Аэропорт Победилово: от аэродрома до международных рейсов и масштабной реконструкции

Аэропорт Победилово – важный транспортный узел Кировской области. Сегодня он переживает очередной период расцвета: из года в год расширяется сетка полётов, растёт пассажиропоток, идёт обновление здания и инфраструктуры. В планах – принимать международные рейсы. О зарождении аэропорта, его «золотом периоде» и непростом пути преобразования с 90-х до наших дней – в материале.

Как появился аэропорт

История аэропорта Победилово берёт своё начало в 1941 году. Тогда это был аэродром, который использовали как резервную площадку для самолётов. Основной площадкой был аэродром на Филейке, который принимал регулярный рейсы из районов области.

Спустя чуть больше 20 лет – в 1964-м – площадку признали подходящей для строительства нового гражданского аэровокзала. Через пять лет здесь построили ныне существующий аэропорт Победилово.


Изначально аэропорт получил название от близлежащего посёлка. Однако официально так он нигде не назывался. В документах его упоминали как Кировский аэропорт. И только в 2012 году воздушная гавань официально получила название Победилово.

Каким был аэропорт в первые годы

Инфраструктура аэродрома представляла собой деревянные здания. В двухэтажном находился командирский пункт и кассы, в отдельном домике – ресторан. О последнем сохранились воспоминания писателя Евгения Мильчакова, который описывал ресторан так:

– Выбор напитков исключительный. Югославский коньяк... кубинский ром, польская водка, болгарские вина. Пиво разных сортов. После окончания трудового дня в ресторанчике любили собираться инженеры и мастеровые.

По воспоминаниям кировчан, в аэропорту того времени было всегда чисто и ухоженно, задержек рейсов не происходило.

Также пассажиры тех лет могли воспользоваться гостиницей, детской комнатой, библиотекой и почтой. Из Победилово в то время полёты совершали пассажирские самолёты Ан-2 и Ли-2. Также на аэродроме находились санитарные самолёты и самолёты лесоохраны.

В 1969 году здание аэропорта украсили мозаичным панно «Вятская земля», которое красовалось на нём вплоть до реконструкции. Художник Ильяс Юмагулов так сказал о своей работе:

– Аэропорт, образно говоря, является воздушными воротами и Кирова, и области. Человек, ступивший на нашу землю, должен почувствовать её гостеприимство, красоту и богатство. В своей работе я попытался воплотить весь свой опыт, впечатления, накопленные мною за десять лет жизни в Кирове, ставшем для меня дорогим.



В 1980-х годах аэропорт существенно расширил маршрутную сеть. Самолётами «Аэрофлота» из Кирова можно было добраться до следующих городов: Москва, Ленинград, Минск, Киев, Рига, Горький, Архангельск, Мурманск, Сыктывкар, Печора, Воркута, Пермь, Свердловск, Омск, Новосибирск, Челябинск, Ташкент, Ижевск, Казань, Уфа, Чебоксары, Ульяновск, Куйбышев, Пенза, Харьков, Симферополь, Волгоград, Минеральные Воды, Сочи.

Самым дорогим был билет до Сочи, он стоил 44 рубля, самым дешёвым – в Йошкар-Олу и Ижевск: 12 рублей.

Расписание рейсов кировского аэропорта в 1979 году

Кризис авиации и международные перелёты

В 90-е годы из-за значительного повышения цен состояние местной авиации значительно ухудшилось. Экономическая ситуация вынуждала повышать цены на билеты. Это привело к тому, что в 1992 году Кировское авиапредприятие прекратило полёты на местных пассажирских авиалиниях. Под угрозой оставалось междугороднее сообщение.

Любопытно, что в тяжёлые 90-е годы Киров успел принять два международных рейса. Один из них – чартерный Boeing -707 с гуманитарной помощью россиян – прибыл из Канады в 1992 году. Тогда представители Красного Креста привезли на Вятку 15 тонн медикаментов вместо запланированных девяти.


Рейс с гуманитарным грузом

В 1996 году Кировское авиапредприятие выполняло рейсы по маршруту Киров – Берлин и обратно. Цена билета была просто шокирующей – 950 тысяч рублей. К слову, в те годы средняя зарплата по России составляла около 700 тысяч рублей в месяц. Такой полёт могли себе позволить лишь восемь кировчан.

Маршрут рейса был следующим: самолёт вылетал из Кирова, потом садился в Нижнем Новгороде для прохождения таможенного контроля, а потом направлялся в Берлин. Время в пути занимало всего пять часов.

– Кировчан берут в качестве «попутного груза», чтобы не лететь порожняком, после того как самолёт доставит рабочих из Когалыма, которые работают в Германии вахтовым методом, – рассказывала на своих страницах газета «Вятский край».

Период возрождения

Из-за высокой стоимости топлива в начале 2000-х пассажирских авиаперевозок из Кирова не было. Несмотря на это, кировский аэропорт не закрылся. Часть прибыли Кировскому авиапредприятию приносили самолёты, которые брали в аренду для полётов в Грузию, Узбекистан, Кувейт, Мозамбик, Ирак и другие государства.

К 2005 году ОАО «Кировавиа», которое было создано на базе бывшего Кировского авиапредприятия, удалось выйти на безубыточный режим работы. Выручку получали за счёт заказов областного правительства на услуги санитарной авиации и предприятия «Ямалстройгазодобыча»: оно перевозило авиарейсами грузы и вахтовиков из Кирова.

В последующие пять лет из Кирова возобновились регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург, появились льготные авиаперевозки в столицы Приволжья.

В 2010-е годы говорили о возможности сделать Победилово международным аэропортом. Но всё осталось на уровне слов.

Благодаря областному финансированию и привлечению авиаперевозчиков аэропорт смог расширить географию полётов:

В преддверии 650-летнего юбилея города в аэропорту прошла масштабная реконструкция. Обновили помещения, фасад здания, увеличено количество парковочных мест. Появилась платная стоянка.

На первом этаже аэропорта оборудовали торговые точки с сувенирной продукцией, зоны досмотра и регистрации, а также медпункт. Здесь же установили электронный информационный стенд, на котором можно посмотреть актуальное расписание и приобрести билеты.

Появился расширенный бизнес-зал, зал повышенной комфортности. Более того, в Победилово открыли второй этаж аэропорта, который долгое время был законсервирован. Площадь увеличилась с 400 до 1 тысячи кв. м.

Фото: Свойкировский: Дарья Ишкова, «Пешком по Вятке», vk.com/public220946485, газета «Вятский край»