С 13 апреля все общеобразовательные организации Кировской области перешли на дистанционную форму работы. Некоторые школы ещё на прошлой неделе опробовали новый формат обучения. Портал Свойкировский пообщался с педагогами и родителями, чтобы узнать, как прошёл первый день дистанционного обучения и с какими трудностями пришлось столкнуться.
О чем говорится в статье:
- Хорошо, что не виснет
- Большие перегрузки
- Спрашивали, как найти Google
- Бег с препятствиями по коридору
В средней школе в посёлке Вахруши Слободского района обучается 1 020 учеников, у 19 из которых не было никаких технических возможностей для обучения, у остальных есть или компьютер, или телефон с выходом в интернет. Директор школы Игорь Олин рассказал, что одна кировская фирма передала три ноутбука, их отправили в многодетные семьи.
- У кого нет технических возможностей, на руках есть рабочие тетради и учебники. Учитель будет передавать им задание, а они самостоятельно выполнять его. Если есть возможность сфотографировать выполненное задание, то его будут отправлять учителю. У остальных проверим тетради, когда режим ослабнет, - пояснил Игорь Витальевич.
Хорошо, что не виснет
В школе в основном используется портал «Дневник.ру», где предусмотрены все возможности электронного обучения: есть группы классов, индивидуальные и групповые чаты, возможность давать объявления, информацию, задания. Кроме этого используются и другие ресурсы, такие как «ЯКласс» и «Российская электронная школа».
- Видимо, наплыв очень большой, и «Дневник.ру» несколько сократил свои возможности, так как невозможно в достаточном объёме выложить все задания педагогов. Поэтому нам приходится дополнять этот портал группами в соцсети «ВКонтакте», хотя это не приветствуется региональными властями: информация там не фильтруется так строго, как на официальных порталах. Но социальная сеть хороша тем, что она не виснет, что периодически происходит с образовательными ресурсами. Это раздражает, когда ты не можешь зайти на сайт с первого клика, ждёшь 15 минут, а потом тебя выбрасывает. А время-то идёт. Также соцсеть удобна тем, что можно давать ссылки на видеоролики, прикрепить документы, фотографии, схемы, таблицы, - добавил Олин.
Большинство учителей проводит уроки из дома, но некоторые приходят в школу. Лишь двое педагогов старше 65 лет выведены на больничный. На прошлой неделе были проведены несколько совещаний по подготовке выпускников 9 и 11 классов к экзаменам и по особенностям преподавания им предметов дистанционно.
- Был вариант изучения теоретической части физкультуры, но мы посчитали это нецелесообразным, потому что дети и так перегружены. Остановились на том, что в некоторых классах будут практические задания. Школьники должны каждый день делать зарядку и вести дневник, в котором честно записывать количество выполненных упражнений. Конечно, учителя задают вопросы по объективности записей, но каждого же не проконтролируешь. С другой стороны, дети сегодня сидят дома, им в радость будет выполнить все эти задания, - отметил Игорь Олин.
Большие перегрузки
Игорь Витальевич называет главной проблемой дистанционного обучения большие нагрузки на детей и педагогов. Школа ориентируется на рабочие программы, которые рассчитаны на очное обучение. В них прописан объём учебного материала, который необходимо пройти к маю.
- Когда начинаешь преподносить этот материал в электронном виде, получается очень большой объём различного текстового материала, поэтому очень долго приходится сидеть перед монитором. Мы пробовали этот формат в добровольном режиме на прошлой неделе, оказалось, что некоторым приходится круглосуточно сидеть за компьютерами. Сейчас стараемся как-то разгрузить педагогов и школьников. Например, учителя сначала задавали снимать видеоролики, на данный момент я рекомендую не давать такие задания, особенно младшим школьникам: это ведёт к физическим перегрузкам, которые влияют на здоровье, зрение, к тому же это стресс. Если сидеть у монитора часами, в конечном итоге с ума можно сойти. Конечно, опыта нет, но надо соблюсти золотую середину, чтобы не слишком страдало качество обучения, но не любой ценой, а чтобы все вышли из этого периода живыми и здоровыми, - считает Игорь Витальевич.
Спрашивали, как найти Google
Учитель одной из кировских школ рассказала, что в первый день дистанционного обучения возникали вопросы в основном технического характера.
- Мы работаем по очень дурацкой схеме. Все учителя записывают в электронном дневнике домашнее задание, которое дети потом скидывают учителям на почту. Но каждый из учителей работает со своим ресурсом. Кто-то работает в Учи.ру, кто-то - в «ЯКласс», кто-то – на Google Диск, кто-то – через «Российскую электронную школу», поэтому у детей путаница в головах. Им нужно зарегистрироваться на всех ресурсах, каждому учителю отправлять данное им выполненное задание и не запутаться. У всех педагогов форма принятия работ разная: одни просят фотографии выполненных заданий, другие - текстовые документы. Очень тяжело приходится и детям, и родителям, у них возникает много вопросов. Оказалось, что дети не так хорошо работают в интернете: они могут найти какую-то информацию, чтобы списать, а с регистрацией на сайте не справляются. У меня некоторые даже спрашивали, как найти Google, - поделилась педагог.
По словам учителя, в дистанционном образовании есть свои плюсы: никто не опаздывает и не нужно держать дисциплину в классе. При этом сложнее объяснять детям материал в том объёме, в котором они должны его получать. Некоторые дети умеют работать самостоятельно, а некоторые – нет, поэтому частично работа учителя перекладывается на родителя, заметила кировчанка.
Бег с препятствиями по коридору
Нелегко в период дистанционного обучения и родителям, которым пришлось взять часть обязанностей учителей на себя, а ведь у большинства нет педагогического образования, да и школу они давно окончили.
- Доходит до смешного, - рассказывает мама ученицы 4 класса Екатерина Зайцева. - Учитель физкультуры выложила задание - эстафета на лыжах (мы уточняли - это не теория). А на улицу выходить не рекомендовано, мы снег где возьмём? В морозилке? Ещё одно задание - бег с препятствиями по коридору. Коридор у нас метра три. Вот думаю, что поставить как препятствие - то ли себя, то ли мужа. А по чтению пришло задание выучить стихотворение наизусть и отправить видео. И даны рекомендации: ребёнок должен стихотворение рассказывать с закрытыми глазами, чтобы родители, которые снимают, не стояли с плакатом с подсказками, как суфлёры, и учитель точно понимал, что оно выучено.
Мама шестиклассника Глафира рассказала, что первый день дистанционного обучения прошёл достаточно спокойно: ресурсы не зависали, времени на изучение предметов потребовалось практически столько же, что и в школе. Единственное, смутило задание по ИЗО - необходимо слепить фигуру.
- Практически все рисунки мы рисовали вместе с сыном. Но как слепить эту фигуру, я не знаю. Где я сейчас возьму пластилин? Конечно, там есть пошаговая инструкция, но повторить эту фигуру нереально, - поделилась Анастасия.
Кировчанка добавила, что в их школе дети не учились практически месяц: сначала их отправили на карантин, потом на каникулы, а задания давали по минимуму. Например, по физкультуре надо было написать реферат, но отправить его на проверку удалось не с первого раза: учитель ошибся в адресе электронной почты.
- На дистанционном обучении больше свободы, есть возможность найти дополнительную информацию в интернете. Я не против, лишь бы всё запоминал, - подчеркнула Глафира.
Сложнее всего приходится выпускникам. У некоторых не хватало учебников: если раньше договаривались приносить на урок одну книгу на двоих, то сейчас у одного учебник дома есть, а у другого - нет. Задания по истории в одной из школ, например, выкладываются со ссылкой на параграф и страницу, а электронная ссылка не прилагается.
- И по обществознанию педагог попросила скидывать рефераты и работы, написанные от руки, чтобы это не был копипаст, - рассказала мама ученицы 11 класса Алёна Вылегжанина. - А у моего ребёнка почерк, просите, как у курицы, - очень неровный, его вживую в тетради сложно разобрать. А как педагог будет читать с фото?
В помощь педагогам и родителям в Институте развития образования Кировской области открыта горячая линия по вопросам организации дистанционного обучения:
- в профессиональных и общеобразовательных организациях: 8-922-960-40-80,
- в начальной школе: 8-922-924-97-99,
- при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья: 8-922-946-04-49,
- по дополнительному образованию: 8-905-871-27-90,
- по итоговой аттестации: 8 (8332) 71-44-06
Также вопросы можно задать по электронной почте kirovipk@kirovipk.ru. С дополнительной информацией и рекомендациями специалистов можно ознакомиться на сайте Института в разделе «Дистанционное образование».
Фото: администрация Кирова, 43edu.ru