Тариф с потолка? Почему сомнительны результаты замеров мусора в кировских домах

Управляющие компании домов, где институт «Кировкоммунпроект» якобы наблюдал за накоплением отходов, оказались не в курсе проведения таких работ. Сами дома, вероятно, были выбраны произвольно, а их контейнерными площадками в некоторых случаях пользуются не только сами жильцы, но и жители соседних домов. Что не так с проведёнными замерами, разбирался Свойкировский.

В понедельник, 11 марта, бывший гендиректор «Куприта», а ныне заместитель директора института «Кировкоммунпроект» Ирина Торопова рассказала об исследовании по накоплению мусора, которое организация провела в 2018 году. Для этого был заключён договор с Министерством энергетики и ЖКХ. Сам институт является подведомственной ему организацией.

От нормативов накопления ТКО зависит, каким должен быть тариф для населения. Чем выше норматив, тем выше тариф. Согласно свежему исследованию «Кировкоммунпроекта», один житель многоквартирного дома в Кирове образует в год 2,18 кубометра отходов, а житель частного дома в черте Кирова - 2,47 куба. При этом нынешний тариф нам посчитали исходя из норматива 1,73 куба - такими были данные об объёме отходов за 2005 год. Так как других исследований до начала мусорной реформы не проводилось, то при расчёте тарифа на 2019 год чиновники учли те цифры, которые были в наличии.

14 марта стало известно о том, что кировское УФАС предписало отменить распоряжение МинЖКХ, которым 12 января 2018 года были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Кировской области. Это значит, что новый тариф кировчанам могут пересчитать исходя из нормативов, полученных в ходе исследования 2018 года. Насколько в принципе объективны данные, полученные «Кировкоммунпроектом», - большой вопрос.

- Мы сами узнали о проведении замеров в 2018 году на круглом столе в Общественной палате, - рассказал член ОПКО, член региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на ЖКУ Андрей Воробьев. - Даже если они формально соответствуют методике, то проблема именно в объективности. Проводились ли реально эти замеры? Взвешивались ли эти контейнеры? Почему именно девять домов были выбраны? Почему именно то количество жильцов было выбрано для подсчётов и так далее.


Пробелы методики

В Министерстве энергетики и ЖКХ подчёркивают, что замеры накопления ТКО в 2018 году проводились в строгом соответствии с нормативно-правовой базой. Методика подсчётов описана в Постановлении правительства №269 и приказе Минстроя РФ №524. В этих документах предписано:

  1. проводить замеры в течение 7 суток каждого сезона независимо от периодичности вывоза отходов. Зимой - в декабре или январе, весной - в апреле, летом - в июне или июле, осенью - в сентябре или октябре (при этом, очевидно, предлагаемые для наблюдения месяцы имеют свою специфику. Например, в январе из-за новогодних праздников мусора образуется больше, чем в феврале, который в выборку в принципе не попадает. Аналогично в сентябре: из-за работы в садах и огородах отходов больше, чем в ноябре, который также исключён из выборки - прим. ред.).
  2. учитывать категории объектов наблюдения: жилой дом, библиотека, магазин, вокзал и так далее. Если речь идёт о жилом фонде, то категорий всего две - многоквартирные или индивидуальные дома (на другие подкатегории жилые дома - например, по этажности, численности собственников, наличию магазинов, близости к другим домам и садовым участкам - не разделяются - прим. ред.);
  3. измерять и объём мусора, и его массу путём взвешивания контейнеров;
  4. если в наблюдаемом объекте мусор сортируется, учитывать это при подсчётах;
  5. при проведении замеров исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (то есть если в жилом доме находится, например, магазин, их мусор нужно считать по отдельности - прим. ред.);
  6. расчётной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, является 1 проживающий или 1 квадратный метр.

Таким образом, методика проведения замеров ТКО не так уж детально регламентирована и не учитывает многие особенности. В том числе в ней нет критериев, по которым организация должна выбрать дома для проведения замеров. То есть выбор домов, если говорить об отдельном населённом пункте, может быть произвольным. Напомним, в городе Кирове были выбраны дома по девяти адресам:


При этом данные о количестве проживающих в домах, по словам Ирины Торповой, предоставляли местные органы власти. Методики, прописанные в законах, не предъявляют никаких требований к подсчётам реального числа жильцов.


«Невидимые» специалисты и проклятие продуктовых магазинов

Как отметили ранее в МинЖКХ, контейнеры с мусором и без по наблюдаемым домам взвешивались с помощью специальных весов, а все расчёты фиксировались. Ирина Торопова на заседании 11 марта говорила, что непосредственно наблюдением за образованием ТКО и взвешиванием контейнеров занимались сотрудники муниципалитетов, а институт лишь инструктировал их и контролировал работу. По факту же никто этих специалистов не видел.

Например, житель индивидуального дома на ул. Монинской, 5 в Порошино Николай Сакерин сообщил, что ни разу не видел, чтобы кто-то взвешивал его личный контейнер, стоящий прямо под окнами дома на улице. Да и сложно представить, чтобы кто-то ежедневно делал это на протяжении четырёх недель, не спросив разрешения собственника.

Не видели сотрудников, измеряющих мусор, и УК с ТСЖ, под чьим управлением находятся шесть многоквартирных домов в Кирове, выбранных для замеров. Более того, о том, что в их домах проводились некие исследования, они сами лишь недавно узнали из СМИ. И хотя обязанности уведомлять УК о замерах нет, опрошенные нами представители «управляек» и ТСЖ отмечают, что или они сами, или их сотрудники, или жильцы заметили бы некую активность, связанную со взвешиванием контейнеров.

Даже если замеры на самом деле проводились, их результаты априори вызывают вопросы, так как дома, выбранные для исследования, имеют определённую специфику.

- Никто из жильцов мне о подобных работах не сообщал, - рассказал председатель правления «ТСЖ-12», которое управляет домом на ул. Советской, 23, Даниэль Гайбулин. - Самое интересное в том, что на наших контейнерных площадках есть контейнеры магазина «Магнит» и [соседнего] 21-го дома. По какому методу они это измеряли, мне непонятно. Потому что и «Магнит», и жильцы могут выбрасывать мусор в любой из стоящих на площадке контейнеров.

В доме на Лепсе, 43, который находится под управлением УК «Паритет», тоже находится большой продуктовый магазин, а мусор выбрасывают ещё и посторонние жильцы.

- Определить, что там мусорят именно жильцы, невозможно, - считает директор УК «Паритет» Анна Клепикова. - Там не было отдельного контейнера для магазина. Количество зарегистрированных граждан в этом доме составляет всего 128 человек, это 56 квартир. Но расположение этого дома таково, что туда носят мусор жильцы соседних домов, потому что им просто удобно это сделать по пути.

Аналогичная ситуация и с домом на Советской, 27.

- Контейнерная площадка на Советской, 27 обслуживает сразу от пяти до семи домов, - отметила специалист по связям с общественностью УК «Нововятск» Ольга Мясникова. - Говорить о том, что замеры производились только по одному дому, на мой взгляд, неправильно. У Советской, 21 тоже одна контейнерная площадка на несколько домов. Но я соглашусь, что мусора по сравнению с 2005 годом стало больше. Отходов в прошлом году вывозилось на 30% больше, чем позволял нынешний норматив - 1,73 куба. Сейчас же каждое изделие продаётся в индивидуальной упаковке, пластика стало в разы больше.

В объективности произведённых замеров, если они действительно проводились, сомневается и председатель Совета МКД на Ленина, 16 Владимир Соболев.

- Якобы производились замеры по нашему дома на ул. Ленина, 16, - сообщил Владимир. - Меня «слегка смущает» тот факт, что у нас на месте для сбора ТКО расположено на данный момент 4 контейнера, однако относящихся к нашем дому из них только 2, то есть ровно половина, остальные 2 - это дома, расположенные по ул. Советская, 4 и Советская, 4А, а также Ленина, 18. Внимание вопрос: для нашего дома считали только 2 контейнера или все 4? И добавлю ещё один примечательный факт - на момент производимых замеров на нашей площадке было 6 контейнеров (два из них для раздельного сбора мусора, которые в декабре 2018 г. благополучно пропали). То есть если даже математически объём был высчитан корректно, то нет ли там искусственного завышения в 2-3 раза?

Однако со слов Кирилла Лодыгина, директора подрядной организации ООО «Уют», которая ранее занималась вывозом мусора в Нововятском районе, исследование по замерам мусора всё-таки проводились. По крайней мере, в Нововятском районе - точно. Как передала его слова Ольга Мясникова, этой работой занимался представитель его организации вместе с сотрудником горадминистрации. Оперативно пообщаться с Лодыгиным напрямую нам не удалось.

Общественники из региональной группы по тарифам запросили у «Кировкоммунпроекта» все документы, связанные с исследованием, в том числе протоколы по каждому из наблюдаемых домов.

- Когда нам предоставят все данные, мы будем смотреть, насколько проведённая работа соответствовала методикам, - пояснил Андрей Воробьев. - Надо проводить публичную независимую экспертизу с привлечением общественности. Одним из наших предложений будет обратиться к губернатору, чтобы была проведена независимая оценка по определению нормативов. Деньги на эти цели остались. Изначально было выделено 4 млн рублей, по факту потрачено менее двух миллионов. Остаток этих средств «Кировкоммунпроект» вернул. На «сдачу» можно провести альтернативную экспертизу с выбором организации по конкурсу. Да, это займёт год, но это надо делать, потому что к тем нормативам, которые есть сейчас, доверия нет. Никто не слышал об этих замерах, никакого общественного контроля не было.

Свойкировский направил запрос в Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области с целью детально выяснить, как и кем именно проводилось исследование, почему были выбраны именно эти девять домов, учитывалась ли специфика жилого фонда, как контролировались замеры и другие вопросы. По закону «О СМИ» у ведомства есть 7 дней для подготовки ответа.