«Чрезмерно суровое наказание». Адвокаты попросили условные сроки для фигурантов дела «Электронного проездного»

Следствие делу «Электронного проездного» длилось год, в октябре 2019-го дело в отношении бывших руководителей «Центральной диспетчерской службы» Дмитрия Никулина и Александра Рыболовлева, бывшего директора «Электронного проездного» Анатолия Ганьбы, экс-начальника городского отдела транспорта Олега Чичибабина было направлено в Первомайский районный суд. Все фигуранты заключили досудебное соглашение, что ускорило судебный процесс. В четверг, 12 декабря, в ходе прений адвокаты попросили назначить их подзащитным условные сроки, мотивируя это тем, что они смогут быстрее возместить ущерб в сумме 34,7 млн рублей. Фигуранты дела в своём последнем слове заявили, что раскаиваются в содеянном и просят не наказывать их сурово.

Всех подсудимых обвиняют в хищении 34,7 млн рублей. Анатолия Ганьбу и Александра Рыболовлева также судят по ч. 1 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»). Прокуратура попросила назначить подсудимым от 3,5 до 4 лет и 8 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, а также лишить их права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных учреждениях на три года.
Адвокаты попросили суд при вынесении приговора учесть признание вины, а также другие смягчающие обстоятельства. Защитники считают, что наказание, которое просит сторона обвинения, является чрезмерно суровым. По мнению адвокатов, их подзащитные заслуживают условного срока.

Не получал ничего из похищенных денег

Анатолий Ганьба зачитал своё последнее слово с исписанного листка бумаги. Он вновь повторил, что признаёт вину, сожалеет о содеянном, сотрудничал со следствием, не получал денег из похищенных средств «Электронного проездного».

Анатолий Ганьба
Его адвокат Анна Бусоргина в своём выступлении во время прений обратила внимание на то, что Ганьба «в распределении похищенных средств не участвовал, сам лично никаких решений не принимал, выполнял указания основных лиц, потому что находился от них в служебной зависимости и боялся потерять рабочее место». Она добавила, что Ганьба даже ничего не знал о хищениях.
Также Анатолия Ганьбу судят за то, что он взял беспроцентный заём в сумме 20 млн рублей в «Электронном проездном», положил деньги в банк, а полученные проценты взял себе. По словам Бусоргиной, её подзащитный вернул основную сумму и по согласованию с руководством организации продолжает выплачивать займ с процентами.
Анна Бусоргина подчеркнула, что Анатолий Ганьба является военным пенсионером, «добросовестно выполнял патриотический долг перед страной, зарекомендовал себя с положительной стороны, имеет множество наград, медалей, благодарственных писем и почётных грамот».

«Не социально опасный»

Александр Рыболовлев в последнем слове кратко высказался, что раскаивается, и попросил строго не судить.

Александр Рыболовлев
Его адвокат Евгений Симонов заметил, что Александр Рыболовлев первым из четырёх фигурантов заключил досудебное соглашение и полностью выполнил все его условия. К тому же, по словам защитника, он находился в полном подчинении своих руководителей, выполнял их указания и деваться ему в этой ситуации было некуда.
Адвокат подчеркнул, что Рыболовлев ничего не получил из похищенных денег, а роль и степень вины у него менее значительна, чем у остальных. Также адвокат назвал Рыболовлева «не социально опасным», а это означает, что для его исправления и наказания лишение свободы не требуется. Симонов уверен, что его подзащитный уже «всё понял и исправился».

«Мне очень стыдно»


Дмитрий Никулин
Дмитрий Никулин, в свою очередь, решил извиниться перед теми людьми, «для которых являлся положительным примером»:
- Мне очень стыдно перед людьми, которые знали меня с другой, хорошей стороны, а не как человека, преступившего закон. Это прежде всего те люди, которым я на протяжении длительного времени оказывал помощь - пенсионеры, ветераны, дети, оставшиеся без попечения родителей. Я приношу свои извинения за то, что эти люди узнали меня как человека, совершившего преступление. Если бы можно было повернуть время, я никогда не совершил бы того, за что меня судят. Я совершил преступление и понимаю, что должен понести наказание.
В завершении своей речи Никулин сказал, что его мама умерла, узнав, что на него заведено уголовное дело. В её смерти он винит себя.
Защитник Никулина Елена Пырегова обратила внимание судьи на то, что допускается более мягкое наказание при наличии исключительных обстоятельств. Таким обстоятельством, по мнению адвоката, является то, что Дмитрий Никулин добровольно приехал из Грузии к следователю, хоть это и не было оформлено как явка с повинной. Также он сразу дал признательные показания, «правдиво рассказал о своих действиях и действиях других лиц, о которых следствию до этого не было известно». В частности, после показаний Никулина было возбуждено уголовное дело на бывшего директора «АТП» Николая Дубровина за хищение денег «Электронного проездного». В отличие от остальных фигурантов Дубровин не заключил досудебное соглашение, сейчас по его уголовному делу продолжается расследование.
По словам Пыреговой, Дмитрий Никулин с 2009 по 2018 год занимался общественной деятельностью, помогал различным организациям, в том числе материально, способствовал развитию детско-юношеского спорта в регионе, оказывал помощь детям, ветеранам, инвалидам.
Никулин также начал возмещать ущерб: 650 тысяч рублей он перечислил «Электронному проездному» и 10 тысяч рублей - администрации. Сразу после того, как была изменена мера пресечения, устроился на работу, и по его заявлению работодатель перечислял часть денег из зарплаты в качестве компенсации ущерба.

Лишение свободы негативно отразится на семье

Вслед за остальными подсудимыми свою позицию высказал и Олег Чичибабин:
- Мне 51 год, из них 25 лет я был в вооружённых силах РФ и 6 лет на муниципальной службе. К сожалению, я совершил проступок. Этот проступок не делает мне чести, он перечёркивает все те достижения, добрые, чистые характеристики и отзывы, которые я имел. Время нельзя повернуть вспять. Тем не менее определённые выводы мною сделаны. Я искренне раскаиваюсь в том, что совершил, и стараюсь и буду стараться возместить ущерб.

Олег Чичибабин
Адвокат Елена Фарафонова заметила, что сейчас решается судьба не только Олега Чичибабина, но и его семьи - троих детей, жены, родителей. Лишение свободы крайне негативно отразится на их условиях жизни: зарплаты супруги в 28 тысяч рублей не хватит, чтобы воспитывать ребёнка-школьника и дочь-студентку. Фарафонова подчеркнула, что Чичибабин не принимал непосредственного участия в механизме хищения, да и похищенные деньги у него не находились.
- Как личность Олег Юрьевич не представляет социальной опасности и для его исправления не требуется его нахождение в местах лишения свободы, тем более столь длительное. Разные лица бывают на скамье подсудимых, для кого-то это закономерно, для кого-то - случайное стечение обстоятельств, для кого-то - отсутствие собственной воли и так далее. Кто-то действительно заслуживает длительного исправления в местах лишения свободы, а для кого-то сам процесс уголовного преследования, предварительного расследования, судебного заседания и последующего наказания является достаточным для того, чтобы осознать неправильность своего поведения. Я считаю, что неправильность поведения Чичибабиным была осознана в тот момент, когда его задержали и когда он заключил соглашение о сотрудничестве. Именно с этого момента и началось его исправление, - считает адвокат.
По словам Фарафоновой, Чичибабин - офицер, который участвовал в боевых действиях, ветеран вооружённых сил, член добровольной дружины, его поведение было «абсолютно безупречным».
Адвокат добавила, что условное осуждение поспособствует более быстрому возмещению ущерба. В настоящее время у Чичибабина арестовано имущество - автомобиль и квартира, которые оценены в сумму более трёх миллионов. При реализации этого имущества будет возмещён ущерб.
После завершения прений судья ушёл в совещательную комнату для вынесения приговора. Своё решение он огласит в пятницу, 13 декабря.