Этим летом кировчане совершили невероятное путешествие на Северный полюс в рамках проекта «Ледокол знаний»*. Несколько раз в год коммерческие компании фрахтуют ледокол для круизных поездок на Северный полюс. Стоит такое путешествие недёшево. Сумма за билет может доходить до двух миллионов рублей, а талантливые школьники, благодаря проекту «Ледокол знаний», отправились в рейс абсолютно бесплатно. Всего за девять дней участники прошли по маршруту Мурманск – Северный полюс – Земля Франца-Иосифа – Мурманск на одном из самых больших атомных ледоколов «50 лет Победы».
О том, как устроен распорядок на ледоколе, какие красоты смогли увидеть члены экипажа и как попасть в полярное путешествие, читайте в нашем материале.
Всего в рейсе приняли участие 120 пассажиров, в том числе участники проекта, спикеры и организаторы. У каждого из них была своя познавательная миссия, которую они успешно реализовали на борту ледокола-гиганта.
Кировскую область в экспедиции представили волонтёр Информационного центра по атомной энергии Кирова Полина Сапожникова и сотрудники центра Диана Ворончихина и Никита Быданцев. Диана выполняла организационные задачи, а Никита записывал шум двигателя ледокола и треск льда Арктики. Так как мужчина ещё работает диджеем (в Кирове он выступает под ником DJ Kikin, – прим. ред.), он планирует использовать записанные звуки в творческих целях. Третий официальный участник экспедиции – Полина Сапожникова – реализовала личный проект по выращиванию микрозелени на борту ледокола.
– Во время экспедиции мы изучали разные основы, создавали видеоролики и арт-объекты по шести трекам проблем Арктики. Ещё у нас были различные мотивационные встречи, лекции, игры, творческие вечера и мастер-классы. Лично я ехала туда с проектом зелёного офиса ИЦАЭ Кирова, где провела мастер-класс по выращиванию микрозелени, – поделилась Полина Сапожникова.
Также в рейсе приняли участие и другие кировчане. Например, в состав экипажа вошёл видеооператор Павел из команды Яна Топлеса. Он несколько лет назад переехал из Кирова в Москву. Ещё одной пассажиркой из нашего региона стала работница детского сада Мария. Она ежегодно ходит на ледоколе в туристические рейсы в команде пассажирской службы. Таким образом она получает дополнительный заработок во время отпуска.
Экспедиция началась восьмого июля в Мурманске. Ледокол отчалил от местного порта и поплыл в сторону Северного полюса. В общей сложности экипажу предстояло преодолеть 2200 километров по прямой, но ледокол проделал больший путь. Он разгонялся до скорости 19 узлов (35 километров в час, – прим. ред.). По словам участников экспедиции, первые полтора дня ледокол шёл по чистой воде, раскачиваясь на волнах, а затем начались льды.
– Представьте себе: круглосуточно светло, под тобой – 4 километра воды, вокруг тебя во все стороны – сотни километров льда метровой толщины, и ты всем телом ощущаешь, как этот лёд продавливается. Это сложно описать словами или показать на фотографиях. Для меня главное слово этой поездки – масштаб. Именно масштаб ледокола, Арктики, нашей страны, которые я осознала в экспедиции, – отметила Диана Ворончихина.
– Мы могли спокойно фотографироваться, а совершеннолетние участники путешествия при желании – искупаться в Северном ледовитом океане. Я была в их числе. Меня обвязали страховочным тросом, и я спустилась по установленному на краю льдины трапу-лестнице в океан. Я узнала, что, оказывается, вода бывает отрицательной температуры! Мои школьные знания говорили о том, что если температура достигает 0 градусов, то вода замерзает. Оказывается, когда такой объём воды, да к тому же она ещё и солёная, она не замерзает и при -1 градусе. Вот в такой воде я и искупалась, – рассказала Диана.
Мечтой многих членов экипажа было увидеть обитателей полярного сафари и им это удалось. В поле зрения путешественников оказались белые медведи, тюлени, касатки, кольчатые нерпы, моржи и даже птицы кайры. Сотни пернатых обитателей встретились на пути ледокола, когда он проходил мимо скалы Рубини, где расположен «птичий базар». О местах, мимо которых проходил ледокол, по громкоговорителю рассказывал полярник Виктор Боярский. Также в течение всего путешествия участники экспедиции посещали познавательные лекции и мастер-классы.
Интересно, что экипаж ледохода встретил на своём пути не только редких животных, но и другое морское судно. Французский Le Commandant Charcot шёл по проложенному «50 лет Победы» каналу и впервые доставлял туристов к Северному полюсу.– Работа была выстроена очень грамотно, и мы разговаривали с экспертами на одном уровне, что было очень круто. Конечно, я узнала множество новой информации, начиная от термоядерного синтеза и РИТЕГов, заканчивая созданием игр и анимации, – поделилась Полина Сапожникова.
Атомный ледокол представляет собой огромный лабиринт из многочисленных помещений и отсеков. Всех участников проекта «Ледокол знаний» поразил масштаб судна. Хоть им разрешили передвигаться только по помещениям, предназначенным для пассажиров, но даже на этой территории они не сразу смогли сориентироваться. На это у пассажиров ушло несколько дней.
Для нужд команды на борту ледохода оборудованы различные помещения, которые помогают скрасить досуг во время долгого плавания. Так, экипаж может отдохнуть в музыкальном и смотровом салонах, библиотеке, позаниматься в спортзале, пообедать в ресторане, нырнуть в бассейн с видом на открытый океан и даже попариться в сауне.
Многочисленные отделения и технические помещения занимают огромное пространство. Из-за этого ледокол имеет поистине гигантские размеры. Его длина – 160 метров, а высота – 55 метров. При этом 11 метров судна находится ниже уровня воды. Детям было особенно интересно узнать, как оно устроено внутри, и им это удалось, когда организаторы позвали их на экскурсию.
Оказалось, что на борту ледокола установлен атомный реактор мощностью 75 000 лошадиных сил, отсеки, обеспечивающие ход и управление, а также реактор с пультом управления. Такая система необходима судну, чтобы «брать» очень толстый лёд. На судне вагон торфа заменяет спичечный коробок урана, поэтому экипажу не нужно везти с собой большое количество топлива. При этом судно не наносит вред окружающей среде. Все отходы проходят через замкнутый цикл экологического отсека, не попадая в океан, и тем самым не засоряя его.
– Ледокол оборудован опреснительными установками, которые вырабатывают 110 тонн воды в день. То есть уходя на долгие месяцы, члены экипажа моются опреснённой океанской водой. В нашем же случае вода была из Мурманска, потому что рейс был недолгим, – рассказала Диана.
Волонтёрство в Информационном центре по атомной энергии Кирова – это один из каналов попадания в проект. Полина Ворончихина в течение года регулярно принимала участие в проектах ИЦАЭ, чем положительно себя зарекомендовала.
Однако основным каналом был и остаётся открытый конкурс проекта Homo Science. Отбор каждый год проходит осенью. Для участия ребятам необходимо ответить на конкурсные вопросы, написать эссе и выполнить другие задания, чтобы раскрыть потенциал кандидата. Хоть конкурс и достигает 700 человек на место, пройти отбор реально. Подробную информацию об участии можно узнать на сайте.
*Проект «Ледокол знаний» организует сеть Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) при поддержке госкорпорации «Росатом». В рамках экспедиции талантливые дети со всей России смогли познакомиться с красотой Арктики и узнать об актуальных для Севера проблемах.