«Прикрываться ГОСТом можно бесконечно». Экс-гендиректор «АТП» рассказал в суде о давлении администрации и договорённостях с «Движением»

В Октябрьском суде продолжается процесс по делу «о печном топливе». Экс-замдиректора АО «Автотранспортное предприятие» Анатолия Криволапова и двух представителей фирм-поставщиков обвиняют в мошенничестве с поставками топлива для автобусов. По версии следствия, с августа 2014-го по ноябрь 2016 года они поставляли в «АТП» судовое и печное топливо под видом дизельного топлива Евро-5.

21 ноября в суде допросили бывшего гендиректора «Автотранспортного предприятия» Евгения Катаева. Его показания о том, где именно заправлялись автобусы, расходятся со словами десятка водителей.

«Постоянно жаловались»

Первым допросили начальника автоколонны парка «Автотранспортного предприятия» Владимира Садакова, который работает здесь с 1990 года. Подсудимый [экс-замгендиректора «АТП»] Анатолий Криволапов был его непосредственным начальником. Отвечая на вопросы прокурора, свидетель рассказал, что жалобы относительно топлива «поступают постоянно».

— И в 2014-м, и в 2012-м, и в 2016-м, и сейчас жалуются на пережог топлива, а это зависит не только от качества топлива, но и от износа деталей, например. Да, водители жаловались. Но я не сказал, что по топливной причине. Дело не в том, что 2015 или 2016 год [когда, по версии следствия, автобусы заправляли печным топливом]. Просто автобусам 13-14 лет. Это износ транспортных средств. Водители новых автобусов не жаловались, — терпеливо объяснял Садаков.

Контроль качества топлива и вообще вопросы, связанные с ГСМ, в обязанности свидетеля не входили. Он должен был следить, чтобы автобусы выходили на линию, и работать непосредственно с водителями. Прокурор Наталья Русских несколько раз спросила Садакова, менялись ли характер или частота жалоб водителей в период 2014 - 2016 годов (период, который интересует следствие). Однако тот был непреклонен: «Постоянно жаловались».

Из его показаний стало известно, что вопросы по качеству топлива возникали и к АЗС холдинга «Движение-Нефтепродукт». Садаков рассказал, что зимой это «топливо вообще не соответствовало качеству - было, как молоко». После свидетель уточнил, что зимой водители в принципе были недовольны любыми ГСМ, независимо от адреса заправки. Однако позже после наводящих вопросов прокурора всё-таки подтвердил, что жалобы поступали в 2015 - 2016 годах после заправки на Ломоносова, 1а и уменьшились после перехода на АЗС «Движения».


«Евро-5, само собой разумеется»

Показания в этот день дал и Денис Воробьёв, представитель фирмы «Мега Ойл Киров», которая поставляла в «АТП» масла, фильтры и антифризы. С Криволаповым они общались по рабочим вопросам.

Он рассказал, что в феврале 2016 года к его компании возникли претензии: в «АТП» обострились проблемы с двигателями автобусов, и Воробьёва попросили присутствовать при осмотре техники. Он уточнил, что Криволапов и Березин (занимается закупками в «АТП») «сами были заинтересованы в проведении проверки». По его словам, на поршнях ломались компрессионные кольца, из-за этого на предприятии заподозрили, что это, возможно, происходит из-за поставляемого масла.


Воробьёв помнит, что снятые двигатели, которые они осматривали, были сильно загрязнены и изношены. Он пояснил, что причиной поломок могло быть и некачественное топливо из-за повышенного содержания в нём серы. Масло не окисляется, если процент серы составляет 0,5, а в топливе, которым заправляли автобусы «АТП», этот показатель составлял 0,75%.

После проверки образцы масла и топлива с разных автобусов взяли на экспертизу. Воробьёв приехал на заправку на Луганской, чтобы взять пробы топлива из колонок с дизельным топливом класса Евро-5. Образцы из колонки с табличкой «ТУ» (промышленное топливо) не брались. Экспертиза показала, что масло из автобусов оказалось окисленным, а топливо из их баков не соответствует классу Евро-5.

— Почему Вы решили, что автобусы должны были заправляться топливом Евро-5? — спросил у свидетеля адвокат.

— Ну, это само собой разумеется, — ответил тот. — Я спросил у оператора на заправке, что заливается в автобусы. Она сказала, Евро-5. Поэтому и экспертиза проверяла соответствие топлива из автобусов классу Евро-5.

Воробьёв уточнил, что не смотрел сертификаты на все автобусы — то есть не проверял, соответствуют они классу Евро-5 или какому-либо другому. Сам Анатолий Криволапов после заседания сообщил, что на предприятие во время его работы топливо класса Евро-5 никогда не закупалось, потому что в парке не было соответствующей техники.


«Ты в следующий раз поправь»

Экс-гендиректор «АТП» Евгений Катаев возглавлял объединённое предприятие в ноябре 2013 — июле 2014 года. В настоящее время он является директором ООО «ЛесСтрой». Катаев не сразу назвал место проживания, уклончиво ответив, что «много где живёт», причём большую часть времени за границей.

Посмотрев на обоих подсудимых, Катаев сказал, что «так явно» никого из них не знает, более того, он даже «не знает, по какому поводу здесь находится».


Изначально, пояснил Катаев, он работал в троллейбусном предприятии, а после объединения с автобусным у «АТП» ещё не было обязательств по закупкам топлива.

— В тот период мы сами определяли, у кого покупать, — сказал он. — Когда я пришёл, меня не устраивала существующая схема. Топливо закупалось у небольших компаний, на маленьких заправках на улицах Производственной и Ломоносова. В вопросы качества топлива на этих АЗС я не вникал, для меня решающим фактором стала их неудобная логистика. Но это подкреплялось ещё и жалобами механиков на топливо. Я так понимаю, оно было дизельным, но дизельное же разное бывает... С разным содержанием серы, с добавками. Поэтому мы спешно свернули [сотрудничество с ними] и, несмотря на давление из администрации города, ушли работать с «Движением». С Киселёвым я нашёл общий язык, водители были довольны.

Адвокат уточнил, не путает ли Катаев даты: ранее все свидетели сообщали, что до 2014 года они заправлялись на «Движении», а уже потом перешли на маленькие АЗС. Свидетель в ответ заявил:

— Нет, они путают. Я настаиваю, что до моего прихода в 2013 году автобусы заправлялись на АЗС, которые не принадлежали «Движению». Но, может быть, были комбинированные поставки...

Прокурор спросила экс-гендиректора, что ему известно о топливе ГОСТ 305-82. «Я не обладаю [сведениями], не знаю», — ответил Катаев.

— Понимаете, есть ГОСТ, а есть отклонение от ГОСТа. Прикрываться ГОСТом можно бесконечно, но то, что попало в бак, - это могут быть совсем другие вещи. ГОСТ — это требование к производителю, а на заправке [совсем другое может быть], - сказал он.

После введения федерального закона №223, который регламентирует порядок закупки товаров и услуг, предприятие начало организовывать закупочные процедуры.

— Честно говоря, я рассчитывал, что победит наш традиционный поставщик - «Движение». Но заявилась какая-то иногородняя фирма, больше участников не было, поэтому она и выиграла. В документации было уточнение, что закупка топлива будет производиться по заявкам предприятия. Соответственно, никаких обязательств с нашей стороны: нет заявок - нет поставок. Фактически мы топливо у этой фирмы не закупали, тем более что у нас был длящийся договор с «Движением», — пояснил Евгений Катаев.

Он рассказал, что почти сразу после этого тендера встретил Сергея Киселёва. Спросил, почему они не заявлялись.

— Он ответил, что им не понравились условия по отсрочке платежа. Ты, говорит, поправь в следующий раз, и тогда я пойду, — уточнил Катаев.

На следующих заседаниях в Октябрьском суде продолжат допрос свидетелей обвинения.