Автосервисы значительно сократили количество ремонтов автомобилей по полису ОСАГО. Тенденцию подтвердили опрошенные представители кировского бизнеса. На фоне дефицита запчастей сервисы не всегда могут уложиться в отведённые сроки, а цены на детали для иномарок выросли до 50%. О том, на какие ухищрения идут кировчане, чтобы починить автомобиль, и как может измениться закон об ОСАГО – читайте в материале.
- Ремонт за свой счёт
- В ход идёт б/у
Ремонт за свой счёт
Сегодня по ОСАГО предусмотрено два варианта возмещения убытков – в денежном или натуральном выражении – в форме ремонта на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). При этом последнюю форму законодатель посчитал приоритетной для россиян. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), если в начале 2022 года доля ремонтов по ОСАГО составляла 9-11 %, то к концу почти сошла на нет.
– Мы практически перестали ремонтировать автомобили по ОСАГО, хотя ещё год назад ситуация была совершенно иной. Сегодня сумма расчёта по методике, которую утверждает Российский союз автостраховщиков (РСА), не совпадает с реальными затратами сервисов, – рассказали порталу Свойкировский в одном из кировских сервисов, работающем со страховыми.
Тенденцию подтвердили в ГК «Престиж-Авто»:
– Количество направлений на ремонт действительно снизилось, страховые компании выплачивают потерпевшим преимущественно деньгами. Количество же битых автомобилей от этого, разумеется, не изменилось. Клиенты продолжают ремонтировать авто, но уже за свой счёт.
В компании рассказали, что основная причина отказа от ремонта – в сроках поставки необходимых запчастей для ремонта.
– Также нарушены логистические цепочки и возможность быстрой поставки качественных запчастей часто отсутствует. В рамках ОСАГО законом чётко определены сроки ремонта и рисковать неисполнением никто не готов, – пояснили в «Престиж-Авто». – Сложнее работать с иностранными производителями, но запчасти есть практически на все бренды, от логистической сложности зависит цена запчастей и срок поставки.
В среднем, по оценкам кировской компании, сегодня запчасти приходится ждать от недели до двух-трёх месяцев. При этом детали подорожали от 20 до 50%.
– Цена зависит от срока поставки и наличия детали в стране, – уточнили в «Престиж-Авто».
По отечественным автомобилям ситуация проще, пояснили специалисты. Запчасти в наличии и в достаточном количестве. Однако, по словам представителя одного из кировских автосервисов, их стоимость и стоимость работ превышает нормативы РСА. В них уложиться практически невозможно, уточнил один из собеседников.
В ход идёт б/у
Между тем в «Росгосстрахе» наблюдают стабилизацию ситуации по ремонтам: во многом стабилизировались цены на запчасти и более ясны сроки их поставок.
– Мы наблюдали негативную динамику во втором и третьем кварталах 2022 года. Тогда было снижение, обусловленное, прежде всего, влиянием внешних факторов. По четвертому кварталу вышли на тот же уровень, что и в 2020-м и 2021 годах – около 8 %. Этот показатель в компании выше среднерыночных значений, – рассказал Михаил Волонихин, начальник кировского регионального центра по урегулированию убытков компании «Росгосстрах».
По словам эксперта, в прошлом году ситуация по ремонтам во многом осложнилась тем, что договоры со станциями техобслуживания компании заключали несколько лет назад в условиях иной геополитической и экономической ситуации.
– С весны прошлого года мы наблюдали резкий, нередко даже спекулятивный рост стоимости запасных частей: на моей практике были случаи, когда стоимость запчастей вырастала в цене в несколько раза в течение двух-трёх недель, – пояснил Михаил Волонихин.
Также, по словам эксперта, значительная часть поставок попала под санкционные ограничения, некоторые позиции либо исчезли с рынка либо их поставка усложнилась. И люди, попавшие в ДТП именно в этот период, были недовольны и не понимали, что происходит, так как цены, по расчётам РСА, не могли корректироваться с такой частотой.
– Реалии таковы, что не всегда есть возможность приобрести новую запчасть, особенно на машины старше 10-15 лет. На машины с правым рулём ещё сложнее найти детали, а если они и есть, то их стоимость иногда достигает сумм, сопоставимых со стоимостью самих транспортных средств, – продолжает специалист «Росгосстраха». – В некоторых случаях водители договаривались со станциями не менять деталь, а ремонтировать её. Также были случаи, когда водители отдавали предпочтение оригинальной б/у детали. Однако чтобы её установить, все стороны – клиент, страховая, мастерская – должны заключить соглашение об использовании б/у запчастей.
Водители должны понимать, что в текущей ситуации закупить и доставить на СТОА запчасти на целый ряд марок автомобилей в течение установленного законом 30-дневного срока практически невозможно, отмечает Михаил Волонихин. При этом законодательство жёстко ограничивает сроки исполнения страховой компанией своих обязательств перед клиентом. Когда страховщик и СТОА физически не в состоянии уложиться в отведённый срок, и клиент не согласен на увеличение сроков, предусмотрена денежная выплата, подчёркивает эксперт. При этом если клиент готов ждать поставок и письменно подтвердил это, страховая пойдёт навстречу.
Корректировки закона об ОСАГО
По мнению представителей кировских автосервисов, изменения в сфере ОСАГО давно назрели. В ситуации по ремонтам могут начать применять более прозрачное ценообразование по запчастям и более лояльные условия по сроку работ.
В ближайшее время Общественная палата России планирует внести изменения в закон об ОСАГО. В частности, общественники предлагают увеличить минимальные сроки страхового ремонта. Сейчас на ремонт по ОСАГО положено 30 календарных дней. В случае нарушения дедлайна компании грозят неустойки (пени).
Также в планах общественников добиться разрешения использования бывших в употреблении запчастей.
– Необходимо проанализировать опыт Приморья, где б/у запчасти на редкие праворульные автомобили успешно устанавливают уже не первый год, – рассказал проекту «ОСАГО: общественная экспертиза» руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
Эксперт уточнил, что в данном случае речь не о принудительном использовании бывших в употреблении запчастей, а лишь тогда, когда на это согласен потерпевший.
Однако инициативы не приветствуют в Банке России, сообщают «Известия». Изданию пояснили, что если увеличить сроки ремонта, то клиент не сможет использовать авто в течение долго времени, а применение б/у детали может привести к снижению уровня безопасности на дорогах.
Фото на главной: «Российская газета», фото внутри текста: Евгений Епанчинцев