Хотели, как лучше. Почему пустует бесплатное жильё для детей-сирот?

Всё больше сирот в Кировской области стремятся получить квартиру в областном центре, но дома, специально построенные для них, всё равно простаивают. Из-за чего так происходит, рассказывает Свойкировский.

По закону государство должно бесплатно предоставить жильё детям-сиротам. Сегодня это одна из немногих категорий граждан, кому квартира полагается по статусу, без каких-либо дополнительных критериев. Изначально закон преследовал благие цели, ведь, выходя из стен детского дома, выпускникам становится попросту негде жить. Тем не менее, полученные квартиры всё равно пустуют, а бюджетные деньги, выделенные на эти цели, тратятся неэффективно. Почему так происходит и что с этим можно сделать, общественники и чиновники обсудили 10 мая на круглом столе в Общественной палате Кировской области.

Федеральный закон, согласно которому детям-сиротам должны предоставлять жильё, действует в России с 1996 года. Тем, кто достиг возраста 18 лет (встать на учёт нужно до 23 лет), предоставляют жильё из специализированного жилого фонда, оформляя договор соцнайма на пять лет. В течение этого срока сирота может жить в этой квартире, но фактически он ею не владеет: не может продать, обменять, завещать и так далее. Как только 5-летний срок истечёт, квартира переходит в его собственность. Деньги на строительство или покупку такого жилья для детей-сирот выделяются из бюджета. По информации областного правительства, в 2017 году на эти цели было выделено 556 млн рублей. Из них 59 млн руб. — федеральные средства, 497 млн руб. — областные. За последние шесть лет квартиры в Кировской области получили более 3,5 тысяч сирот, на учёте в качестве нуждающихся сейчас стоят около 2 тысяч.
В теории всё звучит просто, но на деле реализация закона превратилась в трудно исполнимый процесс с целым списком проблем. В первую очередь, это низкое качество выделяемых квартир или построенных для сирот домов. Уголовные дела прокуратура области возбуждала уже не раз, в том числе на чиновников администрации Кирова.
– В Зуевском районе был случай, когда имелись основания для проведения капремонта предоставленного жилья, длительное время ремонт не проводился. Обращаются, когда проживать в таких условиях уже невозможно, — привела пример замначальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Кировской области Елена Сырчина.
– Мы столкнулись с другой проблемой, — добавил уполномоченный по правам человека Кировской области Александр Панов. — Выделяются деньги, строится дом, и 50% квартир оказываются не заселёнными, потому что дети-сироты не хотят там жить. Они приезжают в Киров или Слободской.
Получать жильё в городе по выбору, а не по месту жительства, сироты могут с 2017 года благодаря изменениям в законе «О социальной поддержке детей-сирот». Начальник управления опеки и попечительства горадминистрации Любовь Лобастова на круглом столе заявила, что всё больше сирот уезжает в Киров. За первый квартал правом сменить муниципальное образование воспользовались более 20 человек, и эта тенденция будет сохраняться. Выбор в пользу Кирова для детей-сирот очевиден: в районах, как правило, труднее найти работу. Однако и при переезде в Киров они не пользуются предоставленными квартирами.

– У нас такая же проблема, — сообщила Любовь Лобастова. — Они не живут там. У нас самый населённый район — Нововятский, где построено 4 дома для детей-сирот. Проживание — до 70%, но и то не во всех домах. На Гражданской, 33 [в Лянгасово] - 15%. Причём это самый лучший дом, все ошибки из предыдущего опыта при строительстве были учтены. Дети-сироты съезжаются в одну квартиру, так как привыкли жить вместе. Либо они не платят. Только по Нововятску долг за коммунальные услуги составляет около 4 млн рублей по этому жилью.
Таким образом, выходя из детских домов сироты попадают в своеобразные «детские дома» для взрослых. Квартиры в них быстро приходят в упадок, так как большая часть детей-сирот запускают своё жильё, а иногда даже «выносят» окна и двери.
– Сейчас дети-сироты другие. Раньше они, начиная от дома малютки, находились в системе. А сейчас они оказываются в интернатах в 14 – 15 лет, уже имея большой асоциальный опыт. И они переносят его сначала в детдом, потом — в полученное жильё, — пояснила чиновница.

Дом для детей сирот на ул. Павла Корчагина, 60б летом 2017 года
Всё это — следствие системы воспитания, в которой такие дети вынуждены жить, согласились участники круглого стола. В детских домах детей не приучают к самостоятельности и ответственности за имущество. Выходя из интерната, выпускник абсолютно не приспособлен ко взрослой жизни: не знает, как платить за коммунальные услуги, распоряжаться личными деньгами и так далее. Кроме того, наивностью детей-сирот пользуются мошенники: вовлекают в преступные группы или путём обмана отбирают подаренное государством жильё. Это ещё одна причина, почему квартиры от государства пустуют. Другие после выпуска из интерната быстро попадают в колонию, и, опять же, жильё остаётся невостребованным.
– Мы своего ребёнка по жизни ведём. Наставляем, показываем, учим, — высказалась председателя кировского областного отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» Валентина Иванова. — А дети-сироты — они были в гнезде. И их выпустили. Они все израненные, много раз преданные. Их предавали, начиная с рождения. Около них [во взрослой жизни] должны быть психологи, наставники… Это такая государственная проблема, которую нужно решать.
Любовь Лобастова предложила ввести должность коменданта в домах для детей-сирот, чтобы он «присматривал» за проживающими, отвечал на вопросы, помогал сориентироваться в решении бытовых проблем. Однако у участников круглого стола возникли сомнения в том, что финансирование на эти цели удастся получить каким-либо образом. Так или иначе, Общественной палате рекомендовали обратить внимание на этот вопрос, дополнительно рассмотреть возможность введения этой должности и затем выступить с законодательной инициативой. А также отдельно обсудить проблемы предоставления жилья для детей-сирот в районах.
Ещё одна озвученная проблема, которая возникает при заселении в дома для детей-сирот, — отсутствие мебели и бытовой техники. Получается, что выпускник детдома въезжает в пустую квартиру, а «подъёмных» денег на покупку этих товаров не хватает. Как решать этот вопрос и за счёт чего, тоже пока непонятно.