Купель - на ремонте, продавец - на больничном, в реке - металлические сваи. Как в Великорецком встретили паломников

В субботу, 6 июня, в селе Великорецком состоялись главные торжества крестного хода. Несмотря на рекомендации пропустить в этом году одно из важнейших для православных христиан событий, к святым местам отправились паломники из разных уголков России. Правда в этом году число крестоходцев сократилось в десятки раз. Как встретили паломников местные жители и как изменился Великорецкий крестный ход в период пандемии 2020 года, узнала корреспондент портала Свойкировский.

«Ситуация походит на стравливание людей»

Первое, что ранним утром бросилось в глаза при въезде в Великорецкое, - большое количество полицейских и автоинспекторов. Они были буквально повсюду - дежурили на дороге по пути в село, прочесывали территорию самого Великорецкого, следили за происходящим на площадке перед Никольским храмом и на берегу реки Великой. Паломников же, действительно, оказалось в разы меньше: на богослужение в Великорецком в 2016 году собиралось до 60 тысяч человек. В этом году едва ли набралось несколько тысяч. Официальных данных в этом году полиция не предоставляет, так как формально крестный ход они не сопровождают. Вместо многотысячного потока людей, которые обычно отдыхали рядом друг с другом, на территории села обособленно стояли платки. Пока не началась служба, паломники завтракали, отдыхали и прогуливались по селу.


Я подошла к двум женщинам, которые стояли рядом с магазином и разговаривали. Узнав, что перед ними журналист, они сначала развернулись и хотели было уйти, однако одна из паломниц всё-таки согласилась ответить на мои вопросы при условии, что я не назову её имени. По словам кировчанки, она участвует в Великорецком крестном ходе уже четвертый год подряд. Раньше женщина ходила с приходом церкви, но в этом году присоединилась к другой группе.
- Конечно, изначально у меня были сомнения, стоит ли идти, правильно ли я поступаю, но я лично получила от батюшки благословение на этот ход. И решилась. Но в дороге мы старались соблюдать дистанцию и общаться только внутри той группы, с которой мы приехали.
Женщина отметила, что в этом году жители сёл отказались выходить к паломникам. Поэтому одной из главных проблем стало отсутствие воды. Люди брали с собой палатки и еду, но нести с собой ещё и воду просто не хватало сил.
Об этом же рассказала и кировчанка Светлана с внучкой Полиной. По словам женщины, она ходит в Великорецкое уже 13 лет. Однако именно последний крестный ход оказался для неё самым тяжёлым.
- В Монастырском воду даже не предоставляли, - пояснила женщина. - Я не говорю о ночлеге, но мы просили просто по-человечески вынести нам воды. Всё-таки некоторые и с детьми шли, и даже с колясками. Но двери домов оставались закрытыми.

Паломники тем временем то и дело подходили к магазину, дергали за ручку дверь и растерянно читали висевшее объявление: на листке бумаги от руки было написано, что продавец ушёл на больничный. Правда, один из местных жителей сообщил, что магазин сегодня всё-таки решили открыть. Но сначала в него завезут товар. На вопрос, полегчало ли вдруг продавцу или его кто-то заменит, никто не ответил.
Подошёл к зданию узнать, получится ли сегодня приобрести продукты, и «человек из Нижегородской области» (мужчина не захотел назвать своё имя, ссылаясь на непростую ситуацию в стране - прим.ред.). Раньше он был участником других крестных ходов, но в Великорецкий отправился впервые именно в 2020 году. На вопрос, не боится ли он подхватить вирус, мужчина однозначно ответил «нет».
- Почему такая шумиха возникла только вокруг этой инфекции? - отметил паломник. - Разве у нас прекратили люди умирать от рака, СПИДа, убийств, от ситуаций, которые загнали их в угол? Разве другие смерти отошли на второй план? Может быть это просто кому-то выгодно. Сейчас ситуация, к сожалению, всё больше походит на стравливание людей. Местных жителей так застращали власти, что они отказались нас пускать. Ещё очень печально, что в этом году мы ходим одни, без священников, как овцы без пастыря.
Однако, по словам мужчины, если он всё-таки почувствует какие-то признаки болезни по возвращению домой, то останется на карантине.
- Я точно знаю, что если господь не допустит, то и волос с головы не упадет. И то, что сейчас происходит с нами, не случайно. Народ живёт в изобилии, это касается и материальных благ, разнообразия еды и развлечений, но он всё равно озлоблен. Может быть, это нужно для того, чтобы люди задумались, а по верной ли они идут дороге.

В этот момент в селе раздался колокольный звон, и народ постепенно направился на службу. На площадке у Никольского храма большинство паломников достаточно плотным рядом выстроились неподалёку от священнослужителей. Однако были и те, кто старался соблюдать социальную дистанцию. Среди спешащих на службу мне встретилась жительница Кирово-Чепецка Людмила, которая помогала передвигаться своему мужу Арсению на инвалидной коляске.
- Мы ходим в Великорецкий крестный ход каждый год, принимаем участие в причастии и купании, это наша традиция, - пояснила женщина. - Муж у меня парализован, но как он отмечает, что ему становится легче после купания в реке Великой. И природа, и окружение, конечно, тоже благоприятно на него воздействуют. Обычно мы останавливаемся на берегу реки, но в этом году, так как там службы нет, остановились в другом месте. Людей в этом году, конечно, приехало на крестный ход меньше. Мы не встретили тех паломников, с которыми обычно видимся.
По словам Людмилы, чтобы не опасаться вируса, они с мужем и дочкой принимают некоторые препараты для повышения иммунитета.
- С ослабленным иммунитетом, конечно, любой вирус может оказать влияние на человека, но когда иммунитет повышен, бояться нечего, - уточнила жительница Кирово-Чепецка. - Также я думаю, что святитель Николай благословил всех паломников. Да и вообще, когда крестный ход выходил из Кирова, нас сопровождала полиция и медики, всё как всегда. Никого не штрафовали, за шиворот не ловили.

«Нас не пускали в дома не от страха заразиться, а от страха перед властями»

Пока рядом с храмом шла служба, я направилась к реке Великой. В одной из палаток в поле встречаю Игоря Тарасова, одного из немногих священников, кто принял решение в период пандемии участвовать в Великорецком крестном ходе. Священнослужитель приехал из города Коломна Московской области.
- Я хожу в крестный ход уже 18 лет и не увидел причины, почему не пойти и в этом году, - пояснил Игорь Тарасов. - Я совершенно отрицательно отношусь к этой истерии страха, которую нагнетают власти как церковные, так и светские. Потому что реакция совершенно неадекватна на ту сезонную вспышку гриппа, которую мы сейчас наблюдаем. Мы всегда им болели, и всегда от осложнений умирали люди с хроническими заболеваниями. Я совершенно точно знаю, что количество заболевших и тем более умерших раздуто бесстыдными способами. Мне известен случай, когда умершего от рака попросили записать как умершего от коронавируса. И люди согласились, потому что им пообещали за это деньги.
Как и многие участники Великорецкого крестного хода, священник отметил, что местные жители, которые раньше всегда выносили для паломников воду и пускали на ночлег, закрыли от них дома.
- Первый раз за 18 лет мы пошли в крестный ход с палаткой, - отметил участник хода. - Причём люди не пускали нас не столько из-за страха вируса, а из-за страха наказания от властей, которые ходили по домам и грозили штрафами тем, кто пустит паломников. Мол, мы ещё и на карантин на две недели посадим. И люди испугались потерять свои деньги и, наступив на горло своей совести, не стали нас пускать.
Что касается отсутствия обработки от клещей и некоторых других созданных раньше комфортных условий, Игорь Тарасов назвал это естественными природными трудностями крестного хода без которых он, «честно говоря, не настоящий». По его мнению, в последние годы, напротив, в Великорецком происходит наращивание услуг: появляются камеры хранения, строятся мосты.
- Я застал время ещё в начале 2000-х, когда мы ходили по практически необработанной дороге: перебирались вброд через речушки, преодолевали бурелом. Но пару лет назад я увидел, что песчаный подъём, который обычно был очень пыльный, кто-то полил специально для паломников. Получается, скоро закатают дорогу, и мы будем ходить по асфальту. Так что в этом году, напротив, очень благоприятные условия для крестного хода: он вернулся к своему первоначальному виду.

Однако священник отметил, что если паломников предупредили, что жители не будут пускать их в дома, и они взяли палатки, то никто не предполагал, что в населённых пунктах не будут работать магазины.
- Люди знали, что они придут в Бобино и что-то купят в магазинчике, - пояснил Игорь Тарасов. - Но когда мы пришли, то увидели на дверях замок и объявление, что магазин не будет работать на время, пока здесь находятся паломники. То есть магазин закрыли специально от нас. Я думаю, что это уже издевательство над людьми.
Что касается боязни вируса, то священник отметил, что «в крестном ходе надежда на бога и обращение к нему перекрывают все опасности и тревоги». Кроме того, Игорь Тарасов отметил, что владыка не давал благословения не ходить в крестный ход, а лишь рекомендовал от него воздержаться. Поэтому паломники не нарушили благословение.
- Этот ход благословлён всеми предыдущими поколениями, - пояснил священник. - Он исторически обоснован, поэтому особое благословение на проведение крестного хода людям не нужно. Крестный ход ходит сам по себе. Владыка может к нему присоединиться, может не присоединяться, он может одобрить его, а может не одобрять.
При этом Игорь Тарасов удивился, что в крестный ход в текущем году направились, по его подсчётам, всего два священнослужителя.
- Я думал, что будет больше хотя бы приезжих священников. Но они такие же живые люди и, к сожалению, как и многие заглотили эту бациллу страха. И я в их числе, временами я тоже был испуган. Мы приехали за день до крестного хода, начали звонить друзьям, и тут на нас полились слухи. Например, что Великорецкое будет закрыто, туда никого не пустят и всё будет оцеплено. Эта информация ничем не обоснована, но её вбрасывали в среду паломников, чтобы напугать. И многие действительно не приехали. Вообще крестный ход без священников это нонсенс. Душа паломников здесь раскрывается, у них всегда появляется множество важных для них вопросов, и священники очень нужны. Да и такого, конечно, никогда не было, чтобы икону отрывали от людей. Но паломники в этом не виноваты. Мы повесили себе на грудь икону Николы и несли её.

Фото: Игорь Тарасов

«Священнослужители в этом году самих себя испугались»

После разговора со священником, я направилась к реке Великой. Правда, оказывается, что купели закрыты по причине того, что «помещения требуют ремонта», также лентами перегорожены все спуски к воде: в реке откуда-то взялись металлические сваи. У реки увидела сидящего в одиночестве пожилого мужчину, который несмотря на то, что находится в группе риска, всё равно решился стать участником крестного хода. Даниил из Самары ходит в Великорецкое шесть лет подряд.
- А чего бояться этого вируса? - говорит мне пенсионер. - Священнослужители в этом году самих себя испугались. Я хожу один. Когда первый год прошел дорогу крестного хода, мать на ноги свою поставил. Уходил в Великорецкое - она уже лежала, умирала можно сказать. Возвращаюсь - мама у меня в огороде копается.


Когда я пришла от реки, у Никольского храма машин и людей стало больше. Ради того, чтобы побывать на службе, увидеть икону и набрать воды из святых источников подтянулись жители области, которые не были участниками хода. Стало больше и людей у магазина. Его наконец-то открыли, и паломники отправились за продуктами. Полицейский запускал в магазин по 1-2 человека, поэтому снаружи выстроилась солидная очередь.
Среди легковых машин на парковке замечаю и два автобуса с номерами Ставропольского края и Пензенской области, которые привезли паломников. Один из водителей просит не фотографировать автобус, ссылаясь на то, что просто выполняет свою работу. Однако, по его словам, ездит сюда уже не в первый раз и, как и многие, недоволен работой магазина. Так, мужчина отметил, что в прошлом году цены в нём были сильно завышены. К примеру, пельмени, которые в другом месте он мог купить за 80 рублей, здесь стоили 300.
Встречаю на парковке грузовик автомобильного крестного хода «Святая Русь». Фотографии его участников, несущих огромную копию Годеновского креста, вызвали бурную дискуссию в соцсетях. Как пояснила одна из представителей хода, копию креста после хода увезут в Храм Победы в Москву.


После службы секретарь Вятской Епархии Виталий Лапшин отметил, что несмотря на то, что Великорецкий крестный ход в текущем году проходит в непривычном для многих формате, обет, данный нашими предками, был выполнен.
- В этом году в силу известных всем обстоятельств действительно Вятская Епархия приняла решение, что икону перевезут на автомобиле силами только духовенства, - уточнил Виталий Лапшин. - Однако торжество на берегу реки Великой в Великорецком храмовом комплексе сегодня состоялось, служба совершилась, икона сюда была принесена, то есть тот обет, который давали наши предки, исполнился.
Также священник отметил, что большая часть паломников всё-таки услышала рекомендации митрополита и не пошла в крестный ход.
- Что касается тех людей, кто всё же решил пойти: думаю, что, в целом, всё прошло достойно и каких-то проблем и потерь не возникло. Но подчеркну, что если духовенство и митрополит рекомендовали воздержаться от хода, значит, стоило их послушать. Я не имею в виду, что люди будут наказаны, у бога суд совершенно другой. Но те, кто пошли в крестный ход, должны быть ответственны за своё здоровье, за здоровье своих близких и тех людей, которые их окружают.

Помощь паломникам предложили двое

В завершении поездки я отправилась в село. Удивительно, но в тёплый летний день на садовых участках никто не работал. И на улицах достаточно трудно было найти хотя бы одну живую душу. На заборах развешаны объявления: жители просят паломников их не беспокоить и приносят извинения за то, что не могут пустить на ночлег. Лишь хозяева двух домов во всём селе согласились помочь. У одного из таких домов как раз и собрались паломники. Сначала участники с опаской реагировали на мои вопросы, чтобы случайно не подвести тех, кто решился оказать помощь.
- Подходишь к посёлку, а там ленточками всё обтянуто, и думаешь, есть ли здесь вообще живые люди, - поделился один из кировчан. - Даже в огородах никто не работает. Вот до чего все запуганы.
- На каждом заборе висят объявления, что паломников здесь не ждут, - подтвердила участница крестного хода. - Местные жители сказали, что их пугали штрафами. Одна женщина, у которой я обычно останавливалась, сообщила, что на работе её предупредили, если она пустит паломников домой, то две недели будет сидеть дома на карантине за свой счёт. А ей ведь как-то надо жить.
На ночлег паломников не принимали нигде. Но были единичные случаи, когда люди угощали, разрешали зарядить телефоны, наливали кипяток.
- К примеру, нам привезли целых две фляги: картошки и картошки с мясом, угощали пряниками. На трассе кто-то оставил две пятилитровые бутыли с водой, стаканчик, леечку. Но рядом никого не было.
- Видели, что специально увозили биотуалеты из некоторых населённых пунктов.
Пытались паломникам и перекрыть проход. Так земля, по которой проходила часть пути рядом с деревней Мышкино, теперь оказалась в частной собственности.
- Но в общем-то как перекроешь огромную территорию, - отметили участники хода. - Там, наверное, 100 гектаров, кто-то купил и перекрыл паломнический путь: вырыли траншею, а на месте, по которому мы обычно проходим, положили бетонные столбы, деревья. Но мы обошли это место и отправились дальше.

Во втором доме, где оказались готовы помочь паломникам, проживает Александр Шустов, тот самый, что продавал воздух из села Великорецкое. По его словам, раньше он мог приютить до 80 человек. Однако в этом году от предоставления ночёвки пришлось отказаться.
- Всем вручили бумажки и рекомендовали не пускать паломников, - уточнил Александр. - Поэтому на этот раз я и ещё одна местная жительница поим, кормим, даём возможность людям телефоны зарядить, но ночлег не предлагаем. Мы, наверное, в селе единственные, кто не боится заразиться. Да и чего бояться? Все же говорят, что пока большая часть популяции не переболеет, коллективного иммунитета не выработается. Сейчас я заболею, либо во время второй волны осенью, что в этом страшного?
Напоследок житель Великорецкого отметил, что, с одной стороны, когда паломники вернутся домой, в городах действительно могут начаться вспышки заболеваний. С другой, мужчина верит, что может произойти и так, что через две-три недели станет известно, что ни один участник крестного хода не заболел.





Фото: Антон Мамаев