В крупных городах России массово закрываются автосервисы. Причиной стала нехватка оригинальных запчастей и, как следствие, большое количество контрафакта, а также снижение спроса на услуги, так как люди реже стали покупать машины. Об этом заявил член правления Союза автосервисов России, заместитель директора «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов. Как обстоит ситуация в Кирове, рассказали порталу Свойкировский владельцы местных автосервисов.
- «Как работали, так и работают»: как обстоит ситуация в Кирове?
- Оригинальные запчасти vs контрафакт: о проблемах с комплектующими
- «Мы совершенно не переживаем из-за ситуации на рынке запчастей»
«Как работали, так и работают»: как обстоит ситуация в Кирове?
Представители кировских автосервисов единогласно сообщают о том, что в областном центре массового закрытия точек обслуживания автомобилей нет и снижение спроса на услуги не наблюдается, поскольку сейчас люди ремонтируют свои машины, а не покупают новые.
– Насчёт закрытия сервисов не могу прокомментировать. В моём окружении тех, кто принял решение закрыться, нет. Хотя снижение спроса мы наблюдаем. Значительное снижение клиентского потока наблюдается каждую «волну» событий в стране. Средний клиент автосервиса – это владелец автомобиля 10-15 лет, поэтому объём продаж новых автомобилей практически не влияет на работу автосервисов. «Старую» машину по-любому надо чинить, а кто это будет делать – нынешний владелец или новый – значения не имеет, – говорит директор компании «АвтоДонор» Алексей Архаров.
Такую же тенденцию отмечает и директор магазина Ex Auto Алексей Беспятых:
– Нет, как работали, так и продолжают работать. Машины стареют, ломаются, поэтому спрос на сервис есть. Возможно, у официальных дилеров на плановые техосмотры меньше спрос стал из-за дефицита автомобилей и запчастей. У большинства обычных автосервисов работа не заканчивается.
По словам представителей автосервиса «СТО_личная», падение спроса на услуги в Кирове нет – он, наоборот, увеличивается, так как покупка нового автомобиля по разным причинам сейчас мало доступна людям, поэтому они ремонтируют свои машины.
Оригинальные запчасти vs контрафакт: о проблемах с комплектующими
Несмотря на то, что спрос на услуги автосервисов в Кирове высок, некоторые представители мастерских столкнулись с нехваткой запчастей и отсутствием аналогов у качественных брендов. Также заметно сократился ассортимент, особенно тех комплектующих, которые пользуются регулярным спросом. Клиенты возлагают большие надежды на Китай, но пока ни по ассортименту, ни по качеству в этом направлении изменений нет, говорит Алексей Архаров. Этим пользуются мошенники:
– Сейчас в очередной раз всплеск мошенников на вторичном рынке. К нам ни единожды обращаются уже после того, как отправили деньги в никуда, а иногда даже не один раз. Рынок контрафактных запчастей в России довольно развит, но пока не заметно, чтобы был рост. Конечно, при отсутствии поставок клиенты, особенно те, кто подбирает и покупает в интернет-магазине, будут сталкиваться с контрафактными запчастями всё чаще, – уточнил эксперт.
Как сообщил Алексей Архаров, растут и цены на запчасти: в первые месяцы с начала спецоперации они повысились примерно в два-три раза, а на масла – в три-четыре раза. Так, например, канистра масла, которая в марте стоила 4 тысячи рублей, выросла до 15-16 тысяч.
– Спустя некоторое время цены установились примерно х2 к началу года, и на данный момент примерно так и держатся. Мы часто сталкиваемся с проблемами по поиску запчастей именно для редких на наших дорогах автомобилей. Хотя доля китайских аналогов уже заметно выросла по отношению к общему ассортименту запчастей, – заключил специалист.
С проблемами, связанными с запасными частями, столкнулись и представители «СТО_личной»: в разы увеличились сроки доставки, а ассортимент, наоборот, поредел, стало много контрафакта, на замену привычным брендам пришли малоизвестные низкого качества. Собеседник портала обратил внимание на то, что цены с начала спецоперации выросли в три-пять раз, но потом пошли на спад, как только паника утихла, но на прежний уровень не вернулись. При этом особого дефицита комплектующих представители автосервиса не заметили.
Однако касаемо проблем с поставками запчастей есть и вторая точка зрения.
Так, по словам директора магазина Ex Auto Алексея Беспятых, сейчас открываются новые логистические цепочки, запчасти поставляются как из Европы, так и из Китая в обход всех санкций. Контрафакт – это неизбежная часть данного бизнеса, он был всегда, считает эксперт:
– Все борются с этим, проверяют на подлинность детали, чтобы предотвратить сбыт на российские рынки. Цены с начала спецоперации выросли значительно. Автомобильные масла выросли на 100 %, автозапчасти – на 30-50 %. В начале спецоперации цены были ещё выше, сейчас рынок стабилизируется.
Руководитель «Автосервиса в Кирове Forward» Александр Кодий добавил, что у крупных поставщиков на складах имеются все запчасти. А тех производителей, которые покинули рынок, заменяют другие.
«Мы совершенно не переживаем из-за ситуации на рынке запчастей»
– Мы, владельцы электромобилей, совершенно не переживаем из-за ситуации на рынке автозапчастей. Во-первых, потому, что редко что-либо ломается, а во-вторых, большинство электромобилей никогда не поставлялись дилерами, и все запчасти, кроме расходников, приобретаются б/у, под заказ, либо на досках объявлений в РФ. Так было всегда и мы к этому привыкли. К сожалению, электромобили в каком-то смысле до сих пор являются авантюрой ввиду полного отсутствия господдержки и интереса среди дилеров, – рассказал руководитель компании Progressive Cars, лидер клуба владельцев электромобилей EV club Александр Басманов.
При этом эксперт также отмечает, что тенденции к закрытию автосервисов в Кирове нет, так как автомобилей меньше не становится, а запчасти и цены на услуги мастерских растут. Спрос, по мнению Александра, падает чаще всего на недорогие автомобили или машины российского производства, а люди с небольшим достатком стали вновь возвращаться в родные гаражи. Что касается электромобилей, то силовые узлы, как правило, не ломаются, чаще всего – подвеска и расходники.
– Возможно, у маленьких сервисов и возникают проблемы, но у крупных и качественных, я думаю, нет. Безусловно, есть сложности с оплатами счетов клиентами и разногласия с ценами, иногда в текущей рыночной ситуации они становятся запредельными, но сервисы тоже являются заложниками ситуации, – подытожил руководитель Progressive Cars.