онлайн-пространство

Мария уже полгода преподаёт ментальную арифметику в онлайн-школе. Уроки она ведёт прямо из дома, однако это не мешает ей учить ребят из Вьетнама или Великобритании. Чтобы провести занятие, ей нужен компьютер, интернет и абакус, специальные счёты. Свойкировский узнал у Маши, как так вышло, что она, будучи учителем русского языка, стала преподавать арифметику, насколько трудно учить детей считать, чем онлайн-школа отличается от общеобразовательной и можно ли заработать, преподавая в интернете.

Почему ты выбрала именно ментальную арифметику?

– Я задумалась о том, что хочу поменять работу, когда почти год проработала в общеобразовательной школе после декрета. Никак не могла понять, чем ещё я могла бы заниматься? Полгода назад я нашла объявление о том, что в онлайн-школу требуется педагог для учеников начальных классов. Я давно мечтала работать с младшешкольниками и поэтому сразу же откликнулась на вакансию. Моим резюме в компании тоже заинтересовались.

Сначала нужно было пройти тестирование, а затем провести урок с методистом, якобы он твой ученик. На тестировании не было ни одного вопроса о предмете, который я должна была преподавать. Опросник состоял только из пунктов по педагогике. Я успешно справилась с заданиями и меня пригласили на работу. Когда я узнала, что преподавать придётся ментальную арифметику, то решила отказаться от работы, ведь я учитель русского языка и литературы. Но в онлайн-школе мне сказали: «Ты справишься». И у меня получилось.

Да, это непросто. Да, я часто дольше готовлюсь к урокам, но предмет, который я сейчас преподаю, стал для меня очень интересным. Мне кажется, что с каждым новым занятием я всё больше тренирую свой мозг.

Что такое ментальная арифметика?

– Ментальная арифметика – это счёт в уме, но при этом ты считаешь не цифры, а число косточек с помощью абакуса. Это такие счёты – у каждой школы свой абакус. Наши в 15 спиц. Мы с ребятами начинаем считать с восьмой спицы, кто-то например, считает с первой.

Как относятся к внешнему виду в онлайн-школе? Есть ли какие-то пожелания насчёт маникюра, одежды?

– Мой маникюр никого не интересует. Единственное, что сразу было оговорено: «Никаких футболок».

Это потому что учитель должен выглядеть презентабельно?

– Организаторы объясняют это так: «Вас и так видят только по пояс». Уроки я провожу в рубашке. Так как задний фон у меня достаточно тёмный, я поняла, что лучше надевать на себя белые вещи, чтобы детям меня было лучше видно.

Как ты относишься к работе с камерой? Разговоры через экран как-то мешают проводить занятия?

– Поначалу было достаточно тяжело. Когда я только начала проводить уроки таким образом, у меня внутри всё дрожало. Как это происходит? Ты просто набираешь себе учеников и проводишь для них приветственные уроки. Эти пробные уроки идут, идут, идут, потому что у нас постоянно большой поток учащихся. Раньше я очень боялась давать эти вводные уроки. Я очень и очень долго готовилась к своим занятиям – боялась упустить каждое слово. Теперь провести приветственный урок для меня не составляет особого труда.


То есть получается, что ученики тебя выбирают?

– Нет, как правило, получается так: заинтересованный родитель увидел рекламу онлайн-занятий по ментальной арифметике. Он пишет администратору школы и тот смотрит, какое время для этого человека наиболее подходящее. Учителей у нас в школе достаточно много. И каждый для работы может выбрать наиболее комфортный промежуток времени. Для меня это дневное время в будни, так как я мама маленького четырёхлетнего ребёнка и в выходные, когда сын не ходит в садик, я хочу проводить время с ним. С некоторыми учениками мы всё же занимаемся в субботу - уроки отнимают практически половину дня.

А какое время для занятий в основном выбирают сами ученики?

– Среди детей, конечно, более востребованы занятия в выходные дни: в субботу и воскресенье. Особенно у детей из России.

Ты говоришь дети из России. У тебя есть ученики из других стран? Из каких именно?

– Германия, Англия, Вьетнам, Латвия, Турция, Казахстан.

С какими детьми работать проще – с русскими или иностранцами?

– Мне интересно работать с иностранцами, потому что у них немного другой менталитет. Они почти всегда называют меня просто Машей – ведь в их странах взрослых людей не называют по отчеству. Но также, например, у меня есть ученица из Москвы, несмотря на то, что девочке всего семь лет, она буквально всё схватывает на лету и с ней мне тоже нравится работать. Все дети разные, со своими особенностями, и совершенно не имеет значения то из какой они страны, если с ними есть о чём поговорить.

Что ты показываешь на приветственном занятии?

– Ну обычно на пробном занятии учитель знакомится с учеником и рассказывает ему о ментальной арифметике. У меня получается увлечь ребёнка предметом, потому что на любом занятии я веду себя естественно. Я такая какая есть: открытая, доброжелательная – мои улыбчивость, эмоция, энергия передаются даже через экран. Бывали случаи, когда дети хотели заниматься именно со мной, а у меня времени нет. И они пытались подстроиться под моё расписание. Я обычно под детей не подстраиваюсь.

Значит, если ты после первого занятия поняла, что с этим учеником некомфортно заниматься по времени, то ты можешь от него отказаться?

– Мой выбор тоже что-то значит. Поэтому, если мне неудобно заниматься с учеником в указанное им время, то меня никто не обяжет изменить своё расписание.

Сколько длится по времени одно онлайн-занятие по ментальной арифметике? Как оно проходит?

– Один урок идёт 45 минут. Большую часть из этого времени мы считаем. Среди заданий много задач на логику, есть математические примеры разного плана. Я стараюсь максимально разнообразить занятие. Так, например, в свои уроки я добавила нейрогимнастику. Её применяют не все педагоги. Мне она помогает включить ребёнка в урок.

Покажешь несколько упражнений?

– Сначала можно зажать большой палец левой руки между указательным и средним пальцами, в то время как правой рукой показать жест «отлично». Затем следует менять жесты поочерёдно. Когда эти движения будут хорошо получаться, то к ним можно добавить хлопок. А теперь сделаем задачу ещё сложнее и ко всему добавим скороговорку: «Король-орёл, король-орёл».

Как такая арифметика поможет ребёнку в жизни?

– Счёт на абакусе – это развитие моторики обеих рук и зрительной памяти. Так, у ребёнка одновременно работают сразу оба полушария. Занятия развивают воображение, память, логическое мышление, концентрацию внимания и умение абстрагироваться. После уроков по ментальной арифметике дети одновременно могут выполнять несколько действий сразу, например, производить сложные вычисления и слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

Есть убеждение, что после занятий ментальной арифметикой ребёнок хуже считает «нормальные» примеры. Это правда?

– Нет, это неправда. Во время обучения ментальной арифметике дети сначала учатся считать примеры на абакусе, механически передвигая косточки руками. Затем постепенно ребята начинают считать в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети умножают, вычитают, делят, складывают разные числа быстрее, чем на калькуляторе.

Сколько уроков в день ты обычно проводишь?

– В среднем это по два или три занятия в день.

Это максимальное количество уроков или можно проводить больше занятий в день?

– Я не хочу брать очень много уроков, чтобы не выгорать. Как это было, например, со мной, когда я работала в общеобразовательной школе: у тебя по шесть, семь, восемь уроков каждый день и ты умираешь. А потом ещё готовишься к занятиям на следующий день. И после каждого урока ты Гоголь, который одну лекцию прочитал и всё, закончился энтузиазм.

В онлайн-школе я с каждым учеником работаю индивидуально, от этого каждый урок становится уникальным, даже если темы занятий схожи. В общеобразовательных классах тоже все дети разные и отвечают на уроках по-разному, но сам-то ты зачастую рассказываешь одно и тоже. На индивидуальных занятиях ты в большей степени подстраиваешься под ученика, а в классе из 30 человек, как бы ты ни хотел, подстроиться под каждого не получится. Индивидуальные занятия мне нравятся больше. Потому что тут я могу посвятить всю себя одному ученику и точно знаю, что от этого будет польза.

То есть увеличивать количество учеников ты не планируешь?

– Почему? Я не планирую увеличивать количество уроков по ментальной арифметике. С октября смогу проводить ещё одну дисциплину: скорочтение. Корочки получила здесь же, в онлайн-школе.

Получается, что онлайн-школа даёт возможность повысить свою квалификацию? Обучения платные?

– Мне захотелось освоить ещё одну дисциплину для того, чтобы разнообразить свою работу. Я знала, что в нашей школе есть курсы по скорочтению и решила их пройти. К тому же базовые знания у меня уже имелись – первое высшее образование у меня филологическое. Обучение для учителей нашей школы бесплатное.


Ты официально трудоустроена?

– Да, я работаю как самозанятая.

Самый большой доход за месяц в онлайн-школе?

– 25 тысяч рублей. При этом в день я провожу не больше трёх – четырёх уроков.

Самая большая сумма денег, которую ты заработала в общеобразовательной школе?

– Это был, я как сейчас помню, октябрь месяц и мне дали какую-то премию большую. 18 тысяч рублей у меня тогда получилось. Из этих денег премия была тысячи три. В среднем, обычно зарплата составляла 14 тысяч рублей. При этом я проводила по 6-7 уроков в день. Всего выходило 24 часа в неделю. Так как я молодая мама маленького ребёнка, а он имеет свойство часто болеть, то раз в 2 месяца мы стандартно ходили на больничные на неделю или полторы. Из-за этого меня часто лишали премии.

А до декрета?

– А до декрета я работала в общеобразовательной школе с 8 утра до 8 вечера. Там, наверное, было около 30 часов в неделю, если не больше – на две ставки. И зарплата была даже не помню сколько…

20 или 30 тысяч рублей?

– 30 тысяч рублей [смеётся], Надежда, я никогда не зарабатывала таких денег в общеобразовательной школе за все пять лет, которые там проработала. Только когда уволилась, потому что помимо зарплаты там было что-то вроде выплат за неотгулянный отпуск.

Если тебя сейчас позовут работать в школу, пойдёшь?

– Меня звали, я не пошла. В августе [2021 года] мне звонила завуч с моего последнего места работы и предлагала вернуться. Она говорит «27 часов», а я ей: «нет». Она: «24 часа», а я ей – «ни за что».

При этом торговались с тобой на часы, а не на зарплату?

– Ну а что они могут? Они же просто завучи. Они зарплату мою не поднимут никак.

Что должно случиться, чтобы ты вернулась в общеобразовательную школу?

– Ничего, я туда не вернусь. Я готова работать как проклятая в магазине, но я никогда не вернусь в школу. Потому что я понимаю, что это куча работы и она не оплачивается.

Когда-то давно, когда я работала в школе номер N, я не понимала, где ещё можно работать кроме школы. Это прекрасное место. Мне так там нравилось, я обожала свою работу и я никуда не хотела уходить. Потом я на три года ушла в декрет и, когда выходила из отпуска по уходу за ребёнком, у меня не было никаких сомнений по поводу того, куда нужно идти работать: «В смысле куда я пойду, конечно, в школу». Но школа номер NN перечеркнула всю мою любовь. Я не хочу туда возвращаться никогда.

Какая была самая последняя капля? Какой самый вопиющий случай в той школе ты помнишь?

– Когда руководство школы заставило меня мыть парты. Завуч и директриса два раза приходили на проверку. Когда говорили «у тебя тут грязно, помой ещё – ты не промыла». Это постоянное «отчитайся, отчитайся, отчитайся»... «Ты должна, ты должна, ты должна»... «Сделай, сделай, сделай»... Я так не могу. Как-то раз меня одна из завучей спросила: «В смысле ты Петровой (фамилия изменена) двойку поставила? У неё пятёрка должна быть». На мой вопрос почему, мне ответили: «А потому что у неё мать завуч».

Или ВПР (всероссийские проверочные работы – прим.ред.). Мне завуч говорит: «Вот у тебя там столько двоек, нужно там заделать». «Как заделать?» – спрашиваю я. «Ну, как заделать, баллы исправь!» – и я исправляю баллы, ребёнку говорю, что у него три, а сама для отчёта ставлю ученику четыре. Школьная система меня сломала и я сбежала. Не хочу возвращаться туда, где я никто.

Онлайн-школа это навсегда? Или со временем планируешь поменять работу?

– Думаю, что это абсолютно не моя конечная цель. Мне нравится работать с детьми, мне нравится работать из дома, но онлайн-школа – это не предел. В моих планах открыть свою школу, но не просто онлайн-школу или какой-то центр дополнительного образования, а скорее частную школу основного общего образования. Только хочу, чтобы она не была частью той системы, из которой мне пришлось уйти.


Фото: Свойкировский.рф, pixabay.com