«Они всегда очень ждут встречи, просто чтобы поговорить». Один день из жизни социального работника

16 марта во всём мире отмечают День социальной работы. В Кировской области около 1 500 социальных работников, из них свыше 200 работают в Кирове. Свойкировский провёл один день с соцработником и узнал, чем так притягательна эта профессия, и с чем приходится сталкиваться сотрудникам соцслужбы.

«Мне казалось, что это лёгкий труд»

Людмила Злобина начала работать в соцслужбе в 1997 году, а в 2019-м стала лучшим работником отделения социального обслуживания на дому Кировского городского комплексного центра социального обслуживания.

– После декретного отпуска я случайно наткнулась на эту вакансию в центре занятости. Прошла собеседование и начала работать. До этого я не представляла, что это такое – социальная работа. Мне казалось, что это лёгкий труд: пришёл, выложил продукты и ушёл. Но, несмотря на трудности, с которыми мне пришлось столкнуться в самом начале, я поняла, что это моё, – рассказывает Людмила. – Мне было нетрудно найти общий язык с бабушками, помочь им, подсказать что-то. В ответ они с радостью делились своим жизненным опытом.


Основные ежедневные обязанности Людмилы – это покупка продуктов, лекарств, оплата квитанций, походы в поликлинику и контроль за состоянием здоровья пожилых подопечных. По словам женщины, особого отношения требует работа с одинокими пенсионерами: они всегда очень ждут встречи, просто чтобы поговорить. Всего за Людмилой закреплено 16 человек, в среднем каждый день она успевает посетить семерых из них.
– В моей работе никогда не знаешь, кем ты сегодня будешь: доктором, психологом, прачкой, швеёй или даже юристом. Однажды, например, пришлось вникать в процедуру вступления в наследство, чтобы помочь одной подопечной после смерти её мужа, – вспоминает Людмила. – Иногда пожилые люди спрашивают значения каких-то новых слов, большинство не умеет пользоваться интернетом. Я со своего телефона нахожу нужную информацию, стараюсь держать их в курсе мировых трендов (смеётся).

Утро. Банк. Квитанции. Аптека

С Людмилой Злобиной мы встретились в 10 часов у банковского терминала – в это время она уже занималась коммунальными услугами её подопечных. В среднем ей приходится оплачивать более 10 квитанций за один раз. Это требует внимательности и, что немаловажно, времени.

– Я стараюсь оплачивать в такое время, когда у банкомата никого нет. Иначе очень долго придётся ждать тем, кто будет стоять за мной, – рассказывает Людмила.

На оплату счетов ушло около получаса, после чего мы отправились в аптеку. Чтобы составить список необходимых покупок, накануне вечером Людмила обзванивает всех своих бабушек. Так как она ходит в основном в одни и те же аптеки, все сотрудники уже хорошо её знают и приветливо встречают, «как родную».

Следующая задача – записать подопечную на приём ко врачу. По словам соцработника, в последнее время к терапевтам большая очередь и все свободные места мгновенно занимают. При этом Людмиле нужно бывать у терапевта каждый месяц, чтобы получать льготные лекарства для пенсионерки.

– Очереди в поликлиниках – это одна из трудностей, с которой мне приходится сталкиваться. Даже чтобы записаться к врачу, приходится сидеть в очереди в регистратуру, – рассказывает Людмила. – Раньше соцработники могли выписать рецепт на льготные лекарства без очереди. А сейчас, даже если приходишь по предварительной записи, иногда приходится ждать.

Ещё один вопрос, который волнует Людмилу, – отмена реабилитации пенсионеров в неврологических отделениях. Раньше на неё ежегодно отправляли всех пожилых людей, перенёсших инсульт, но в 2017 году эту льготу отменили. Сейчас пенсионерам предлагают санаторные услуги, но зачастую пенсионеры выбирают денежную форму льготы: самостоятельно ездить на лечение и проживать там пожилым людям сложно.

В поликлинике мы пробыли около 20 минут. Не так уж и долго, можно сказать, что на этот раз нам повезло. Следующий пункт после поликлиники – продуктовый магазин. Как рассказывает Людмила, покупать приходится много, чаще всего одним походом дело не обходится.

– Особенно много покупаю для одиноких стариков. Им некому сходить за покупками, у них есть только я. Стараюсь всегда учитывать гастрономические пожелания моих бабушек, – смеётся женщина. – Я слежу, чтобы они питались разнообразно. Например, если что-то понравилось одной, то это же я советую попробовать другой.

Нам пришлось зайти в два магазина. В первом мы взяли только хлеб, так как подопечная Людмилы предпочитает его именно из этого магазина. Затем мы отправились в супермаркет за молочкой и курицей.

– Кто-то заказывает лишь необходимое: хлеб, молоко, крупы, иногда фрукты. Одна моя подопечная, самая старшая – ей 96 лет, любит побаловать себя и рыбкой, и разными фруктами, и сладким. К ней всегда прихожу с полным пакетом, – рассказывает Людмила.

Ноу-хау в работе соцслужбы

Только после всех предварительных «подготовок» мы пришли к одной из подопечных Людмилы. Уже на пороге мы сразу поняли, что нас ждали: женщина не скрывала радости, улыбалась и приглашала пройти в комнату. Нине Петровне 86 лет, живёт она одна.

– С Ниной Петровной я начала работать, когда ещё был жив её муж. Несколько лет назад его не стало, и мы остались с ней вдвоём, – рассказала Людмила. – К ней я прихожу во вторник, среду и пятницу. В конце недели у нас закупочный день, а в среду – хозяйственно-бытовой: делаем что-то по дому.

По словам соцработника, старики всегда ждут её прихода. Но иногда бывают ситуации, когда она может задержаться у другого пенсионера. В таких случаях Людмила всегда звонит и предупреждает, что придёт немного позже. И хотя в ответ всегда слышится: «Ну и ладно, как придёшь, так и придёшь», – женщина всегда чувствует, как сильно её ждут.


Первым делом Людмила заполняет тетрадку с отчётами о покупках и раскладывает всё по своим местам, попутно расспрашивая Нину Петровну о её настроении и самочувствии. Заметно, что женщина хорошо ориентируется в квартире: Нина Петровна не могла вспомнить, куда дела баночку с таблетками, а Людмила тут же её отыскала.

После этого нужно измерить давление, температуру и проверить наличие лекарств и соблюдение их приёма. Все результаты заносятся в электронный планшет.

– С недавнего времени мы работаем с планшетами в Комплексной медицинской информационной системе. Все мои бабушки занесены в неё. Во время каждого посещения мы записываем данные в личный дневник каждой бабушки. У некоторых пенсионеров есть рекомендации врача, по которым составляется план ухода, – рассказывает Людмила. – Чаще всего это рекомендации по соблюдению приёма лекарств, режима питания и контроля за давлением. Бывает, и довольно часто, что бабушки не соблюдают рекомендации – ленятся (смеётся).

По информации областного Минсоцразвития, в рамках нацпроекта закупили 1 100 таких планшетов для социальных работников. Комплексная медицинская информационная система (КМИС) – это связующее звено между социальным работником и участковым терапевтом. С помощью неё соцработник может оперативно информировать врача о результатах наблюдения за состоянием здоровья подопечного.

Пока Людмила заносила всю информацию в планшет, Нина Петровна рассказывала о своей жизни:

– Я сама всю жизнь работала в городском отделе писем, занималась социальными вопросами – помогала пожилым людям. А сейчас вот одна осталась, – вздохнула пенсионерка. – Людмила ходит ко мне уже 6 лет. У неё каждая бумажка лежит на своём месте, а к каждому празднику есть подарочки и поздравления. Она молодец. Таких у нас мало и не знаю, будут ли ещё.

«Что за профессия? Можно же просто прийти и помочь безвозмездно»

У Нины Петровны мы провели около часа, а потом снова отправились в магазин, чтобы купить продукты следующей подопечной Людмилы.


– Я не испытываю каких-то особых трудностей. Иду на работу со спокойной душой и с чувством лёгкости. Все мои бабушки доброжелательные, у нас хорошие отношения с ними, – рассказывала женщина по дороге. – Меня часто спрашивают: «Что за профессия такая, социальный работник? Можно же просто прийти и помочь безвозмездно». Но я считаю, что наша работа очень важная и ответственная, к ней нужно подходить с душой, нельзя просто так вот. Я отношусь ко всем своим бабушкам как родственникам и пропускаю все их проблемы через себя.

Чтобы у сотрудников не наступало эмоциональное выгорание, в центре соцобслуживания регулярно проходят занятия с психологом. Даже простая усталость может стать причиной серьёзного стресса, не говоря уже о прочих беспокойствах.

Иногда случаются и форс-мажорные ситуации, и тогда соцработникам приходится подключаться, даже если на дворе уже глубокая ночь.

– Часто среди моих подопечных бывают пожилые люди с деменцией. Они могут уйти куда-то и потеряться. Мне приходилось в вечернее время и даже ночью помогать им вернуться домой. Сейчас вот придумали значки специальные для таких людей, – рассказывает Людмила.
Фото: kirovreg.ru

Значки, о которых говорит Людмила, разработали в соцслужбе для всех людей, страдающих потерей памяти. На него нанесён QR-код и номер телефона. По информации минсоцразвития, на март 2021 года в Кировской области выдали уже более 1 200 таких значков. Для его получения нужно обратиться в комплексный центр по месту жительства или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 201-21-09.

Купив продукты, мы отправились ещё к одной подопечной Людмилы, Марии Ивановне – 96-летней неунывающей прабабушке 20 правнуков. Всю жизнь она работала дояркой в колхозе. Главный вопрос, который хотелось задать Марии Ивановне, – в чём секрет её бодрости и долголетия.

– Трудиться и не унывать! – ответила пенсионерка.


Когда мы вышли из квартиры Марии Ивановны, было уже почти 14 часов. У Людмилы впереди было посещение ещё трёх подопечных. Но здесь нам пришлось попрощаться, так как далеко не все пенсионеры готовы впустить в дом посторонних.

Чтобы воспользоваться услугами социального работника для людей нетрудоспособного возраста, нужно собрать пакет документов:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

  • СНИЛС;

  • согласие на обработку персональных данных;

  • индивидуальная программа предоставления социальных услуг;

  • выписка из протокола заседания врачебной комиссии о состоянии здоровья (частичной или полной утрате способности к самообслуживанию) и отсутствии (наличии) медицинских противопоказаний для социального обслуживания (действует в течение трёх месяцев с даты выдачи);

  • копия документа, подтверждающего право на получение меры соцподдержки в виде первоочередного или внеочередного приёма на предоставление социального обслуживания (при наличии).

Все документы нужно принести в центр социального обслуживания населения по месту жительства. Адреса и режим работы центров в Кировской области можно посмотреть здесь.

Фото: Сергей Зыков для Свойкировский.рф