Технический прогресс развивался на Вятке медленно. В начале прошлого века в губернии только начали появляться «блага цивилизации»: телефон, электричество, водопровод и тому подобное. При этом вятчане активно этому сопротивлялись. Например, в губернском центре нашлось немало противников строительства электростанции, а первых велосипедистов критиковали за то, что они «вносят сумятицу в обыденную жизнь, пугая лошадей и пешеходов». Поэтому появление в 1906 году первого на Вятке автомобиля стало поистине грандиозным событием и вызвало самую неоднозначную реакцию жителей. Свойкировский рассказывает, кто стал первым вятским автомобилистом 115 лет назад и за что его невзлюбили жители.
- Кузя с буйным нравом
- Адская машина
Кузя с буйным нравом
Первый вятский автолюбитель Кузьма Лаптев происходил из известной купеческой династии. Прославили фамилию в XIX веке два брата – Михаил и Игнатий Лаптевы. Они владели кожевенными заводами, занимались заготовкой леса и его сплавом на плотах до Саратова и Астрахани.
Ещё до приобретения автомобиля Кузьма Лаптев заработал неоднозначную репутацию и прославился как глубоко порочный бездельник-гедонист, любящий эффектные развлечения.
– Был в Вятке купчина и фабрикант, миллионер Кузьма Игнатьевич Лаптев, попросту – Кузя Лаптев, довольно молодой ещё человек, очень здоровый, румяный, с красивой небольшой бородкой. Был он почти без образования, но очень любил «культуру», любил хорошо, необыкновенно шикарно одеваться, имел самых лучших лошадей, дорогие повозки и сани. Кучер у него был, точно бог, важности необыкновенной, сидит на козлах, как прямо-таки идол. Для внушительности под кафтан кучера подкладывали, видимо, целые подушки, зад кучера не уступал по мощности крупу большой лошади. Дом у Кузи был, хотя и деревянный, двухэтажный, но весь раскрашенный вьющимися растениями, немного в модном, декоративном стиле, славился Кузя ещё и довольно буйным нравом, любил всякие выходки, любил пустить пыль в глаза. Говорят, его постоянно мучила назойливая мысль, что бы ещё сделать, чтобы удивить людей, показать им своё богатство и «культурность», – описывал Лаптева в мемуарах сын известного вятского врача Валериан Шкляев.
Кузьма Лаптев с первой женой и детьми. Фото: vyatkawalks.ru
Кузьма Лаптев был страстным игроком в преферанс и устраивал карточные турниры каждый день, любил шампанское и шумные вечеринки. Его квартира блистала роскошью, там даже стоял великолепный рояль, на котором никто не играл, но зато постоянно звучала музыка из граммофона. В общении Лаптев был учтив с чиновниками и богатыми купцами, но был чрезвычайно груб с теми, кто зависел от него.
Адская машина
По-настоящему известным Лаптев стал именно благодаря своему автомобилю. В 1906 году он приобрёл его в Европе и совершенно беспечно разъезжал на нём по Вятке, доселе не видавшей такого чуда техники. Правил дорожного движения в то время ещё не существовало, и Лаптев ездил как хотел, шокируя публику. Народ прозвал его «Фиат» адской машиной.
Само собой, первое в истории Вятки ДТП принадлежит именно Лаптеву.
– А что на вятских узких улицах, да ещё занесённых снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычны встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старьё), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков. На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага; это ещё больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах, – писала газета «Вятская жизнь».
Дамы упали в сугробы и отделались только незначительными ушибами и испугом, но впоследствии заявили на Лаптева в полицию. Об инциденте даже было доложено губернатору Александру Левченко, многие горожане требовали наказать Кузьму Лаптева как можно более строго. Впрочем, вскоре Лаптев совершил ещё одно ДТП: на улице Николаевской (Ленина) он распугал лошадей извозчиков, которые бросились на тротуары и раскидали бочки с рыбой.
«Вятская жизнь» негодовала и предложила Лаптеву для прогулок на автомобиле выбрать свободные поля вокруг города. По воспоминаниям вятского мемуариста Бориса Сергиева, Лаптев стал ездить в прилегающий к Вятке Загородный сад. Он занимал обширное пространство между современным Октябрьским проспектом, улицами МОПРа и Профсоюзной и заводом им. 1 Мая, в 1930-е годы его застроили жилыми домами. Однако из-за пьяных выходок Кузьмы Лаптева и его друзей некогда популярный у вятчан сад опустел.
– В лесу было построено деревянное здание для открытой сцены и буфета с крепкими напитками. Начались постановки опереток, выступления певиц и певцов лёгкого жанра, и лес утратил свою прелесть семейного места отдыха. Появилось много пьяных и хулиганствующих гуляк, и любящая покой публика перестала посещать ранее гостеприимный лес. Одним из первых гуляющих купеческих сынков здесь появился Кузьма Лаптев, нажившийся на военных поставках во время войны с Японией. Приобрёл автомобиль фирмы «Фиат» и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видавших ранее автомобиля. Появились извозчики-лихачи, понеслись пьяные песни, – писал в мемуарах Сергиев.
Спустя некоторое время «адская машина» исчезла также внезапно, как и появилась. Ходили слухи, что полиция запретила Лаптеву ездить на автомобиле и что «Фиат» сломался, и никто в Вятке не может его исправить.
Несмотря на резкую критику, Кузьму Лаптева нельзя не признать пионером технического прогресса в консервативной Вятке. Благодаря ему в 1910 году появился Свод правил автомобильного движения по городу, хотя машин в Вятке ещё практически не было.
Реклама автомобиля в вятской прессе, начало XX века. Фото: vyatkawalks.ru
Фото на главной: Fiat Typ 110 HP 1906 года, источник: auto.vercity.ru