650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Лошади не привыкли встречаться с такими колымагами». Как 115 лет назад в Вятке появился первый автомобиль

«Лошади не привыкли встречаться с такими колымагами». Как 115 лет назад в Вятке появился первый автомобиль

Автор:
12 марта 2021, в 07:37
Просмотров: 2574

Технический прогресс развивался на Вятке медленно. В начале прошлого века в губернии только начали появляться «блага цивилизации»: телефон, электричество, водопровод и тому подобное. При этом вятчане активно этому сопротивлялись. Например, в губернском центре нашлось немало противников строительства электростанции, а первых велосипедистов критиковали за то, что они «вносят сумятицу в обыденную жизнь, пугая лошадей и пешеходов». Поэтому появление в 1906 году первого на Вятке автомобиля стало поистине грандиозным событием и вызвало самую неоднозначную реакцию жителей. Свойкировский рассказывает, кто стал первым вятским автомобилистом 115 лет назад и за что его невзлюбили жители.

О чем говорится в статье:
  • Кузя с буйным нравом
  • Адская машина

Кузя с буйным нравом

Первый вятский автолюбитель Кузьма Лаптев происходил из известной купеческой династии. Прославили фамилию в XIX веке два брата – Михаил и Игнатий Лаптевы. Они владели кожевенными заводами, занимались заготовкой леса и его сплавом на плотах до Саратова и Астрахани.

Ещё до приобретения автомобиля Кузьма Лаптев заработал неоднозначную репутацию и прославился как глубоко порочный бездельник-гедонист, любящий эффектные развлечения.

– Был в Вятке купчина и фабрикант, миллионер Кузьма Игнатьевич Лаптев, попросту – Кузя Лаптев, довольно молодой ещё человек, очень здоровый, румяный, с красивой небольшой бородкой. Был он почти без образования, но очень любил «культуру», любил хорошо, необыкновенно шикарно одеваться, имел самых лучших лошадей, дорогие повозки и сани. Кучер у него был, точно бог, важности необыкновенной, сидит на козлах, как прямо-таки идол. Для внушительности под кафтан кучера подкладывали, видимо, целые подушки, зад кучера не уступал по мощности крупу большой лошади. Дом у Кузи был, хотя и деревянный, двухэтажный, но весь раскрашенный вьющимися растениями, немного в модном, декоративном стиле, славился Кузя ещё и довольно буйным нравом, любил всякие выходки, любил пустить пыль в глаза. Говорят, его постоянно мучила назойливая мысль, что бы ещё сделать, чтобы удивить людей, показать им своё богатство и «культурность», – описывал Лаптева в мемуарах сын известного вятского врача Валериан Шкляев.

«Лошади не привыкли встречаться с такими колымагами». Как 115 лет назад в Вятке появился первый автомобиль

Кузьма Лаптев с первой женой и детьми. Фото: vyatkawalks.ru

Кузьма Лаптев был страстным игроком в преферанс и устраивал карточные турниры каждый день, любил шампанское и шумные вечеринки. Его квартира блистала роскошью, там даже стоял великолепный рояль, на котором никто не играл, но зато постоянно звучала музыка из граммофона. В общении Лаптев был учтив с чиновниками и богатыми купцами, но был чрезвычайно груб с теми, кто зависел от него.


Адская машина

По-настоящему известным Лаптев стал именно благодаря своему автомобилю. В 1906 году он приобрёл его в Европе и совершенно беспечно разъезжал на нём по Вятке, доселе не видавшей такого чуда техники. Правил дорожного движения в то время ещё не существовало, и Лаптев ездил как хотел, шокируя публику. Народ прозвал его «Фиат» адской машиной.

Само собой, первое в истории Вятки ДТП принадлежит именно Лаптеву.

– А что на вятских узких улицах, да ещё занесённых снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычны встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старьё), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков. На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага; это ещё больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах, – писала газета «Вятская жизнь».

Дамы упали в сугробы и отделались только незначительными ушибами и испугом, но впоследствии заявили на Лаптева в полицию. Об инциденте даже было доложено губернатору Александру Левченко, многие горожане требовали наказать Кузьму Лаптева как можно более строго. Впрочем, вскоре Лаптев совершил ещё одно ДТП: на улице Николаевской (Ленина) он распугал лошадей извозчиков, которые бросились на тротуары и раскидали бочки с рыбой.

«Вятская жизнь» негодовала и предложила Лаптеву для прогулок на автомобиле выбрать свободные поля вокруг города. По воспоминаниям вятского мемуариста Бориса Сергиева, Лаптев стал ездить в прилегающий к Вятке Загородный сад. Он занимал обширное пространство между современным Октябрьским проспектом, улицами МОПРа и Профсоюзной и заводом им. 1 Мая, в 1930-е годы его застроили жилыми домами. Однако из-за пьяных выходок Кузьмы Лаптева и его друзей некогда популярный у вятчан сад опустел.

– В лесу было построено деревянное здание для открытой сцены и буфета с крепкими напитками. Начались постановки опереток, выступления певиц и певцов лёгкого жанра, и лес утратил свою прелесть семейного места отдыха. Появилось много пьяных и хулиганствующих гуляк, и любящая покой публика перестала посещать ранее гостеприимный лес. Одним из первых гуляющих купеческих сынков здесь появился Кузьма Лаптев, нажившийся на военных поставках во время войны с Японией. Приобрёл автомобиль фирмы «Фиат» и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видавших ранее автомобиля. Появились извозчики-лихачи, понеслись пьяные песни, – писал в мемуарах Сергиев.

Спустя некоторое время «адская машина» исчезла также внезапно, как и появилась. Ходили слухи, что полиция запретила Лаптеву ездить на автомобиле и что «Фиат» сломался, и никто в Вятке не может его исправить.

Несмотря на резкую критику, Кузьму Лаптева нельзя не признать пионером технического прогресса в консервативной Вятке. Благодаря ему в 1910 году появился Свод правил автомобильного движения по городу, хотя машин в Вятке ещё практически не было.

«Лошади не привыкли встречаться с такими колымагами». Как 115 лет назад в Вятке появился первый автомобиль

Реклама автомобиля в вятской прессе, начало XX века. Фото: vyatkawalks.ru

Фото на главной: Fiat Typ 110 HP 1906 года, источник: auto.vercity.ru


Все соцсети
Комментарии
5
 
Комментарии (5)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 марта 2021, в 08:47
Красивое фото жены и детишек.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 марта 2021, в 10:29
Добрые, открытые лица, как будто вчера их где-то уже встречали.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 марта 2021, в 09:14
Касанов мог бы поактивнее писать, раз историком обзывается. Или не называйся историком!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 марта 2021, в 09:57
гедонистов у нас и сейчас достаточно-депутатик из слободского,паша валенчук(мой депутат)-ну любят они удовольствия мажорчики!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 марта 2021, в 16:17
Спасибо Антону за интересную историю.В нашем городе дороги стали еще уже,чем были в !9 веке,особенно в исторической части города.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!