18 марта в главном корпусе Вятского государственного университета для учащихся девятых и десятых «Менделеевских классов» средней школы посёлка Мирного состоялся День науки. С профориентационной экскурсией школьники посетили Институт химии и экологии, провели химический опыт, а также приняли участие в интеллектуальной игре. Проект «Менделеевские классы» реализуется при поддержке госкорпорации «Росатом», РХТУ имени Д.И. Менделеева и Федерального экологического оператора (ФГУП «ФЭО»).
– Мы всегда рады видеть школьников в стенах нашего института, как целым классом, так и индивидуально. Выбор будущей профессии – это серьёзный и волнительный шаг как для учащихся, так и для родителей. Мы готовы вместе проработать интересы, определиться с перечнем ЕГЭ, с направлением подготовки, выстроить свою индивидуальную траекторию, чтобы студенческие годы прошли максимально полезно, – заключила ответственный секретарь приёмной комиссии ИнХимЭк Ирэн Краева.
По словам преподавателя кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии Вятского государственного университета Андрея Захарова, одна из важнейших задач проекта «Менделеевские классы» – введение школьников в основы будущей профессии.
– Конечно, нам бы хотелось, чтобы это была химия, так как у нас кафедра химии. Мы стремимся дать школьникам не только знания в виде лабораторных работ или лекций, но и организовать для ребят игры на химическую тематику, а также регулярные экскурсии, где они могут посмотреть, что собой представляет профессия химика, – рассказал Андрей Захаров.
Во время учебного занятия «менделеевцев» разделили на две группы. Ученики девятого класса в парах отрабатывали практическое задание из итогового экзамена, выполняя химический эксперимент. Десятый класс делал лабораторную работу по органической химии.
Преподаватель кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ВятГУ Валерия Черанёва пояснила, что в экзаменационном задании № 23, которое ученики девятого класса выполняли в ходе лабораторной работы, необходимо из представленного списка реактивов, а их как правило шесть, найти те, которые показывают качественный характер определённого вещества. Например, ребятам, которые работали над первым вариантом экзамена, нужно было охарактеризовать химические свойства хлорида алюминия. Им выдали вещество и шесть реактивов. Используя свои теоретические знания, школьники должны были прописать уравнение реакции и на практике выполнить опыт, который характеризует качественный состав хлорида алюминия. Во время лабораторной работы не остаются без внимания и правила техники безопасности.
К слову, Валерия Черанёва третий год дистанционно ведёт занятия по углублённому изучению химии. В этом году молодой преподаватель работает с девятым «Менделеевским классом» Мирного.
– Такой массовый формат подготовки к ОГЭ очень сложно реализовать в обычной школе, так как может не быть определённых реактивов. Мы обговорили с учителем химии школы Мирного, что нужно детям в большей степени, и решили потренировать ребят в написании уравнений и проведении химического эксперимента, поскольку через три месяца почти половина девятиклассников сдаёт ОГЭ.
Девушка рассказала, что три года назад, когда начали открываться «Менделеевские классы», это был новый проект, поэтому никто не знал, в каком формате он будет реализовываться. Педагогу предложили вести занятия в таких классах, и, заинтересовавшись, она согласилась.
– Ученикам это даёт большой теоретический и практический багаж знаний. У них есть возможность побывать в вузе, поработать с преподавателями, в лабораториях, где занимаются студенты, и познакомиться с будущей профессией. Кроме того, ребята углублённо изучают химию в школе и получают дополнительную информацию по определённым темам. Я считаю, это большой задел на то, чтобы хорошо сдать ОГЭ и ЕГЭ и поступить в престижные вузы, – отметила Валерия Черанёва.
Завершением Дня науки стала интеллектуальная «Своя игра».
– Я сама училась в ВятГУ, окончила в 2007 году химический факультет. После этого уехала в посёлок Мирный, где девять лет проработала на заводе по уничтожению химоружия. Так как я учитель химии по профессии, меня попросили поработать в школе. В 2015 году приняла решение остаться в образовательном учреждении. «Менделеевские классы» – это профильные классы. Мы не первый раз приезжаем в университет, чтобы познакомиться с преподавателями, поработать в лабораториях, – рассказывает учитель.
Три года назад, когда только начался проект по открытию профильных классов, в школу Мирного поступило новое оборудование – «Менделеев бокс» с химическим оборудованием и реактивами.
Уточним, что в школе, где учится 305 человек, три профильных класса: в восьмом – 13 «менделеевцев», в девятом – 20 и в десятом – 7. Как отмечают учителя, у таких учеников больше возможностей посетить интересные научные события и разработать собственные проекты. На днях прошла предзащита проектов у десяти восьмиклассников. Жюри выбрало пять лучших работ, которые будут отправлены на следующей неделе в Москву в РХТУ на всероссийский этап. Профессоры выберут авторов лучших проектов, которые отправятся в Менделеевскую экологическую экспедицию. Так, например, два года назад состоялась экспедиция на Байкал, а в прошлом году школьники из Мирного ездили в Санкт-Петербург в экспедицию на Финский залив. Сейчас учителя и ребята с нетерпением ждут результатов. Стоит отметить, что в экспедицию также отправляются педагоги, которые курировали проект. При написании работы наставниками выступают студенты Института химии и экологии ВятГУ.
– В прошлом году я подготовила мальчика, который стал победителем. С тремя своими же ребятами мы поехали в Питер на Финский залив. Ребят больше всего впечатлил Балтийский завод, где мы побывали на атомном ледоколе «Урал», который через два-три месяца отправился в рейс. Эмоций было очень много! Интересно, когда научная работа совмещена с экскурсионными программами. В конце дня мы проводили химические опыты с водой из мест, в которых побывали. Также посмотрели, как работает Ленинградская атомная электростанция, – с теплом и радостью вспоминает учитель математики Алевтина Савиных.
Среди счастливчиков, которым удалось побывать в экспедиции на Финский залив, ученики девятого «Менделеевского класса» средней школы посёлка Мирного Иван Мокеров и Анастасия Анисимова. Ребята успешно написали проекты в восьмом классе. Настя изучала тему переработки пластика, а Ваня исследовал питьевую воду в своём родном посёлке и выяснил, что она имеет слабощелочную среду, поэтому её можно пить без фильтрации, прямо из колодцев.
– Мы написали проект, попали в пятёрку лучших проектов из «Менделеевских классов». Москва выбрала три из них, среди которых были и мы. У нас появилась возможность отправиться на пять дней в экспедицию на Финский залив. Мы посетили Балтийский завод, полигон «Красный Бор», Кронштадт, Западный Котлин, – рассказывают школьники.
– На экскурсии нам рассказывали о профессиях, для меня это очень полезно. Практические занятия мне тоже очень помогли, так как я сдаю экзамен по химии. Быть «менделеевцем» – это классная возможность для школьника. Написание экологических проектов даёт понять, насколько мы должны быть продвинуты в сфере экологии, – отметила ученица «Менделеевского класса».
Учиться ребята решили в кировском вузе.
Фото: Павел Страхов