Дом Бехтерева исключили из Фонда капремонта перед юбилеем города. Фото

В Кирове дом, где жил известный учёный Владимир Бехтерев, планировали отремонтировать к 650-летию города. Журналист портала Свойкировский поговорил с жильцами дома и выяснил, почему памятник архитектуры в центре Кирова так и не может дождаться ремонта и реставрации.

Жильцы дома на ул. Казанской, 65, весной 2023 года получили радостное известие о том, что к предстоящему юбилею г. Кирова отремонтируют крышу, фасад и фундамент. Здание даже внесли на интерактивную карту ФКР. Препятствий для этого не было – жильцы исправно платили по счетам (осенью 2022-го собираемость по счетам составила 84,6 %). Однако вскоре дом исключили из Фонда капремонта и собранные средства раздали жильцам обратно, объясняя это законодательством.

– Ждали мы ремонта не один год. Это дом-памятник, и мы надеялись, что к юбилею города нас отремонтируют, но потом выяснилось, что мы зашли в тупик из-за закона, что должно быть пять квартир, а у нас всего три квартиры. И из-за этого нас исключили из плана по капитальному ремонту, – поделился жилец дома Денис Ерёмин.


Почему ФКР не исключил этот дом из реестра раньше, непонятно. Всего в здании сейчас проживает девять человек в трёх помещениях, которые числятся как жилые. В цокольном этаже помещения пустуют уже несколько лет.

Как мы уже узнавали ранее, нижний этаж полностью в собственности администрации г. Кирова. В 2017, 2019 и 2020 годах помещения в качестве нежилых мастерских выставляли на муниципальные торги, но интересантов не было – то ли из-за высокой стоимости (предлагалась аренда на пять лет стоимостью 260 тысяч в год), то ли из-за охранных обязательств (здание имеет статус ОКН федерального значения).

За это время помещения стали никому не нужны: доступ к ним был открыт, кирпичная кладка фасада начала рушиться, внутри влажность (из-за подтекающей бойлерной и отсутствия вентиляции – окна кто-то «законсервировал» линолеумом) и… мыши.



В 2022 году управление госохраны ОКН Кировской области внесло предостережение собственнику и поручило отремонтировать весь цокольный этаж изнутри и с фасадной стороны, заменить крышу и ограничить доступ в подвал посторонним лицам. Но администрация восприняла это как не более чем рекомендацию, за помещениями сейчас присматривают неравнодушные соседи.

Кроме подвала и цокольного этажа у дома есть проблемы и «повыше».

– В зимне-весенний период у нас протекает крыша и стекает на натяжной потолок в квартире, – рассказывает жилец Наталья Погудина. – Мы несколько раз обращались с этой проблемой в управляющую компанию, но пока они не смогли её решить, только установили конёк. Подшив под крышей уже сгнил, фасад, подвал – всё тоже разрушается.

За своими квартирами нынешние жильцы следят бережно, регулярно ремонтируют. По их словам, они даже готовы сами подкрасить-починить фасад, но из-за охранного статуса даже доску боятся прибить.


Фото: Несмотря на ремонт в квартирах, несущие стены страдают от протекающей крыши и распухают

– Сами своими силами мы не можем сделать здесь какие-то работы, потому что это памятник архитектуры. Его должны делать специализированные организации. Иначе – штраф, – поясняет жилец дома Денис Ерёмин.

Напомним, дом, в котором детство и юность провёл известный учёный, не раз хотели приспособить под социальные нужды – об этом мы писали ранее. Но пока открыть музей в честь нашего знаменитого земляка общественникам не суждено: расселять жильцов не планируют (дом не признан аварийным), а помещения первого этажа арендовать, по словам активистов, достаточно дорого. Хотя здание находится в историческом центре и является объектом внимания как для горожан, так и туристов.

Фото на главной и в тексте: Регина Погудина