В Кирове снова дорожает бензин, и это не предел. Что происходит, на что повлияет рост цен и когда ждать следующего повышения

Эксперты - о причинах и последствиях роста цен на автомобильное топливо.

Кировчане в очередной раз забили тревогу из-за роста цен на бензин: соцсети пестрят гневными комментариями в адрес сразу всех виноватых - от областного правительства до Путина. Некоторые пользователи то ли в шутку, то ли всерьёз призывают покупать бензин на оставшиеся деньги и уезжать из региона. Однако это вряд ли поможет: топливо сейчас дорожает по всей стране. Судя по прогнозам экспертов, тенденция только набирает обороты. Почему так и когда ждать следующего скачка цен, читайте в нашем материале.


Кто виноват?

Скачок цен на бензин на 20 – 40 копеек за литр автомобилисты заметили 26 апреля. По данным сервиса «АЗС-локатор» на 27 апреля, на автозаправках «Движения» литр бензина 92-й марки стоит 40 рублей, 95-й — 42,5 рубля, у «Лукойла» — 39,25 и 41,75 руб., у «Газпромнефти» — 39,3 и 41,9 рубля соответственно. Отчасти повышение было прогнозируемым и связано с ростом налоговых ставок акцизов (портал Свойкировский сообщал об этом в феврале 2018 года). С 1 января они выросли на 6,4%, что привело к подорожанию одного литра автомобильного топлива марки АИ-92 и АИ-95 на 51 копейку.

– Акцизы повышают каждый год, - прокомментировал директор компании «Башнефтепродукт» Сергей Ердяков. - В этом году будет ещё одно повышение - с 1 июля. Компании, продающие бензин, не могут заплатить этот акциз «из ниоткуда». Всё это закладывается в стоимость товара. Кроме того, периодически возникает ситуация, когда за рубежом цены на бензин выше, чем на внутреннем рынке. Соответственно, нефтеперерабатывающие компании больше торгуют на экспорт, в результате чего внутри страны возникает дефицит бензина.

А вот руководитель холдинга «Движение» Сергей Киселёв отмечает, что акцизы не сильно влияют на стоимость бензина. В бо́льшей степени её определяют закупочные цены и политика нефтяных компаний.

В интервью порталу Свойкировский в феврале 2018 года Сергей Николаевич заявил, что нефтяные компании искусственно сдерживали цены перед президентскими выборами. Действительно, с января по март стоимость топлива даже немного снизилась, а с начала апреля резко пошла в рост.

*Данные предоставлены: Передовые Платёжные Решения (www.petrolplus.ru). Розничные цены на топливо рассчитаны по методологии РЭШ. Скриншот с сайта news.yandex.ru/quotes

По информации «РБК», 25 апреля оптовая цена на бензин АИ-95 на торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже превысила психологический барьер в 50 тыс. руб. за тонну, достигнув показателя 50 439 рублей. За день рост составил 0,76%, с начала года — 16,9%. Цена за тонну АИ-92 также приближается к этой отметке. Компенсировать убытки при такой высокой закупочной стоимости владельцам АЗС приходится, повышая цены для потребителей.

– Поднимая цены на текущий уровень, мы просто выживаем, — прокомментировал Сергей Киселёв. — АИ-92 в рознице по законам рынка на самом деле должен стоить как минимум 45 рублей, исходя из цен на бирже. Нефть сейчас растёт, вывоз бензина за рубеж очень привлекателен для нефтяных компаний. Соответственно, здесь топлива нет, биржевого предложения нет, цены растут. В целом для государства это выгодно, потому что нефть мы продаём за валюту, а валюту меняем на рубли. На них и держится экономика.

Динамика цен на бензин в Кировской области за последние 5 лет


*Источник: Кировстат. Данные по каждому году представлены по состоянию на март

Рост цен на бензин может сказаться на стоимости товаров и услуг, в первую очередь, продуктов питания, так как большинство перевозок идёт из южных регионов России.

– Безусловно, рост стоимости бензина и других ГСМ приводит к росту стоимости транспортных услуг, что отражается на конечной цене товара, — прокомментировал исполнительный директор компании «АЖИО-финанс» Константин Кропанев. — В первую очередь, под угрозой повышения цен находятся товары и продукция, связанные с перевозкой больших объёмов на дальние расстояния. К примеру, фрукты, мука, пиво и вода.

Стоимость бензина также заложена в методику формирования тарифа на пассажирские перевозки. Таким образом, рост цен может повлиять и на стоимость проезда в общественном транспорте. Перевозчики ещё до вчерашнего скачка цен начали готовить документы в региональную службу по тарифам для защиты экономически обоснованного тарифа. Так, в ноябре 2017 года они предлагали повысить стоимость проезда до 31 рубля, но РСТ пока что оставила тариф прежним — 22 рубля.


Рост цен на бензин будет еженедельным?

Руководитель холдинга «Движение» Сергей Киселёв заявил, что следующего подорожания бензина можно ждать уже на майских праздниках. Дальнейший рост цен, связанный и с политикой нефтеперерабатывающих компаний, и с ростом акцизов, прогнозирует и директор компании «Башнефтепродукт» Сергей Ердяков. Он считает, что до конца года литр бензина может подорожать ещё на 70 – 100 копеек. Так или иначе, паниковать и скупать бензин оптом всё-таки не стоит, считает Сергей Ердяков. Во-первых, хранить его в больших количествах небезопасно, во-вторых, он имеет свойство испаряться. Опасаться тотального дефицита топлива тоже не стоит: крупные заправки, по словам Сергея Леонидовича, в любом случае будут обеспечены бензином.

Федеральные эксперты также говорят о неизбежном росте цен в дальнейшем. Например, аналитик компании Virgin Group Андрей Гордеев считает, что стоимость бензина будет повышаться еженедельно.

– Порядка 20 копеек в регионах будет каждую неделю прибавляться. И такая тенденция сохранится до мая, — цитирует Гордеева «Национальная служба новостей».

Согласно докладу Банка России, в среднем стоимость бензина к концу года может вырасти на 5,3%, то есть примерно на 2 рубля за литр. Таким образом, реальные расходы среднестатистического автомобилиста на бюджетном легковом авто (пробег - 10 тыс. км ежегодно, расход топлива - 8 литров на 100 километров) вырастут примерно до 33,7 тысячи рублей в год. Но это только с учётом роста акцизов, не принимая во внимание регулирование цен на бирже, которое предсказать сложно.


Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев в колонке для «Известий» заявил, что в нынешних экономических условиях единственный способ снизить цены на бензин - сократить налоги. А именно акциз и налог на добычу полезных ископаемых, которые вместе составляют 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина. Кировский эксперт Константин Кропанев считает, что урегулировать цены можно и иным способом.

– Сейчас цена на бензин дорожает, в первую очередь, не за счёт повышения акцизов, как происходило ранее, а именно за счёт роста цены на нефть и высокого курса доллара. Получается, что нефтяникам сейчас гораздо выгоднее продавать бензин за границу, что приводит к дефициту ГСМ на внутреннем рынке и, как следствие, к росту цен. Данную проблему можно решить только на административном уровне за счёт увеличения экспортных пошлин.

Отметим, что ещё в феврале 2018 года замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что не прогнозирует рост цен на бензин. А в начале апреля в интервью агентству «РИА Новости» он намекнул на роль СМИ в подорожании бензина:

– Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен на автомобильные бензины могут провоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и необоснованный рост цен на них.