650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой

«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой

Автор:
19 июля 2017, в 15:54
Просмотров: 4040

В последний путь Марину Дмитриевну пришли проводить её коллеги, а также те, кто был и остаётся поклонником её творчества - театрального и поэтического.

О чем говорится в статье:
  • «Такие актёры не уходят»
  • Марина, она же Маша, она же Маня

Марина Карпичева скончалась рано утром 16 июля, за месяц до этого она отметила своё 64-летие. На праздник актриса собрала старых друзей и сказала, что скорее всего, отмечает свой день рождения в последний раз. Марина Дмитриевна к тому времени уже тяжело болела, и многие из её окружения это знали и понимали.
Последние спектакли «Мюнхгаузена», где у Марины Дмитриевны была главная роль, шли с её голосом в записи. Двенадцать показов премьерного спектакля «Каренин», каждый из которых проходил при полном аншлаге, тоже дались Карпичевой нелегко.
- Перед одним из последних спектаклей я ей звонил, спрашивал, как она себя чувствует, - рассказывает директор театра Владимир Грибанов. - У неё был такой тихий голосок. «Что с тобой, тебе совсем плохо?» - спрашиваю её. Да нет, отвечает, ты же знаешь, мне надо только выйти на сцену, и всё будет как надо». И твёрдый голос, и жест, и мысль, и чувство. Тихий и скромный человек в жизни, на сцене она всегда невероятно преображалась.
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой

«Такие актёры не уходят»

19 июля на прощание с ней в «Театр на Спасской», несмотря на окончание театрального сезона и отпуска, пришло около двухсот человек. На первом этаже стоял телевизор, по которому шла видеозапись с лучшими ролями Карпичевой, сыгранными ею в театре за 40 лет. Сама церемония проходила в фойе на втором этаже. Люди шли небольшим ручейком, постепенно наполняя зал, несли цветы - причём чаще всего не традиционные для таких поводов гвоздики, а красные розы и белые хризантемы - театральные цветы, которые обычно дарят артистам после спектаклей. Рядом с самим портретом Марины Дмитриевны, который сняли со стены фойе, обнажив пустое место в ряду самых заслуженных артистов, сотрудники театра поставили огромный благоухающий букет пионов.
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой
Церемония прошла в неформальной обстановке, никакого списка выступающих заранее составлено не было, сказать несколько слов об актрисе мог любой желающий.
Владимир Грибанов поблагодарил всех, кто в последнее время помогал Карпичевой справляться с её болезнью - кто выбивал ей квоту на две операции и лечение в «Московском онкологическом НИИ имени Герцена», кто опекал и поддерживал её во время пребывания в столице, кто помогал деньгами в этот непростой период. «Лечение, несомненно, продлило ей жизнь», - констатировал Владимир Иванович.
Много говорили о невероятном таланте Марины Дмитриевны, о том, как она умела отдавать себя творчеству, вспоминали её лучшие роли, особенно её последнюю удачу, роль сразу двух персонажей - рассказчика и маленького Серёжи Каренина - в спектакле «Каренин».
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой
Владимир Грибанов, директор «Театра на Спасской»:
- Когда режиссер Егор Чернышев задумывался над распределением ролей в этой крайне сложной пьесе, первое, что ему пришло в голову - опереться на необычайный талант Марины Дмитриевны и сделать из неё и рассказчика, и Серёжу. И успех спектакля - это колоссальная её заслуга... Она жила, не создавая никому никаких проблем. И единственное место, где она была крайне требовательна и к себе, и к коллегам, - это была сцена. Не всегда судьба была благосклонна к её творчеству и возможностям, разные периоды у неё были в жизни - и простои, и взлёты. Но мы всегда знали, что появление её на сцене будет событием, какую бы роль она ни играла и какого бы масштаба эта роль ни была. Знаете, есть люди, которые много лет работают в театре и при этом город не очень хорошо их знает. А есть люди, которые являются лицом театра, которые образуют театр и создают настоящие произведения искусства.
Андрей Скальный, и. о. министра культуры:
- Я в последнее время думаю, почему судьба настолько несправедлива. Почему смерть забирает от нас самых лучших, самых ярких людей. Марина Дмитриевна была именно таким человеком. Я, к сожалению, не знал её близко, но последняя её работа, которая произвела на меня неизгладимое впечатление - это, конечно, «Каренин». И спектакль без неё бы не состоялся точно. Её служение родному театру - долгое, честное, красивое - навсегда останется в нашей памяти.
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой
Марина Карпичева в спектакле«Каренин»
Андрей Матюшин, артист «Театра на Спасской»:
- С первых моих дней в театре она меня как-то в ладошку подхватила и понесла. Это была великая женщина, могучий талант в этом маленьком хрупком теле, какая-то колоссальная энергия. Вспоминается «Каренин», её «Мама!» [возглас Серёжи Каренина при встрече с матерью], и ещё фраза матери Звёздного мальчика «Я не могу жить без твоей любви!» Трудно будет без неё, очень трудно.
Ольга Цивилева, заслуженная артистка РФ, актриса кировского драмтеатра:
- На Дне театра она была такая цветущая, такая наполненная, и мы тогда думали, что Марина победила, что выстояла. Она маленький сильный человечек. Она ушла так рано, столько ещё всего можно было сделать. Она навсегда останется в театре. Такие актёры не уходят.
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой
Юрий Бабин, бывший директор кировского ТЮЗа:
- Когда уходят такие люди, что-то меняется в нравственной атмосфере города. Маришка была поистине народной артисткой, хоть и не имела этого звания. Очень сложно сейчас будет театру жить и работать без неё. Её отличала добрая, фанатичная любовь к театру. Сцена преображала её, она жила сценой и сцена жила ею. Каждая её роль, удачная или неудачная, запоминалась. Для неё было нормой жизни - быть, а не казаться.
Борис Павлович, бывший худрук «Театра на Спасской», написал в Фейсбуке:
- Марина Дмитриевна Карпичева была для меня тем подарком и той школой, без которой не может случиться режиссёр, не может случиться театр. Дело не только в мастерстве. Дело как раз не в мастерстве. Дело в масштабе личности. Марина Дмитриевна, робкая, сомневающаяся, никогда ничего себе не требовавшая, уверяющая в том, что мы, режиссёры, лучше знаем и понимаем, была тем камертоном подлинности, по которому выверялся каждый спектакль, где она была занята. Каждая роль - опасное приключение. Мама Роньи в моём самом первом кировском спектакле «Ронья - дочь разбойника», Деметра в «Мифах Древней Греции», Бабушка в «Толстой тетради», Мама в «Убийце», Киса в «Камне». Каждая работа - открытие и опровержение прежних открытий. Трепет и почти ужас, с которым она делала первые шаги в каждом репетиционном процессе оборачивались ясностью и смелостью воплощения.
Александр Клоков, бывший главный режиссер Кировского ТЮЗа и бывший худрук «Театра на Спасской», тоже в Фейсбуке:
- О Марине можно долго рассказывать: она была очень одаренным от природы человеком. Она была наделена тем азартом игры, тем острым чувством формы, что делало все её работы яркими, глубокими, запоминающимися. Первая роль, в которой я увидел Марину Карпичеву, была роль Кошки в спектакле Бермана «Кошка, которая гуляла сама по себе». Это был не просто мастерски сыгранный персонаж, от Марины шла такая энергия, она была в таком азарте игры, что этот спектакль я помню до сих пор... Для неё всегда было важно брать предлагаемые обстоятельства, присваивать себе черты характера самых разных и сложных персонажей, но как талантливый и остро чувствующий человек, она обязательно искала и пробовала острую форму для выражения содержания, темы, смысла.
Она никогда не была скучной на сцене, от нее всегда шла энергия, которая не способна оставить равнодушным и холодным зрителя, она была умна и обаятельна, всегда в форме, всегда в готовности искать что-то новое для себя, с ней было очень интересно репетировать, так как каждая репетиция - это импровизация, наполненная внутренним присутствием и творческим поиском. Светлая память настоящей, умной, талантливой...
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой

Марина, она же Маша, она же Маня

Уроженка Воронежа, Марина Карпичева попала в Кировский ТЮЗ в 1977 году после окончания Архангельского культпросветучилища. В 1991 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», а в 2013 году она первая из провинциальных актрис была удостоена премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Лучшие из лучших». Многократно была отмечена премией «Удача года» Кировского отделения Союза театральных деятелей РФ. В театре и друзья звали её Машей или Маней. А ещё Марина Дмитриевна писала стихи и чудесные сказки... В 1999 году в цикле «Вятка рукописная» вышел сборник её стихов «Я обрываю берега».
В интервью журналу «Бинокль» в 2002 году актриса выделила три периода своего творчества - бородинский, бермановский и клоковский - по фамилиям режиссёров театра.
Марина Карпичева:
- С Алексеем Бородиным я работала очень мало, всего два года, - рассказывала она. - У него был костяк актёров, с которыми он работал постоянно. Мне он давал небольшие, эпизодические роли - на откуп - и немного меня подправлял. Сначала было просто использование своей фактуры, молодых нерастраченных сил, желания играть всё что угодно, органичности.
Потом - Феликс Берман: «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Киплингу, «Сверчок на печи» по Диккенсу, «Голова профессора Доуэля» по роману Беляева. Берман, конечно, перевернул мое сознание. Работать с ним было очень трудно, и не все это выдерживали. Но я выдержала и многое взяла из его системы. Она позволила мне почувствовать вкус к острохарактерным ролям, к яркокрасочности, к вбрасыванию в роль с головой, чтобы переиграть как угодно, но сделать то, что Берман требовал вплоть до ноты. У него же партитура роли была расписана до деталей. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Это была очень серьёзная, мощная школа, дрессура. Берман научил меня дисциплине, постоянной стопроцентной готовности к вхождению в роль, полному повиновению режиссёру.
А все свои большие роли авторов-классиков я сделала с Александром Клоковым. И за то, что он держит высокую планку большой драматургии (Островский, Брехт, Чехов, Булгаков, Пушкин, Ростан), за то, что позволяет учиться на этом, познавать себя и продвигаться вперёд благодаря именно этой планке, я ему очень благодарна. Мои роли в клоковских «Маленьких трагедиях» и «Сирано де Бержераке» я очень люблю - мне нравится осваивать поэтический театр: я чувствую мою стихию - это моё. С Клоковым у нас совпало.
«Эта её «Мама!» В Кирове простились с актрисой «Театра на Спасской» Мариной Карпичевой
Последние годы творчества Марины Карпичевой тоже можно выделить как отдельный период, когда её талант блистал на сцене вне зависимости от того, кто был режиссёром. Худруки и режиссёры менялись, но она была востребована у всех, а спектакли с её участием стали визитной карточкой театра. Помимо уже названной премьеры «Каренина», это и Арина Петровна в «Господах Головлёвых», «Маменька» Юлии Батуриной, и бабушка в «Толстой тетради» Бориса Павловича, и Мюнхгаузен в «Мюнхгаузене» Степана Пектеева. Она ушла на пике своего мастерства и народного признания.
По актёрской традиции Марину Карпичеву проводили в последний путь аплодисментами - долгими и скорбными, без оваций. Отпевание актрисы прошло в Спасском соборе. Похоронили Марину Дмитриевну на Новомакарьевском кладбище рядом с её матерью.

Редакция портала Свойкировский.рф выражает искренние соболезнования родным и близким Марины Дмитриевны Карпичевой.

Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!