Тихий бунт. Как прошёл первый в Кирове пикет против повышения пенсионного возраста

В Кирове начались публичные акции протеста против повышения пенсионного возраста. Первая из них состоялась во вторник, 26 июня, в 17:30 на Театральной площади. В пикете, организованном КПРФ, приняли участие всего около ста человек.

За пятнадцать минут до пикета в кучке стоят не более 20 человек. Не спеша они разворачивают плакаты, достают таблички с лозунгами, волонтёры – в основном школьники старшего возраста и студенты – собирают подписи против повышения пенсионного возраста. Постепенно начинает собираться народ, в итоге на пикет, по нашим подсчётам, придёт всего чуть более 100 человек - в основном пенсионеры и рабочие 40 - 50 лет.

Компромиссов быть не может

Организаторы сразу заявляют, что это не митинг, а именно пикет – на нём нельзя использовать звукоусиливающую аппаратуру. Полиции в толпе не видно. Мы заметили всего одного представителя правоохранительных органов, но он быстро куда-то исчез.
В руках протестующие держат плакаты с лозунгами «Пенсии для живых, а не для покойников», «Пенсионная реформа - результат тупиковой экономической системы», «В гробу мы видим эту пенсию!», «А почему не 90?». Многие из них совсем простенькие, чёрно-белые, распечатаны на принтере.

- А что с профсоюзами? - в толпе обсуждают профсоюзы, которые на пикет так и не пришли.
- А где профсоюзы? Вы их видите? Почему они не участвуют?! - возмущаются люди.
Первый секретарь комитета кировского городского отделения КПРФ Марина Созонтова активно общается с людьми, собирает подписи против повышения пенсионного возраста и отвечает на вопросы участников пикета и журналистов:
- У нас на сайте 33 тысячи просмотров по поводу пикета. Это говорит о том, что тема очень злободневная. Людей волнует, почему с ними так обходятся. Это пикет не для пенсионеров, а для тех, кому грозит повышение пенсионного возраста, и люди могут просто не дожить. Мы всё делаем открыто и не знаем, почему здесь нет профсоюзов (пикет профсоюзов запланирован на 28 июня у здания областного Правительства. - прим. ред.).

В толпе стоит седоволосый мужчина, уже давно пенсионер и дедушка. На акцию он пришёл, чтобы поддержать молодых, которым предстоит работать до последнего. В его руках плакат с лозунгом «Вернём страну трудящимся, накажем враньё».
- У меня знакомая работает на фабрике игрушек. Отдыхает один день. Как же она протянет до 60 лет в таких условиях? А если молодёжь так будет работать? Как же она будет доживать?

Секретарь обкома КПРФ по идеологии, агитации и протестному движению Алексей Вотинцев заявил, что партия ни на какие компромиссы с властью в рамках пенсионной реформы идти не готова.
- Предлагают некоторые мораторий [на повышение пенсионного возраста] на 20 лет, но для нашей страны, нашей системы политической и экономической повышение пенсионного возраста - это преступление, кстати, антиконституционное – оно нарушает права граждан, - говорит Алексей. - Профсоюзы должны более ответственно подходить к этому, последние любые протесты их ничего не меняли. Если они резко не встанут, эта ситуация покажет, что они потеряли свой авторитет. Мы постоянно предлагаем им объединиться, но они ограничиваются только экономическими требованиями, не переходят к политическим.
В стороне от скопления людей стоят две женщины с ребёнком. 53-летняя Галина пришла сюда с 35-летней дочерью Ириной и двухгодовалым внуком. Ирина даёт сыну мелки, пока бабушка даёт нам интервью.
- Мы ждём, чтобы не было повышения пенсионного возраста, - рассказывает Галина. - Чтобы правительство ушло в отставку. Всё это вызывает шок. Я 1964 года рождения, я не хочу работать на год дольше. Я хочу сидеть с внуком, потому что в детский сад мы попасть не можем – путёвку не дают. В Кирове депрессивный климат, условия проживания и зарплаты, для Кирова даже на один год нельзя повышать пенсионный возраст.
«Вконец обнаглели»
Тем временем публика уже раскачалась, участники пикета начали активно общаться с журналистами. «Нечего сравнивать с Европой! Коммуналку еле-еле оплачиваем! Никто нам не помогает! Мы против роста цен на бензин! Вконец обнаглели!» - выкрикивали люди из толпы.
- Товарищи, можно взять листок, дать его заполнить коллегам на работе и передать нам по телефону! - объявляет женщина, представитель КПРФ.
- Взять... А кто будет подписываться? - с безнадёжностью в голосе кому-то говорит участница пикета в толпе.

37-летний Алексей узнал о проведении пикета за час до окончания рабочего дня. Он быстро собрался и пришёл, но оказался разочарован тем, что протестовать против повышения пенсионного возраста пришло мало людей.
- Это всё у меня вызывает чувство глубокого разочарования в нашей законодательной и исполнительной власти. Постепенно это чувство превращается в пропасть. В лучшем случае, чем больше людей выйдет протестовать, тем мягче эта реформа будет. Наше любимое государство, к сожалению, не поддерживает стабильные правила игры. Чиновники постоянно меняют правила: они замораживают накопительную часть пенсии, сейчас отбирают несколько лет моей жизни, я просто рискую до пенсии не дожить.
Алексей не успевает закончить мысль, в разговор встревает мужчина лет 55. Громким и хриплым голосом он заявляет:
- Настоящий патриот – он и должен не дожить до пенсии. Зачем он должен тратить финансовые ресурсы страны?! Сдохни, но получи пенсию! – также резко, как и появился, мужчина уходит.
- Понятно, что что-то делать надо, но то, что происходит, никак кроме как ограблением народа не назвать. У нас настрой - лишь бы не было войны. Это политика ненависти, которая ведётся по центральным каналам телевидения, - заканчивает свою мысль Алексей.

Мимо пробежал другой мужчина, обращаясь к остальным: «Проходите, вставайте в отдельную шеренгу для придания объёма толпе».
С плакатом стоят два молодых человека и одна девушка. Это студенты 3 курса ВятГУ, своих имён они не назвали. На груди у них значки с изображением Ленина. По их словам, студентов сегодня хоть и мало, но они есть. Например, указали они, в другом конце толпы стоят даже школьники.
- Студенты ещё не осознают, что их это коснётся в первую очередь, у кого-то сессия, может быть. Так сложилось, что студенчество вместо того, чтобы быть самой протестной частью общества, почему-то самое аморфное. Пётр Рябов, философ-анархист, сказал, что в Советском Союзе всё же учили думать. А сейчас думать не учат и, видимо, молодёжь не может провести параллель, что это скажется в первую очередь на них. Наше поколение - те, кто родился в 1997 году, когда был демографический спад, - будет обеспечивать поколение 80-х, когда рождаемость была высокой. Если ничего меняться не будет, будет ещё одно повышение пенсионного возраста. Ладно, ребята, сворачиваем плакат, - говорит один из студентов и уходит.
Выпустить пар
- Очень радует, что сегодня больше ста человек остались неравнодушны. Во многих районах Кировской области уже были пикеты и будут проводиться ещё. На прошлом пикете было немного народу, был дождь, около 30 человек, - подводит итоги Алексей Вотинцев.

После акции, когда все стали расходиться по домам и садиться в общественный транспорт, в автобусе мы заметили мужчину и женщину, на вид уже пенсионеров. В руках они держали стопки распечатанных текстов на листах под названием «Пенсионная реформа 2018 года – закономерное явление для тупиковой экономической системы» и «Сколько денег сгорело на вкладах в 90-е?». Видимо, не успели раздать их во время пикета.

Мужчина пытается дать один такой листок рядом стоящей девушке, но та смущается, с подозрением отходит от них и говорит: «Нет, спасибо».
- Вы не с митинга случайно? - интересуемся мы у раздающих листовки.
- Да, мы как раз оттуда. Только это не митинг, а пикет был, - говорят мужчина и женщина.
Пассажиры в салоне оглядываются, услышав разговор. Агитаторы выходят на одной остановке. Мужчина, слышавший всё, что происходило в салоне, вдруг говорит:
- Я тоже видел на почте, что митинг будет, но дел много, не пошёл. Да и зачем? Митинги должны быть несанкционированными, а это так... выпустить пар.