«Поправки - это яблоко в «Спящей красавице», и, вкусив его, мы заснём надолго». Эксперты - об изменениях в Конституцию и о том, надо ли за них голосовать

Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении общероссийского голосования по поправкам в Конституцию на 22 апреля, однако, в зависимости от ситуации с коронавирусом, дата может быть перенесена на более поздний срок. Мы поговорили с кировскими экспертами, почему нет порога явки и стоит ли идти на голосование.

Какие изменения ждут?

Законом предлагается внести изменения в шесть из девяти глав Конституции. Обозначим основные поправки.


Усиление вертикали власти

Кировский юрист Ян Чеботарёв считает, что часть поправок принимается только «для отвода глаз» - это, в частности, ежегодные индексации пенсии, изменения про основу пенсионной системы, «про человека труда, который достоин всего самого лучшего», про главные цели государства и ценности семьи.
С ним согласен депутат Кировской гордумы Михаил Ковязин. По его мнению, роль поправок по социальному блоку преувеличена, и они могут быть реализованы и без внесения в Конституцию.
- Много спорных, с точки зрения логики, поправок, - полагает Ковязин. - Например, отношение к богу и религии. У нас светское государство, и я надеюсь, таким и останется. Зачем это вносить в Конституцию? Моё субъективное мнение, что все поправки затеяны ради тех статей, в которых идёт речь об усилении роли Госсовета и обнулении сроков правления текущего президента. Власть должна быть сменяемой, иначе мы получаем новый период политического «застоя». Я вижу аналогичные действия в бывших союзных республиках, когда через поправки президентство становится бессрочным, или формируются новые вертикальные структуры власти, которые работают не на рост благосостояния, а на реализацию целей отдельных слоёв общества. Считаю, что предлагаемые поправки - это яблоко в «Спящей красавице», и, вкусив его, мы заснём надолго. Вот только найдётся ли принц, чтобы разбудить нас?
Ян Чеботарёв подытожил: предлагаемые изменения говорят о том, что «вертикаль власти крепчает и становится всё более и более вертикальной».
- Опора власти - уже не большинство в Госдуме, а чёткий и подконтрольный президенту механизм блокирования любых неугодных законов через подконтрольные суды и назначаемых членов Совфеда, через армию, полицию, Росгвардию. Равно же и через стабильность исполнительной власти правительства и неизменность власти аппарата правительства - бюрократии и номенклатуры. Роль президента только усиливается, причём кратно, при этом в качестве громоотвода и свистка для выпуска пара остаётся премьер-министр, которого при случае можно и поганой метлой гнать, при этом новый будет с гарантией - такой же. Стабильный и подконтрольный. Нас ждёт сохранение права обращаться в Европейский суд по правам человека при праве государства начхать на его решения. Нам не дадут право выбирать и контролировать судей. А выборы депутатов оставят, как игрушку детям. Всё равно любой неугодный закон не примут, - считает Ян Евгеньевич.

Без порога явки

В настоящее время поправки в Конституцию одобрили Госдума, регионы и Конституционный суд. Заметим, что депутаты Заксобрания по Кировской области практически единогласно проголосовали за поправки, против высказались только четыре коммуниста. Сами изменения не вызвали у большинства народных избранников никаких вопросов.

На общероссийское голосование будет вынесен лишь один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». Голосования по отдельным поправкам не будет. В случае, если более половины проголосовавших россиян поддержат поправки, они вступят в силу, а президент издаст указ об официальном опубликовании обновленной Конституции. Если же сторонников поправок среди голосовавших будет меньше половины, то поправки будут считаться неодобренными и не вступят в силу. При этом порог явки на общероссийское голосование не указан.
Кировский юрист Ян Чеботарёв считает, что сложный порядок принятия поправок связан с «желанием власти не проводить референдум с его наблюдателями и прочими “горлопанами от общественности”, ”агентами влияния Госдепа”».
- Если бы порог явки был, то несогласные могли бы голосовать ногами. Тогда неявка на голосование приравнивалась бы к голосу «против». Именно потому такого порога явки и нет. Лично я пойду и буду голосовать против. Я солидарен с Михаилом Ходорковским - свою позицию нужно всегда обозначать максимально чётко, - уверен Ян Евгеньевич.
Будет голосовать против и Михаил Ковязин. Он добавляет, что нужно проводить работу с населением по разъяснению поправок, чтобы обеспечить хорошую явку.
- При низкой явке придут те, для кого и сделана красивая социальная обёртка. А часть тех, кто против, к сожалению, будут негодовать только на своей кухне. Поэтому буду призывать кировчан прийти на участки и выразить своё мнение. Какое? Решать каждому. Главное, чётко понимать суть поправок и сделать правильный выбор.
Что касается выбора дня голосования, то, по мнению наших собеседников, власти надеются, что дополнительный выходной день может увеличить явку среди бюджетников и пенсионеров. К тому же в выходные в конце апреля многие уезжают из города на дачу.

Уклонение от референдума


Ян Чеботарёв полагает, что порядок принятия поправок противоречит действующему законодательству. По его мнению, внесение изменений в Конституцию должно осуществляться путём референдума, а процедура общероссийского голосования не предусмотрена законодательством.
Общероссийское голосование по сути является референдумом. Но раз название другое, то оно не подпадает под требования закона «О референдуме Российской Федерации». Следовательно, и соблюдения порога явки в 50% от всего числа избирателей, который предусмотрен для признания референдума состоявшимся, не требуется. Правила проведения общероссийского голосования прописаны лишь в законе о поправках в Конституцию и в документе «Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования», который должна принять ЦИК. В том проекте, который ЦИК принял за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением голосования, пишет «Медуза».
- В условиях отсутствия гарантий на получение различной информации о поправках к Конституции уже очевидно, что в агитации за поправки участвует весь государственный аппарат с аффилированными средствами массовой информации, а агитация против поправок фактически под запретом, - подчеркнул эксперт движения «Голос» Денис Шадрин. - При проведении референдума есть гарантии на получение различной информации по поправкам, в том числе запрет чиновников участвовать в агитации, и предусматривается порог явки. Придут на избирательные участки в основном агитированные за поправки, но сколько таких граждан будет в условиях пандемии, нашим чиновникам неизвестно. И вообще по прошествию нескольких лет уже мало кто будет помнить подробности явки, но все будут помнить результат. Я думаю, даже будут называть это «недоголосование» референдумом.
Кроме того, федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения текста. Денис Шадрин добавляет, что предлагаемые поправки в Конституцию очень разноплановые: они затрагивают и государственное управление, и социальные гарантии, и другие сферы. Но у населения нет возможности высказаться по различным блокам отдельно, так как голосование пройдёт сразу по всему пакету поправок.