Фотоконкурс «650 любимых мест Кирова» Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Двойные стандарты. Почему поправки в закон об ОМС критикуют страховщики и чем это грозит пациентам

Двойные стандарты. Почему поправки в закон об ОМС критикуют страховщики и чем это грозит пациентам

Автор:
18 декабря 2020, в 17:43
Просмотров: 2130

8 декабря был принят федеральный закон о внесении поправок в систему Обязательного медицинского страхования (ОМС). Федеральные СМИ уже успели окрестить эти нововведения реформой ОМС. Против первоначального варианта законопроекта высказывались и сами страховщики, и Центробанк, и Минфин, и Счётная палата, и Союз пациентов. Свойкировский выяснил, чем грозят вносимые поправки пациентам, больницам и страховщикам.

О чем говорится в статье:
  • Как работает обязательное медицинское страхование
  • Не подведомственен, но подчиняется
  • «Оснований для отрицательных последствий нет»
  • Второй лишний

Как работает обязательное медицинское страхование

Любой россиянин, имеющий полис ОМС, может получить бесплатную медицинскую помощь. Доступные услуги прописаны в базовой и территориальной программах ОМС. Среди них, например, скорая медицинская помощь, паллиативная помощь, амбулаторное лечение и прочее.

Страховые компании следят за качеством оказываемой помощи и защищают интересы пациентов, если их права были нарушены. Также они выступают посредником между пациентами и Федеральным фондом ОМС (ФФОМС), который оплачивает больницам предоставленные гражданам услуги. Формируется ФФОМС за счёт обязательных поступлений граждан и средств региональных бюджетов.


Не подведомственен, но подчиняется

30 сентября законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму без предварительного обсуждения. Это вызвало реакцию со стороны общественности: против поправок высказались Центробанк, Счётная палата, Минфин и многие другие. Больше всего внимания со стороны экспертного сообщества привлекли два пункта новой редакции закона.

Один из них касается передачи полномочий по контролю федеральных медучреждений от страховых компаний к ФФОМС. Теперь именно Фонд будет определять нормативы оказания и оплаты медицинской помощи, контролировать объём и качество их выполнения, а также подавать иски за причинение вреда здоровью.

По мнению экспертов, это влечёт за собой конфликт интересов: Фонд фактически подконтролен Минздраву РФ, а значит, оценивать качество оказания медуслуг в государственных больницах и определять сумму компенсаций будет также Министерство. Другими словами, ведомство будет оценивать свою же работу.

Представитель кировского отделения одной из страховых компаний Виталий Андреев (имя изменено) считает, что в случае конфликта между медучреждением и пациентом ФФОМС поддержит медицинскую организацию.

– Минздрав выполняет функции учредителя для 95% медицинских организаций, участвующих в системе ОМС. А как собственник относится к своему подведомственному учреждению? Как родитель к своему ребёнку: он его никогда не обидит. ФФОМС также подчиняется Минздраву и вынужден выполнять его гласные и негласные указания. Поэтому в случае конфликта пациенту будет сложнее получить объективную оценку доступности и качества оказанной ему медицинской помощи, – отмечает Андреев.

В кировском отделении ФОМС порталу Свойкировский пояснили, что учреждение не подведомственно Минздраву. Тем не менее деятельность Фонда тесно связана с Министерством. Так, согласно Уставу ФФОМС, он обязан ежегодно предоставлять Минздраву финансовый отчёт. Проверки деятельности Фонда также организует Министерство.

Второй вопрос, который вызвал множество споров, – сокращение ставки страховым компаниям на ведение дела с 1-2% до 0,8-1,1% от объёма поступающих целевых средств ОМС. В изначальном варианте документа процент предлагали уменьшить до 0,5-1%. Однако это привело бы к банкротству ряда компаний, и в ходе обсуждений законопроекта ставку повысили. Тем не менее из-за неустойчивой финансовой ситуации это также может негативно повлиять на работу страховщиков.

В Госдуме снижение процентной ставки для страховых компаний мотивируют тем, что это позволит высвободить 6,8 млрд рублей, которые направят на финансирование высокотехнологичных медучреждений. В данный момент научные центры и институты вынуждены конкурировать за распределение средств наравне с муниципальными больницами, однако качество предоставляемых услуг в первых гораздо выше. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, переход высокотехнологичных учреждений в ведомство ФФОМС увеличит их финансирование. Оно будет осуществляться с учётом коэффициента и без посредников в лице страховых компаний.

Двойные стандарты. Почему поправки в закон об ОМС критикуют страховщики и чем это грозит пациентам

«Оснований для отрицательных последствий нет»

Помимо того, что страховые компании перестанут контролировать федеральные больницы, изменится и финансирование медорганизаций. Какзаявил глава думского Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, для государственных учреждений оно станет больше, что привлечёт на работу высококвалифицированные кадры. Он также подчеркнул, что ранее федеральные больницы и институты финансировались по остаточному принципу, поэтому часть сотрудников сменила работу.

Для центральных районных больниц (ЦРБ), по мнению Виталия Андреева, не изменится ровным счётом ничего:

– Основная часть изменений касается финансирования медицинских организаций, подведомственных Минздраву России. Они будут получать средства в приоритетном порядке. Финансирование ЦРБ останется неизмененным и будет осуществляться по остаточному принципу, – считает страховой представитель.

По мнению Всероссийского Союза страховщиков, в результате поправок федеральные медицинские учреждения будут избавлены от независимой оценки. ФФОМС будет финансово не заинтересован находить нарушения в работе больниц и научных центров, так как сейчас медицинскую помощь и контроль за ней будет осуществлять правительство.

В кировском отделении ФОМС считают, что поправки позволят гражданам получить высокотехнологичную помощь в любом регионе страны. При этом представители территориального Фонда отметили, что оснований для возникновения отрицательных последствий для пациентов и медицинских организаций нет.


Второй лишний

По мнению Виталия Андреева, поправки вносятся по двум причинам. Во-первых, чтобы исправить несовершенство системы финансирования. За годы работы накопилась миллиардная задолженность территориальных фондов ОМС перед федеральными медучреждениями. Такая ситуация возникла из-за того, что пациент обращался за помощью в больницу другого города – чаще всего в Москве, но полученные услуги территориальный фонд ОМС оплачивал по остаточному принципу. Поэтому у других регионов возник большой долг перед московскими медучреждениями, так как у территориальных фондов в приоритете финансирование местных больниц и клиник.

Во-вторых, изменения указывают на отказ от построения системы здравоохранения по принципу страховой медицины.

– В схеме страховой медицины развитых стран мира фондов ОМС не существует. Это изобретение есть только в России. Законопроектом фондам ОМС передаётся часть функций от страховых медицинских организаций. В такой схеме кто-то из этих двух участников является лишним. В будущем можно ожидать ликвидации страховых медицинских организаций, – считает Виталий Андреев.

При этом, по мнению Андреева, происходит возврат к вертикальной системе управления. Государственная организация в лице ФФОМС при решении конфликтов будет склоняться в пользу фондов ОМС. Страховым компаниям ограничат доступ к информации и независимой оценке, что позволит Минздраву скрывать истинное положение дел с доступностью и качеством оказания медицинской помощи, эффективность применяемых схем лечения и препаратов.

Двойные стандарты. Почему поправки в закон об ОМС критикуют страховщики и чем это грозит пациентам

Фото: pixabay.com

Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 18 декабря 2020, в 18:31
читал и понял одно-лучше не будет. минздрав будет петь дифирамбы себе любимому.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 18 декабря 2020, в 19:18
сложно разобраться в сложившейся системе.Очевидно одно то ли фонды то ли страховы должны уйти.Второй лишний.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 декабря 2020, в 14:54
Бандюки сферы влияния делят, вот и все.
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 19 декабря 2020, в 21:48
о боге мой... ну очевидно же - все системы, в том числе пенсионная, медцинская, страховая, налоговая, рассчитанные и построенные при гиперценах на энергоресурсы, в условиях снижения как цен, так и объемов продаж - нежизнеспособны.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!