В Первомайском районном суде Кирова продолжается рассмотрение дела в отношении бывшего главы города Владимира Быкова. На заседании заслушали экс-главу администрации Кирова Дмитрия Драного, который занимал эту должность с мая 2011-го по октябрь 2014 года.
О чем говорится в статье:
- Контроль над советом директоров АТП
- Зачем нужны транспортные карты
- Оснований для отказа не было
Дмитрий Драный считал Владимира Быкова вышестоящим руководителем, но решение по большинству вопросов принималось коллегиально. Драный заметил, что сотрудники администрации де-юре напрямую не подчинялись Быкову, но де-факто все поручения главы города выполнялись.
Драный пояснил, что Владимир Быков участвовал в оперативных совещаниях, с ним ежедневно обсуждались вопросы, а сотрудники администрации получали от него устные указания и протокольные поручения. Адвокат Елена Коротких уточнила, были ли эти поручения обязательны.
– Есть исполнители, которые не согласны и увольняются, а есть исполнители, которые исполняют. Я был не согласен и уволился. <...> В то время неисполнение поручения главы города, его аппарата, контрольного управления заканчивалось увольнением, это все понимали. Такие случаи были, – сказал Дмитрий Драный.

Дмитрий Драный. Фото: delovaya-vyatka.livejournal.com
Назначение на какие-то ключевые посты в администрации, ключевые должности в городских предприятиях согласовывали с главой города, пояснил Драный. Депутаты входили в комиссии, советы директоров предприятий, большинство народных избранников согласовывали решение вопросов с Быковым.
Контроль над советом директоров АТП
Прокуратура опросила Драного по эпизоду с хищением средств «Электронного проездного». По мнению бывшего сити-менеджера, совет директоров АТП был фактически подконтролен Быкову. В его состав входили представители Городской думы и администрации, однако решающий голос среди депутатов был у Сергея Медовикова. На вопрос прокурора о том, какие отношения были у Медовикова и Быкова, свидетель ответил: «Служебные, доверительные».
Гособвинитель попросил рассказать Дмитрия Драного про увольнение Евгения Катаева с должности гендиректора АТП и назначение на это место Николая Дубровина.
– Катаев, насколько помню, уволился по собственному желанию. Тогда произошёл конфликт у Катаева с советом директоров. Он был не согласен с указаниями по взаимоотношениям АТП с одной из управляющих компаний. Он посчитал, что для него как для руководителя это может иметь определённые последствия, написал заявление и уволился, – пояснил Дмитрий Драный.
Кандидатуру Николая Дубровина, по словам бывшего сити-менеджера, предложил тогдашний начальник отдела транспорта Олег Чичибабин, его поддержал Владимир Быков. Решение о назначении было принято на совете директоров. Дмитрий Драный заметил, что он сказал представителям от администрации принимать решение по своему усмотрению.
Зачем нужны транспортные карты
Свидетель рассказал и о появлении электронной системы оплаты в общественном транспорте.
– Насколько я помню, был 2011 год. В тот момент обсуждались достаточно широко, в том числе депутатами Госдумы, перспективы введения универсальной электронной карты гражданина, которая в том числе должна была стать электронным паспортом. Кроме того, в Кировской области федеральный бюджет терял большие средства на компенсацию проезда льготников. Невозможно было достоверно установить количество перевезённых льготников. У нас было мнение, что перевозчики злоупотребляют в этой части. Одним из инициаторов введения персонифицированного учёта было правительство Кировской области, – рассказал Дмитрий Драный.
Он добавил, что при выборе оператора учитывалась возможность в будущем интегрироваться в универсальную электронную карту гражданина. Чичибабин заявил, что такая возможность есть у «Удобного маршрута» и привёл подтверждающие аргументы, поэтому Дмитрий Драный и согласился с этим выбором. Владимир Быков, по словам свидетеля, конкретного оператора не называл, но говорил, чтобы в вопросе разбирались специалисты. Речь шла об Олеге Чичибабине и экс-руководителе Центральной диспетчерской службы Дмитрии Никулине.

Елена Коротких уточнила, принимал ли Владимир Быков решение о выборе «Удобного маршрута».
– Олег Чичибабин, когда докладывал о той или иной ситуации, говорил следующую фразу: «Этот вопрос с Владимиром Васильевичем я согласовал». Я не могу вспомнить, был ли личный разговор [с Быковым]. У меня чётко сложилось понимание, что данный вопрос проговорён, решение принято, – пояснил Дмитрий Драный.
Оснований для отказа не было
По поводу эпизода с парком Победы Дмитрий Драный пояснил, что не контролировал работу комиссии по землепользованию, на которой было принято решение по изменению функциональной зоны участка. По его словам, в состав комиссии входили представители администрации и депутаты.
Прокурор уточнил, кто был инициатором изменений. Дмитрий Драный пояснил, что было заявление от КЗОРС. Представители завода поясняли, что им необходима зона, которая бы позволяла строить спортивные объекты с гостиницей, кафе, стоянкой. Владимир Быков, по словам свидетеля, предлагал поддержать эти изменения.
Гособвинитель спросил у Драного: если бы сказали, что КЗОРС планирует строить дома в парке Победы, повлияло ли бы это на решение об изменении зоны участка. По мнению Драного, это, скорее всего, отложило бы принятие решения и вызвало бы более широкое обсуждение и резонанс.
– Как показывает практика, было бы больше времени потрачено на общественные слушания. Но всё равно это решение было бы рано или поздно принято, потому что законного основания для отказа в изменении зоны не было, кроме как отрицательного решения общественных слушаний, – предположил Дмитрий Драный.
После изменения зоны арендная плата выросла в несколько раз – до 3,5 млн рублей в год. Леонид Яфаркин был недоволен такой суммой и спрашивал у Драного, можно ли её уменьшить. А примерно через два месяца на подпись сити-менеджеру поступил проект постановления, в котором была изменена методика начисления арендной платы для КЗОРС, а сумма платы уменьшалась на 2 млн рублей. Глава департамента муниципальной собственности Дарья Вознесенская и ещё одна сотрудница администрации пояснили Драному, что изменение методики является прямым нарушением закона и его могут привлечь к уголовной ответственности.
– Я порвал проект постановления и объяснил Владимиру Васильевичу [Быкову], что подписывать его не буду, – заявил свидетель.
В ответ Быков сказал, что будет разбираться с действиями администрации.
По словам Дмитрия Драного, спустя полгода после этих событий ему принесли на подпись постановление по уточнению вида разрешённого использования участка в парке Победы. По его словам, он не понимал, что это приведёт к снижению кадастровой стоимости земли.
Дмитрий Драный считает, что КЗОРС мог бы изменить функциональную зону и разрешённый вид использования участка без поддержки Быкова, но неизвестно, на сколько бы затянулась эта процедура.
Адвокат Александр Фомин спросил у свидетеля, оказывал ли Владимир Быков на него давление при изменении функциональной зоны участка.
– Владимир Васильевич на меня никогда не давил, к стенке не ставил, ничем не угрожал, всё было цивилизованно, – заявил Дмитрий Драный.

- По версии следствия, Владимир Быков участвовал в махинациях с участком в парке Победы и обеспечил его продажу за 338 тысяч рублей при реальной рыночной стоимости более 165 млн рублей. После Быков вместе с предпринимателем Леонидом Яфаркиным реализовали полученный участок по частям.
- В 2010–2018 годах Владимир Быков в составе организованной группы похитил средства «Электронного проездного» на сумму более 34 млн рублей.
- В 2011 году он получил взятку в размере 1,5 млн рублей за обеспечение заключения с ООО «Удобный маршрут» договоров по сопровождению внедрения электронной системы оплаты проезда.
- В 2014–2016 годах Владимир Быков содействовал хищению средств АТП, выделяемых на закупку топлива. Перевозчик вместо дизельного топлива получал более дешёвые нефтепродукты. Ущерб составил более 22 млн рублей. Также Быков получил от предпринимателя взятку в сумме 7,8 млн рублей за заключение договоров на поставку топлива АТП и отсутствие проверок.
Фото: Свойкировский.рф
а кто его драл то хоть?