Полезный город Бизнес Дело Быкова Мусорный коллапс Коронавирус в Кирове Подкасты Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать

Автор:
7 апреля 2021, в 11:40
Просмотров: 1282

После выпуска из детских домов и интернатов подростки оказываются в новых для них условиях, которые требуют от них большей самостоятельности и ответственности. В таких ситуациях они часто теряются и испытывают немало трудностей даже в выполнении ежедневных бытовых дел. Но самое главное – среди них есть ребята, которые совсем одиноки. Им не с кем поговорить и не у кого попросить помощи. С этими проблемами сиротам помогают справиться наставники. Этот проект с февраля 2017 года в Кировской области реализует благотворительный фонд «Это чудо».

О чем говорится в статье:
  • Наставничество как стиль жизни
  • Наставник как старший брат
  • Поддержка для выпускников
  • Терапевтическое общение
  • Как стать наставником

Главная задача наставников – подготовка подростков к самостоятельной жизни и поддержка их в трудных ситуациях.
– Дети теряются во взрослой жизни, – замечает куратор проекта «Наставничество» Людмила Чешуина. – Они могут всю стипендию потратить за три дня и потом не знают, как жить и где взять денег. Дети не знают многих бытовых вещей, поэтому им очень важна помощь в первый год после выпуска.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Наставник – это близкий взрослый, который встречается с ребёнком и действительно интересуется его жизнью. Он становится старшим другом, который поддержит, выслушает, поможет поверить в себя и научит строить отношения с другими людьми. Наставники учат своих подопечных планировать бюджет, оформлять документы, готовить еду, выбирать свежие продукты.

Наставничество как стиль жизни

Ирина Васенина стала наставником случайно: пять лет назад в соцсети она увидела видеовизитку мальчика из детского дома, который был очень похож на её родного сына. Женщина позвонила по указанному телефону и записалась на обучение. Мальчик из той видеовизитки стал первым подопечным Ирины. Сейчас ему уже 21 год, и они продолжают общение.
– Когда наш подопечный подрос и стал самостоятельным, я решила, что не стоит бросать наставничество, надо продолжать, – поделилась Ирина. – Однажды меня пригласили на мероприятие в рамках проекта, чтобы пообщаться с ребятами. Один мальчик сел рядом со мной и начал рассказывать о своей жизни. Я разговаривала с ним так, как будто всегда его знала. С первых минут почувствовала, что это близкий мне по духу человек. И не ошиблась! С ним у нас выстроились очень тёплые и доверительные отношения.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Ирина Васенина со своим подопечным Романом
У детей-сирот непростые судьбы, поэтому Ирина решила записывать их рассказы о прежней жизни. После первого разговора Ирина уже не смогла расстаться с мальчиком и стала для него наставником. Постепенно к женщине стали обращаться друзья и знакомые подопечных. Оказалось, что у выпускников детских домов очень много проблем, которые они не могут решить.
– У одного молодого человека, пока он жил в детском доме, накопилась огромная задолженность за квартиру в размере 1,3 млн рублей, – привела пример Ирина. – Мы решали эти вопросы совместно с специалистами из опеки и юристами. Ребёнку, выросшему в детдоме, трудно ориентироваться в городе и что-то доказывать управляющей компании. Конечно, при такой поддержке у нас всё получилось. А когда добиваешься результата и видишь счастливые глаза своих подопечных, вы не представляете, какой это драйв, это огромная радость! В такие моменты я готова стать наставником ещё нескольким ребятам!
Сначала подопечными Ирины были только мальчики, а затем в её жизни появилась Полина, которая стала приёмной дочерью. Девочка – ровесница родного сына Ирины, сейчас она учится в 10 классе. Муж и двое родных детей – сын и дочь – полностью поддерживают Ирину.
– Наставник – это не просто волонтёр, а настоящий взрослый друг для подопечного ребёнка, при этом от него не требуется каких-либо сверхусилий, – отметила Ирина. – Общение с ребёнком быстро входит в привычку и становится частью жизни. Детям всего лишь нужно, чтобы с ними поддерживали общение в соцсетях, время от времени созванивались, приезжали в гости, спрашивали, как прошёл их день, как здоровье и учёба. Через какое-то время такое взаимодействие перерастает в стиль жизни.

Наставник как старший брат

В большинстве случаев наставниками являются женщины, но есть и исключения. Роман Липатников стал участником проекта в октябре прошлого года, а в ноябре ему подобрали подопечного – 12-летнего Костю. У супруги Романа тоже есть подопечная – 17-летняя Оля. Роман с женой не раз обсуждали тему приёмных детей. Они выбрали формат наставничества, так как у них есть двое своих детей, 3 и 8 лет.
– Первое знакомство с Костей произошло по видео в WhatsApp: из-за карантина не было возможности встретиться лично, – рассказал Роман. – Костя увлекается спортом, любит футбол, поэтому мы можем обсудить матчи при встрече. Даже если появляются вопросы в плане общения с ребёнком, я всегда могу обратиться за помощью к психологу проекта.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Роман со своим подопечным Костей
По словам Романа, наставник – как старший брат, который может помочь в некоторых вопросах, что-то посоветовать. Мужчина замечает, что важно просто говорить с детьми, узнавать, как дела. Подростки находятся в замкнутом пространстве и общаются с узким кругом лиц, которых видят с утра до вечера.
– Я раньше никогда не сталкивался с детдомами и не знал, как там живут. С одной стороны, появляется недоумение, как дети там существуют. С другой, я понимаю, как это общение важно не только для Кости, но и для меня. Хорошо, когда есть возможность чем-то помочь, даже простым советом, – подчеркнул мужчина.

Поддержка для выпускников

В первую очередь ищут наставников для выпускников 9–11 классов, чтобы им было к кому обратиться за помощью. Когда дети выпускаются, их направляют в образовательные учреждения, обязательно с общежитиями. Подросткам самим приходится планировать день, самим решать, где купить продукты и как приготовить еду.
– Конечно, беспокоишься о тех, кто уйдёт в ближайшие месяцы, они всё равно теряются во взрослой жизни, – поясняет координатор проекта «Наставничество» в Великорецком детском доме Светлана Ендальцева. – Вроде готовим морально, разбираем жизненные ситуации, но не каждый готов брать на себя ответственность в различных условиях, поэтому важны помощь и поддержка.
Координатор проекта в школе-интернате №1 Кирова Наталья Пантелеева подчёркивает, что если не получается найти наставника, то за выпускником закрепляют воспитателя или педагога, с которым сложились хорошие отношения.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Алёна со своей наставницей Екатериной
17-летняя Алёна общается с наставницей Екатериной уже год. Они постоянно находятся на связи и девушка постоянно проводит у неё каникулы.
– Катя зацепила тем, что она такая простая, душевная, искренняя, хороший собеседник и советник, – подчеркнула Алёна. – Я в любой момент могу позвонить, если мне будет тяжело, меня поддержат. Катя научила многому, например, готовить сложные блюда, дала много мудрых советов, в трудную минуту всегда была рядом, приезжала ко мне, когда мне было очень плохо. Сейчас мне дают больше свободы для моих действий, чтобы я могла проявить самостоятельность.
У 13-летнего Стаса наставница появилась недавно – в декабре 2020 года. Из-за карантина общение происходит в основном по видеосвязи, лично увидеться удалось только дважды. По словам подростка, на личные встречи выделяют по 2-3 часа, обычно они разговаривают на общие темы, при необходимости Анна помогает ему в учёбе.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Стас со своей наставницей Анной
– У нас есть общие интересы, мы советуем, какой фильм посмотреть, про учёбу разговариваем, о моём будущем. Анна советует оставаться до 11 класса, потому что после девятого не выжить, – рассказал Стас.

Терапевтическое общение

Координаторы проекта отмечают, что при появлении наставника дети стараются стать лучше. У них повышается успеваемость в учёбе, они становятся более активными, общительными, ответственными, смелее выражают мысли.
– В школе-интернате дети защищены законом, мы их оберегаем, – подчёркивает Наталья Пантелеева. – Когда они поступают в учебное заведение, там уже другие педагоги, однокурсники, другой порядок, традиции, поэтому ребёнок не знает порой, как себя вести в новой обстановке. Тут наставники помогают.
Психолог проекта «Наставничество» Артём Скобёлкин замечает, что постоянное и во многом терапевтическое общение позволяет воспитанникам детских домов «формировать не только хорошую самооценку, но и перенимать от наставников здравые моральные принципы и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни». Например, это умение справляться с негативными эмоциями, планирование, финансовая и юридическая грамотность, умение общаться, раскрытие творческого потенциала.
Взрослый друг. Зачем нужен наставник для детей-сирот и как им стать
Артём Скобёлкин
– Дети, становясь важными и ценными для наставников, с удивлением открывают в себе ощущения доброты и счастья. Ершистые «причёсываются», замкнутые и неразговорчивые раскрываются, а неуверенные в себе начинают видеть свои таланты и гордиться ими. И это очень здорово! – говорит Артём Скобёлкин.

Как стать наставником

За время существования проекта – а это уже четыре года – фонд «Это чудо» создал в Кировской области 91 пару, однако некоторые уже распались. Иногда наставник уезжал из области и терял связь с ребёнком. Иногда пара распадалась, потому что подопечный, став взрослым, считал, что поддержка ему больше не нужна.
Для воспитанников детских домов начинают подбирать наставника после 12 лет.
– Во-первых, до 12 лет у детей есть шанс попасть в приёмную семью. Во-вторых, они часто воспринимают наставников как приёмных родителей или опекунов. В этом сложность, поэтому мы берём подростков. К тому же, в этом возрасте они ищут для себя авторитет, – пояснила Людмила Чешуина.
По словам Артёма Скобёлкина, при подборе пары учитываются психологическая совместимость, общие интересы, представления об идеально проведённом времени и даже имена и возраст родственников каждого из участников.
– Я обратила внимание, что Артём Сергеевич ни разу не ошибся в подборе пар. Наставники и подопечные дополняют друг друга и даже внешне бывают похожи, как будто в одной семье росли, – отметила Светлана Ендальцева.
Наставником может стать любой желающий старше 24 лет, который прошёл обучение и необходимые медицинские обследования. Кроме того, он должен получить волонтёрскую книжку, подтверждающую его компетентность в вопросах наставничества. Для участия необходимо заполнить анкету на сайте проекта.
Фото: фонд «Это чудо», Артём Скобёлкин, pixabay.com

Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 апреля 2021, в 19:14
Я бы взял так сказать под свое крыло пару падчериц.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 апреля 2021, в 09:21
Именно для того, чтобы подобные "гости" с такими мыслями не попадали в наш проект, у нас и существует многоступенчатая система подбора, начального и итогового собеседований, очных обучений для кандидатов в наставники.

С уважением ко всем добропорядочным людям, психолог Артём Скобёлкин.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Свойкировский.рф
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!