Полезный город Бизнес Коронавирус в Кирове Мусорный комплекс в Лубягино Красота и здоровье Подкасты Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Пропавшие дети и пироги с человеческим мясом. История вятских людоедов

Автор:
19 сентября 2020, в 07:00
Просмотров: 2842

Вятская земля имеет богатую историю, которая, однако, полна белых пятен и загадочных событий. За прошедшие века многие из них обросли легендами и преданиями, став больше похожими на красивую, а порой и страшную сказку. Свойкировский продолжает проект «Легенды Вятки», в котором мы расскажем самые интересные мистические истории нашей области.

О чем говорится в статье:
  • Людоедка с гармонной фабрики
  • Убийство ребёнка и суд Линча
  • Легенда или реальные события?

История «вятских людоедов» известна многим кировчанам и до сих пор ужасает подробностями страшных казней маленьких детей в подвале дома на улице Коммуны (ныне — Московская, 21). Однако в литературе о жизни города в эпоху Великой Отечественной войны этот эпизод встретить невозможно, в советское время о нём тоже не принято было говорить и писать, так что история кочевала из уст в уста, а многие и вовсе считали её байкой и городской легендой. Однако краевед и журналист Евгений Пятунин на рубеже 1980-90-х годов в ряде газетных публикаций и в книге «Убийства, которые потрясли Вятку» подробно описал преступления кировских людоедов со ссылкой на очевидцев событий и архивные документы.


Людоедка с гармонной фабрики

В голодный 1942 год на кировских рынках стали замечать двух женщин, которые торговали котлетами и пирожками с мясом. Это были некие Августа Абатурова и Пелагея Клюкина, которые с 1941 года жили в подвале бывшего дома Кардакова на улице Коммуны. Абатурова работала на гармонной фабрике, выделялась вызывающе наглым поведением и алкоголизмом. Пятунин в своей книге описывает эпизод, когда Августа в пьяном виде расхаживала по улице Коммуны и на осуждающие взгляды горожан отвечала тирадой: «Чего уставились? Всех вас под нож на котлеты пущу!»

Её мать Пелагея и отец (его имя опрошенные Пятуниным соседи не смогли вспомнить) были уже пожилыми, тихими людьми. У Августы также на попечении состояло двое маленьких детей, которые в момент страшных событий 1942 года болели дистрофией и находились в больнице на улице Свободы.

Одновременно по городу поползли слухи о пропаже маленьких детей. Они отправлялись на рынки, чтобы поменять предметы домашнего обихода на что-то съестное, и вечером уже не возвращались. О голоде и торговле в годы войны вятский писатель и старожил Евгений Мильчаков в книге «Рынки» вспоминал так:

– Особенно расцвела рыночная торговля во время войны. В магазинах были громадные очереди. Всё продавалось по продуктовым карточкам. А промтоварные магазины были пустыми. А много ли положено иждивенцу? Кусок хлеба, немного крупы или гороха, четушка растительного масла... вот, пожалуй, и всё. Опухали с голода. Слабели. Многие были дистрофиками. Всё время хотелось есть. Мысли только о пропитании, а дома – шаром покати! На рынке же можно купить практически всё. Хлеб, масло, сахар, мука, крупа, самодельные конфеты...

Но на рынках детей поджидали «лихие люди», появившиеся в городе именно в военные годы: напёрсточники, цыганки-гадалки, воры, бандиты. Там же выслеживала своих жертв людоедка Абатурова, предлагая прогуляться до дома, накормить и купить то, что они продавали. После этого ребят уже никто не видел. На тех же рынках Августа сбывала свои пироги с мясом.


Убийство ребёнка и суд Линча

Разоблачить людоедов помогла Таисия Морозова — девушка, которая жила в подвале дома на Коммуны по соседству с Абатуровой. Её комната была проходной, и людоедки постоянно ходили мимо Таисии. Однажды утром после работы в госпитале Морозова вернулась домой и увидела, как Пелагея и Августа повели к себе в комнату очень худую маленькую девочку. Перегородки через стены в доме были тонкие и сквозь сон Морозова услышала страшные крики ребёнка: «Не трогай меня! Не режь меня! Не надо ножик!»

Абатурова занимала комнату, где до войны жила семья Морозовой, и у Таисии остались от неё ключи. Услышав возню за стеной, Морозова ворвалась в помещение. Её охватил ужас: людоедки разрезали девочке шею, лилась кровь, ребёнок уже был мёртв. Увидев Таисию, Абатурова кинулась на неё и ударила ножом в лицо. Девушка вырвалась и побежала в милицию. Абатурова быстро сориентировалась, выскочила в окно и бросилась бежать по направлению к реке. Она даже успела купить билет на паром, но её задержали.

В это время перед домом уже собралась большая толпа зевак. Сотрудники милиции попытались арестовать Пелагею Клюкину, но её за волосы выволокли из подвала разгневанные кировчане. Огромная толпа, собравшаяся у здания, плевала в неё, била руками и камнями. Милиция фактически спасла людоедку от самосуда. Морозова вспоминала, что когда увидела арестованную Абатурову, то Августа начала кричать: «Задавлю тебя, сука! Всё равно ты не будешь жить!»

Пропавшие дети и пироги с человеческим мясом. История вятских людоедов

Вид на перекрёсток улиц Московской и Свободы, справа — «дом людоедов», 1920-е годы

Тело убитой девочки завернули в тряпку и увезли в морг. После милицейского обыска жильцы нашли в подвале дома черепа и кучу зарытых костей. Евгений Пятунин указывал, что людоедки расчленили в доме на Коммуны от 7 до 12 детей, их останки были захоронены у одного из деревьев на улице Свободы.

Абатурову и Клюкиных Таисия Морозова видела на очной ставке. Они выглядели подавленными, измождёнными и опухшими, вины своей не отрицали. В книге «Убийства, которые потрясли Вятку» встречается упоминание о том, что Таисии Морозовой в 1944 году некий выпущенный из тюрьмы мужчина рассказал, что Абатурова и Клюкины не были осуждены – их с особой жестокостью убили заключённые, узнав об их преступлениях.

После этой истории прохожие ещё долго обходили стороной старинный двухэтажный особняк. Евгений Пятунин отмечал, что ещё в 1960-е годы люди, проходя мимо, зачастую падали здесь в обморок. Сегодня один из старейших деревянных домов Вятки наполовину жилой, первый и подвальный этаж занят магазинами и торговыми учреждениями.


Легенда или реальные события?

Скептики считают, что история людоедов с улицы Коммуны – всего лишь городская легенда. Они указывают на некоторые нестыковки в этой истории. Так, продажа в военное время на рынках пирогов с мясом в условиях товарного дефицита и карточной системы сразу бы вызвала вопросы. Тем более что Абатурова вела аморальный образ жизни, пьянствовала и в открытую рассказывала коллегам и случайным людям о человеческой начинке пирогов.

Евгений Пятунин писал, что, возможно, силовики всё-таки вели негласное наблюдение за домом на Коммуны, а в каком-то из абатуровских пирогов в мясе нашли человеческий ноготь. Но тогда не совсем понятно, почему же заблаговременно не был проведён обыск и другие следственные действия.

Пропавшие дети и пироги с человеческим мясом. История вятских людоедов

«Дом людоедов» на Московской, 21, 2018 год. Фото: Станислав Суворов

Сомнительным кажется и то, что жители многонаселённого дома не чувствовали запах мяса (в военные-то годы) и не замечали многочисленных детей, которых приводила Абатурова. Не опубликованы и документальные подтверждения этой истории. Пятунин указывал, что нашёл в архиве Областного суда лишь карточку уголовного дела, но все материалы бесследно пропали. Возможно, это дело было засекречено или недоступно в архивах силовых структур.

В то же время среди людей старшего поколения каждый второй знаком с этой историей. А в конце 1980-х годов Евгений Пятунин слышал о ней из первых уст — от Таисии Морозовой и других старожилов дома на Коммуны. Людоедство было известным феноменом голодных военных лет, и в страдавшем от нехватки продовольствия Кирове, переполненном людьми из разных городов, такая история вполне могла случиться.

Фото на главной: ремонт проезжей части на улице Коммуны (ныне — Московская), крайний слева – «Дом людоедов», 1930-е годы


Все соцсети
Комментарии
9
 
Комментарии (9)
Предложить новость
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 сентября 2020, в 09:11
Это вовсе не легенда. Моя бабушка, маленькая девочка, чудом уцелела, успела убежать из такого страшного дома. Очень эмоционально описывала, как с трудом бежала по лестнице, когда ее уже почти догнала убийца, крича, что все равно от нее не убежит. Дядя бабушки, чекист в то время, долго искал тот дом по ее описанию. Ведь женщина долго девочку водила по улицам "кругами" от рынка, прежде чем привести домой "за сеном". Дядя потом сообщил бабушке, что мол поймали мы ту женщину.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 сентября 2020, в 09:58
стукач
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 сентября 2020, в 09:59
и ябеда!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 сентября 2020, в 11:31
Касанов переключился статейки клепать, раз экскурсионный доход перекрыли? Про людоедов куча всего написана, Антон. А ты, раз позиционируешь себя историком и имеешь доступ в архивы, лучше бы что-то новенькое рассказал. Тогда честь тебе и хвала будет от читателей вятских.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 сентября 2020, в 12:59
Тоже слышала эту историю от деда. Он с семьёй жил на ул. Свободы, недалеко от рынка.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 сентября 2020, в 13:36
очень интересная статья
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 сентября 2020, в 19:04
Так ранее была более развернутая и обширная статья на эту тему тут же, если не ошибаюсь. Прошу редактора поднять старые статьи и привести их тут.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 сентября 2020, в 14:26
Я помню эту историю мне бабушка рассказывала как жили в время вов. Бабушка рассказывала, что жила семья мать и дочери, и дочери заманивали в дом детей и салдат. Салдат опаивали, а потом убивали и готовили из них пирожки, котлеты и чебуреки!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 сентября 2020, в 14:35
я слышала, что солдат сначала насиловали
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Свойкировский.рф
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!