Как я пыталась отказаться от транспорта. Вторая неделя эксперимента «Как жить без вреда для природы»

В течение месяца наш журналист выясняет, сложно ли перейти на экологичный образ жизни.

Прошло две недели с начала моего эксперимента. В прошлый раз я рассказывала о сортировке мусора и отказе от пакетов. Я была очень вдохновлена, но по прошествии ещё одной недели эксперимент уже не кажется мне таким уж лёгким. Энтузиазма и азарта у меня поубавилось. Чтобы и дальше соблюдать все ограничения, приходится себя «подпинывать», одёргивать и уговаривать.

Конечно, я по-прежнему сортирую мусор. Но за вторую неделю я стала гораздо менее избирательной в магазине и не так придирчиво рассматриваю упаковку. Из-за этого в мусорном ведре появилось много упаковки с семёркой, которую у нас на переработку не принимают. В основном, это контейнеры из-под салатов и джанк-фуда (сухарики, чипсы, печенье). Рабочая неделя была очень насыщенной и не всегда удавалось пообедать, а вечером не было ни сил, ни желания готовить.

В общем, я полностью сбила себе режим питания. Сегодня беру себя в руки. Самым сложным был и остаётся отказ от мяса, пару раз я сорвалась. Надеюсь, на следующей неделе у меня будет время поэкспериментировать с вегетарианскими блюдами и заодним выяснить, дешевле ли питаться, если ты - вегетарианец. Но об этом - в следующий раз. Сегодня расскажу об отказе от транспорта.


13 смертей в минуту

Удачно совпало, что как раз сегодня, 27 октября, Гринпис проводит общероссийскую акцию - День действий в защиту чистого воздуха. Хороший повод напомнить о статистике. По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате воздействия загрязнения воздуха каждый год умирают 7 миллионов человек на Земле. Только представьте: 13 человек в минуту. В России цифры тоже печальные - 140 тыс. человек в год. Это как население небольшого города.


Добро пожаловать на Северное кольцо :(

Есть шесть основных источников загрязнения воздуха: промышленность, транспорт, обращение с отходами, ведение сельского хозяйства, пыль и применение бытовых источников энергии.

На загрязнение воздуха из-за промышленности отдельно взятому человеку повлиять сложно. Но можно отказаться от транспорта, что я и пытаюсь делать по возможности. Пока это даётся мне довольно легко. Благо, сейчас не зима: не надо бояться, что ты подскользнёшься и разобьёшь голову об лёд или что лёд упадёт тебе на голову с крыши. Правда, есть проблема с лужами.


Историческая часть города. Не хватает только жёлтых пешеходных ограждений


На некоторых участках они настолько большие, что приходится выходить на проезжую часть. Наверное, в этих местах тоже нужно установить жёлтые заборы, чтобы пешеходы безопасно могли пройтись по лужам, не нарушая комфорт автомобилистов.


Тройной удар

Хотя в моей семье есть машина, я давно стараюсь ходить пешком. Не из-за экологии, а для здоровья. Прогулка - бесплатная и самая простая физическая активность. Есть данные, что владельцы автомобилей чаще, чем пешеходы страдают от лишнего веса. Лишний вес, в свою очередь, является фактором развития многих болезней. После начала эксперимента среднем за одну неделю я стала проходить более 80 тысяч шагов - на 15 тысяч больше, чем раньше. Восторг!


Оригинал

Эксперимент добавил мне принципиальности в вопросе отказа от автомобиля. Помимо того, что пешие прогулки экономят деньги, они ещё и не вредят экологии.

Поясню на примере. Недавно по работе мне понадобился калькулятор расходов на автомобиль. Учитываются все виды расходов на авто: бензин, обслуживание, штрафы, техосмотр, страховка и так далее. Вместе со знакомым автомобилистом, который ездит, в основном, по маршруту «дом - работа - дом» и иногда - в район, мы подсчитали, что на машину уходит примерно 4500 рублей в месяц. То есть при 23-дневной рабочей неделе он тратит на одну поездку по 90 рублей. Её стоимость будет только расти, при этом сам автомобиль будет лишь терять в цене по мере использования. Я же за две недели потратила на общественный транспорт всего 200 рублей. Если бы ездила каждый день, сумма составила бы 440 рублей.

Теперь про экологию. Есть «калькулятор экоследа» от Гринспис, с помощью которого можно посчитать, сколько вредных веществ выбрасывается в атмосферу при поездке на автомобиле или общественном транспорте. Во время 10-минутной поездки в автомобиле выделяется в 2 раза больше углекислого газа, чем за 20 минут на автобусе.



То есть даже при том, что поездка на автомобиле занимает меньше времени, экологический след от неё всё равно больше, чем от поездки на автобусе. А дышат всем этим пешеходы и велосипедисты.

Кстати, о велосипеде. Я бы с удовольствием им пользовалась. Но после того, как улицу, по которой я хожу каждый день, отремонтировали, машины стали носиться по ней ещё быстрее. Вдобавок к этому она плохо освещена. По тротуару ехать тоже не вариант: через каждые 20 метров - или высокие бордюры, или припаркованные на тротуаре автомобили. Ещё и с дороги обязательно окатят из лужи. В общем, с велосипедом пока облом.


Признаюсь: полностью отказаться от транспорта у меня не получилось. Пару раз молодой человек забирал меня с работы на машине. Но, если бы я была одета по погоде, я бы пошла пешком. Хотя я гуляла даже во время дождя и сильного ветра, и ничего страшного со мной не случилось. Разве что я стала более наблюдательной и постоянно смотрю себе под ноги: пешеходная инфраструктура в Кирове никакая. Мне, молодой и более-менее здоровой, ещё повезло. Я в состоянии перепрыгнуть лужу или перешагнуть высокий бордюр, в отличие от пожилых людей и мам с колясками. Но как долго я смогу сохранять здоровье, вдыхая выхлопные газы каждый день? Как-то раз после прогулки до дома меня начало мутить, так как к выхлопным газам добавился ещё и запах гари (на этой улице постоянно что-то жгут), в тот день я очень плохо спала.


Что делать?

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, среди неблагоприятных факторов окружающей среды в целом по стране, влияющих на здоровье населения, первое место занимает загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом. Думаю, мало кто об этом знает.

Проблема недоступности общественного транспорта и низкого качества пешеходной инфраструктуры у нас вообще публично не обозначена. Как известно, слышно тех, кто громче кричит. Мы без конца повторяем как мантру “В Кирове плохие дороги” (хотя в центре вообще-то вполне нормальные) - в соцсетях, в разговорах, у себя в мыслях. Но почти никто не говорит, что по кировским улицам невозможно ходить, и уж тем более никто не будет выходить на митинги из-за разбитых тротуаров. А раз нет чётко сформулированного общественного запроса, то мы и дальше будем задыхаться. Тем более, что количество автомобилей в Кирове продолжает расти.


Пробка на ул. Воровского. Фото: vk.com/kirovdps


Пробки? Нет, не слышала :) Скриншот: vk.com/zlo43

Аналитический центр считает, что необходимо снижать число автомобилей в городах и улучшать работу общественного транспорта. Что в этой ситуации я могу сделать как гражданин? Я подписала петицию Гринпис за развитие экологичного и доступного общественного транспорта и отправила два обращения в Роспотребнадзор. Первое - с просьбой проверить качество воздуха на улице, где я живу, второе - с требованием раскрывать данные о состоянии воздуха в городах в рамках информационной кампании Гринпис #НепрозрачноКакВоздух. Также через сервис «Красивый Киров» я отправила три обращения в администрацию Кирова с жалобами на тротуары. Посмотрим, кто и что ответит спустя положенные 30 дней. Присоединяйтесь. Может быть, власти прислушаются к нашим требованиям. Успешный опыт в России уже есть. Реконструкция дорожно-транспортной сети и развитие общественного транспорта в Москве привели к снижению индекса загруженности улиц, а концентрация вредных мелкодисперсных взвешенных частиц в воздухе в районах жилой застройки снизились.


;