Палата номер N. Три рассказа о том, в каких условиях кировчан лечат от коронавируса

С начала пандемии в Кировской области открыли 16 ковидных госпиталей. Зимой 2021 года их начали постепенно закрывать. Однако в последнее время количество заражённых снова начало расти.

По данным на 25 июля, количество заболевших коронавирусом в регионе перевалило за 11 тысяч человек, 3 854 из которых госпитализированы. Дополнительные койки в уже существующих инфекционных стационарах в регионе развернули ещё в начале июня, а в Кирово-Чепецком и Советском районах открыли ковидные госпитали. С самого начала пандемии кировчане жаловались на плохие условия в отделениях, некачественную еду и недостаточное внимание со стороны врачей. Свойкировский узнал, изменилась ли эта ситуация спустя год и как сейчас обстоят дела в инфекционных госпиталях области.

Без горячей воды и горшки вместо унитазов

Владимир и его жена Наталья (имя женщины изменено) заболели в середине июня. В поликлинике [№ 1 на Циолковского, 18] у них практически сразу взяли мазки на коронавирус. Однако, по словам мужчины, о том, что они Covid-положительные, супруги узнали только на третий день, еле дозвонившись в медучреждение.

– Все эти красивые фотографии лечебных мест в больницах [которые предоставляет региональный Минздрав] – фейки, – утверждает Владимир.

После КТ, которое показало 60% поражения лёгких у Натальи и 30% поражения у её мужа, их определили в Слободскую ЦРБ, хотя живут они в Кирове. Владимир уточнил, что перед госпитализацией их с женой практически полдня «катали» по городу с температурой 38 градусов в поисках свободных мест в ковидных госпиталях, однако нашлись они только в Слободском.

– Больница никакая! В палатах ад: температура под 40 градусов, кровати стоят с времён 1917 года, когда матросики брали Зимний и отдыхали на таких койках в шинелях. Матрасы рваные, простыни из искусственного материала, который прилипает к сырому телу, – возмущается мужчина.

Владимир пожаловался, что в больнице пациентам не предоставляли маски, несмотря на то, что передвигаться в госпитале нужно только в средствах защиты. Также, по его словам, в больнице не было ни душа, ни горячей воды.

– Врачи появляются один раз в три дня со своими китайскими дешёвыми приборчиками, которыми непонятно что измеряют – то ли размер пальца, то ли кислород в непонятных единицах, – рассказал Владимир порталу Свойкировский.

Мужчина остался недоволен и качеством еды. По его словам, после приёмов пищи у большинства пациентов была диарея и понос.

– Люди выстраиваются в очередь в мужские и женские туалеты, в которых по одному месту. Бедным женщинам, которым невтерпёж, выставляют горшочки в металлических каркасах, и они сидят, как куколки, а деликатные мужчины проходят мимо и отворачиваются. Они понимают наших женщин, попавших в такую унизительную ситуацию, – утверждает Владимир.

В больнице мужчина встречал среди пациентов как вакцинированных, так и невакцинированных людей. Он также отметил, что среди больных коронавирусом в стационаре были не только пенсионеры, но и молодёжь.


КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева». Фото: Минздрав Кировской области

Ковидный «туризм»

Артём (имя изменено) заболел в начале июня. Молодой человек почувствовал недомогание, у него поднялась температура. Участкового терапевта он вызвал на утро следующего дня.

– Врач до меня так и не дошёл. В течение дня я ещё раз позвонил в поликлинику [№5 на ул. Московской, 6] и дождался только неотложку, которая приехала после 9 вечера, больше 12 часов спустя, – сообщил Артём.

По словам молодого человека, врачи скорой помощи взяли у него мазок и прописали противовирусные таблетки и капли в нос. Результат теста на коронавирус должен был быть готов через два дня. Также Артёма предупредили, что неотложка может открывать больничный лист только на три дня, поэтому в субботу при хорошем самочувствии ему придётся самостоятельно прийти в поликлинику и продлить больничный или закрыть его. Если же он будет чувствовать себя плохо, тогда нужно снова вызвать врача на дом.

– В субботу моё состояние не улучшилось и поднялась температура. Я вызвал врача, а он не приехал. В поликлинике по месту жительства реакция нулевая. Температура 38, в субботу мне не звонят по тесту на коронавирус, и я думаю, что всё нормально и у меня просто простуда. Но понимаю, что на самом деле ни фига не нормально, – рассказал Артём.


Поликлиника №5. Фото: Павел Шаклеин

В воскресенье в поликлинике молодому человеку сообщили, что его субботнюю заявку почему-то не обработали вовремя. Поэтому результаты теста на ковид стали известны только теперь – Артём оказался «положительным», и ему тут же выписали направление на КТ.

– Сейчас у них с этим всё чётко, единственное, что в поликлинику на КТ нужно идти самостоятельно. Направили в поликлинику №3 [за ТЦ «Jam Mолл»]. Там организован отдельный вход для больных коронавирусом, пациентов принимают по спискам. КТ я ждал полчаса, – отметил Артём. – Ещё подумал, что болеющих, видимо, немного. В то время по официальной статистике как раз выявляли по 50 заражённых в день.

Артёму диагностировали 44% поражения лёгких и направили в госпиталь. В поликлинике вызвали скорую для транспортировки больных коронавирусом, в том числе и для Артёма. Больных по ковидным госпиталям машина развозит в зависимости от наполняемости диспансера: «Именно машина, а не поликлиника ищет место, куда вас госпитализировать». Артёма и ещё пару человек определили в Талицу.


Талицкий санаторий. Фото: google.maps

– В приёмном покое меня встретил дежурный врач, очереди никакой не было. Минут через 40 я уже был в койке, а ещё через полчаса мне поставили капельницу. Но пока лежал в стационаре, видел, как друг за другом приезжали машины и просто стояли в очереди на выгрузку пациентов, – вспоминает Артём. – В Талице их было не так много, а вот когда я уже потом лежал в «инфекционке», бывало и по 10 машин. Но ведь там и лежачих мест гораздо меньше, чем в Талице. В тубдиспансере тоже собиралась вереница по 5–6 машин за раз.

По словам Артёма, в Талице он оказался в большой палате на 20 койко-мест. В его крыле были «детские санузлы со шторкой в душе на уровне груди» и тремя унитазами в ряд без кабинок. Кнопок вызова медсестры там тоже не было.

– Здесь я пробыл дней 5–6. И вот что заметил: медсёстры не меряли у пациентов сатурацию (доля насыщенного кислородом гемоглобина относительно общего гемоглобина в крови – прим. ред.), давление и температуру. Если ты чувствуешь, что у тебя поднялась температура, идёшь сам к медсёстрам и говоришь: «У меня температура», – рассказал молодой человек.

Затем из-за ухудшения состояния и увеличения поражения лёгких до 60% Артёма перевели в инфекционную больницу. По его словам, там условия были лучше: «Видно, что корпуса недавно сделали и в палатах всё новое». К каждой кровати кислород был выведен через стену.

– Там не палаты, а боксы. В моём было четыре койки. Выходить оттуда нельзя – можно только дойти до холодильника или забрать передачку. В боксе также есть санузел: стоит душевой угол и унитаз нормального размера, с полочкой, чтобы анализы было удобно сдавать, – рассказал молодой человек.

В «инфекционке» Артём пробыл больше двух недель. По его словам, пациентов во всех больницах лечат практически одинаково: всем выписывают лекарства для поддержания работы кишечника, противовирусное, какие-то «колёса», чтобы откашливать мокроту, и «коронавир» (так в народе называют препарат, которым лечат коронавирус – прим. ред.).


Инфекционная клиническая больница. Фото: google.maps

Артём подчеркнул, что во время болезни ему не хватало внимания врача. За всё время лечения его здоровьем занимались пять специалистов, один из которых был стажёром.

– В больнице я стал жутким ипохондриком, особенно когда поднималась температура: думал, что конец. Плюс коронавирус бьёт по нервной системе, ещё и лечился я практически месяц. Мне было страшно, – поделился молодой человек.

В «ковидник» на базе тубдиспансера молодого человека отправили на долечивание, так как в инфекционной больнице лежат только «тяжёлые ребята» – там есть реанимация и аппараты ИВЛ.

В тубдиспансере Артёма удивил «совковый» ремонт. Больше всего его поразило, как специалистам удалось организовать там целый кислородный этаж.

– Меня как раз и положили туда, но только потому, что на втором этаже, где обычно размещают ребят «полегче», просто не было мест в мужской палате, – добавил молодой человек.

Особенно тяжело было больным справляться с жарой, потому что в стационарах от неё никак не спасали.

– Вместо кондиционера была открытая дверь на балконе. Но самое ужасное, что ни в одной из больниц нет штор. Я, конечно, понимаю, что это пылесборники, но жалюзи какие-то хотя бы можно было повесить, тонировку на окна, ставни придумать, – возмутился Артём.

Он также отметил, что в инфекционке в жару было проще из-за хорошей вытяжки и вентиляции воздуха в боксах.

За весь период болезни у Артёма восемь раз брали тесты на коронавирус. Его выписали в начале июля с поражением лёгких в 30% и отправили домой долечиваться.


VIP-палата по-кировски

Алексей переболел коронавирусом в конце мая – начале июня 2021 года. Первую неделю заболевания он пробыл дома, а затем у него выявили 15% поражения лёгких и госпитализировали в ковидный стационар в Талице.

– Я приехал в субботу, по рассказам одной из медсестёр, в тот день госпитализировали ещё порядка 50–70 человек. Потом примерно столько же привозили и в воскресенье, и в понедельник, пока стационар полностью не заполнился, – вспоминает мужчина.


Ковидный госпиталь на базе Талицкого санатория

По словам Алексея, ему досталась VIP-палата:

– Почему VIP? Потому что она состояла из двух смежных палат с выходом в нормальный санузел, а посреди блока находилась маленькая комнатка с нормальной ванной, душем и с восемью маленькими унитазиками для детей без кабинок, – пояснил молодой человек.

Лечащий врач Алексея был стажёром. Однако никакой разницы в лечении мужчина не почувствовал: «Только в выписке была эта приписка».

Алексей тоже отметил, что измерениями температуры никто не заморачивался, за этим к медсестре нужно было идти самостоятельно.

– В моей палате лежали двое с постоянно высокой температурой, она скакала у них от 37 до 39 градусов. Им на двоих выдали градусник, и они сами контролировали свою температуру. Когда медсестра приносила капельницу, больной говорил: «У меня поднялась температура», – и медсестра отправляла его за уколом, – рассказывает Алексей.

На вопросы о том, почему медсестра не может поставить укол в палате, ведь больному плохо, та отвечала: «Тут сходить-то недалеко, на второй этаж». По словам Алексея, врач обходил пациентов раз в день, тогда же измеряли и сатурацию.

– Был случай: мужчина пошёл на укол и его долго не было, медсестра его потеряла. Когда тот вернулся, она спросила: «Почему так долго?» А он ответил, что ему стало плохо и началась сильная одышка. С этого дня у нас стали измерять сатурацию два раза в день, когда приходили ставить капельницы, – отметил Алексей.

В Талице пациентам предоставляют одноразовые стаканчики и чай. По словам Алексея, там была оборудована целая комната, где был хлеб, чай и сушки.


Свободная палата в Талицком инфекционном госпитале

От редакции: чтобы уберечь себя и своих близких от серьёзных последствий коронавируса, пожалуйста, соблюдайте масочный режим и мойте руки. Если вы заболели, оставайтесь дома и вызовите врача.

Фото на главной: Минздрав Кировской области