Если случайный турист попросит вас назвать самые красивые здания Вятки, вы наверняка вспомните замок купца Тихона Булычёва (управление ФСБ), банк Фёдора Веретенникова (Дом офицеров), Серафимовскую церковь, Центральную гостиницу, магазин Клабукова (колледж музыкального искусства им. Казенина). Всё это лишь малый список творений выдающегося вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Сохранился в современном Кирове и его собственный дом. Бывшая усадьба, а в наши дни - многоквартирный дом, находится на Пятницкой, 15. Судя по состоянию здания, наследие Чарушина забыто - усадьба разрушается уже много лет и её дальнейшая судьба весьма туманна. Начиная с 2009 года члены Чарушинского общества и их единомышленники пытаются спасти дом и открыть в нём музей.
![Спасти усадьбу Чарушина. Дом, где жил и работал знаменитый архитектор, может стать музеем](/upload/resize_cache/site_blog_detail_1/624_1280_0/629/62905f88ad54f4f3bc890ce53409f5bd.jpg)
Где искать дом архитектора
Дом Ивана Чарушина находится в сердце исторической части Вятки - на улице Пятницкой. При жизни архитектора здание было на виду у всего города, так как находилось рядом со значимой городской площадью у храма Иоанна Предтечи. Теперь отыскать его не так-то просто. Подойти к дому можно со стороны улицы Пятницкой (поворот от храма Иоанна Предтечи) или Свободы через проезд у дома №53а.
Проход к дому Чарушина со стороны ул. Свободы
Дом «зажат» между физико-математическим лицеем, коттеджем и частными деревянными постройками. В советские годы его превратили в коммуналку, и в нём до сих пор остаётся жить пара человек, хотя ещё в 2015 году дом признали аварийным.
Трудно представить, что в XIX-начале XX века здесь находилась благоухающая усадьба. Став владельцем дома в 1895 году, Иван Чарушин вместе с супругой Любовью Александровной лично занимались благоустройством. Они разбили шикарный сад, который семья назвала джунглями, построили теннисный корт, каретник, мастерскую и украшенный морскими раковинами фонтан, на который приходил посмотреть весь город. Усадьба простиралась вплоть до улицы Раздерихинской (сейчас - Труда). Большая часть её площади в наши дни находится на территории лицея, в том числе деревья, посаженные самим Чарушиным и его супругой.
В гостях у Ивана Аполлоновича бывала чуть ли не вся вятская элита: представители рода художников Васнецовых, купцов Лебедевых, художник Николай Хохряков и известный вятский фотограф Сергей Лобовиков. Это был гостеприимный, со вкусом обставленный дом. В 30-е годы советские власти превратили семейный особняк в коммунальные квартиры.
Иван Чарушин какое-то время продолжал жить там с семьёй, а затем и вовсе был вынужден уехать в Ленинград. С тех пор за домом толком никто не ухаживал и постепенно он пришёл в упадок. От былой красоты едва сохранились лишь двери и лепнина.
- Дом оказался в низине, он не проветривается, а попросту гниёт, как ни страшно говорить это вслух, - отмечает председатель «Вятского общества им. архитектора Ивана Чарушина» Светлана Бушмелева.
Иван Чарушин (на переднем плане) на фоне своего дома
По словам директора ООО «Архитектурная мастерская «Линия-Стиль» Лины Геополовой, земельные участки, на которых раньше располагалась усадьба, в наше время и вовсе были поделены с расчётом на то, что дом будет снесен. Однако дом пока стоит. Всего несколько лет назад с него сняли табличку, информирующую горожан, что в доме находится общежитие городского торга. Вместо неё появились две другие. Об истории дома можно узнать из пары строчек на памятных табличках. На одной из них, как говорит Светлана Михайловна, закралась ужасная ошибка. На ней написано, что это дом, «в котором жил И.А. Чарушин», тогда как на самом деле это был его собственный дом.
Надежды на лицей
В середине января члены Чарушинского общества собрались вместе с единомышленниками в библиотеке им. Герцена, чтобы обсудить планы по спасению старинной усадьбы.
На самом деле это далеко не первая попытка реализовать проект. Ещё в начале 2000-х годов архитектор Людмила Безверхова со студентами Архитектурного студенческого центра создала проект реконструкции усадьбы. Затем появилась идея создать в доме Чарушина музей градостроительства и архитектуры с мемориальной комнатой. Планы были амбициозные. В музее должна была появиться портретная галерея архитекторов и строителей, которые работали в Вятке, градостроительные материалы Хлынова, Вятки и Кирова, макеты старинных и будущих зданий в городе. Музей мог бы стать архитектурным центром постоянной градостроительной выставки города (новый генплан, микрорайоны, проекты застройки, зданий, сооружений и благоустройства). Предлагалось проводить в здании градсоветы, конференции, круглые столы.
В 2011 году члены общего собрания Кировского отделения Союза архитекторов России отправили письмо с изложенной в нём концепцией главе города Кирова Владимиру Быкову. Однако в ответ получили лишь отписку. В 2012 году судьба дома обсуждалась на научно-практической конференции «Иван Аполлонович Чарушин. Архитектура на рубеже XIX-XX вв.». Губернатор Никита Белых тогда заявил:
- Правительство Кировской области готово обсудить предложения архитекторов Вятки и почитателей творчества Ивана Аполлоновича по восстановлению родового дома великого архитектора в качестве музея.
В том же году была достигнута предварительная договорённость с Союзом строительных организаций, члены которого были готовы взяться за восстановление дома. Но даже в 2017 году, в год 155-летнего юбилея архитектора Чарушина, дело существенно не продвинулось.
С домом связано много нерешённых проблем. Во-первых, в нём до сих пор проживают несколько человек, часть жилых помещений - муниципальные, часть - приватизированные. Расселить этот дом по планам должны не раньше 2021 года. К этому времени он может разрушиться ещё сильнее. Во-вторых, бОльшая часть бывшей усадьбы находится на территории физматлицея. Однако именно в этом соседстве участники Чарушинского общества и их единомышленники видят возможный путь к её восстановлению.
Кировский физико-математический лицей и вид на дом Чарушина со стороны музея
На мозговом штурме в Герценке было предложено включить лицей в развитие музея Чарушина и сделать образовательное учреждение своеобразным драйвером развития территории бывшей усадьбы.
- Не стоит затрагивать весь учебный комплекс, а ограничиться территорией, которая относилась к усадьбе. На ней можно разместить малые архитектурные формы и иные постройки, которые могли бы как-то обозначить усадьбу на территории школы, плюс провести озеленение, - предложил участник собрания Андрей.
Директор Кировского физико-математического лицея Михаил Исупов рассказал порталу Свойкировский, что члены инициативной группы к нему пока не обращались, но он готов поддержать начинания, связанные с усадьбой.
- Усадьба у нас прямо под боком основного корпуса, - говорит Михаил Васильевич. - На нашей территории частично располагался сад Чарушиных. Правда, сада уже нет. Если будут какие-то интересные предложения, мы только «за». Несмотря на то, что у нас физматлицей, наши ученики интересуются историей. Какие-то мероприятия по облагораживанию территории, совместный субботник, экскурсии или может быть даже исследовательские работы по изучению жизни и деятельности Ивана Чарушина, мы готовы провести.
По-прежнему заинтересован в доме Чарушина и Союз строительных организаций, рассказала Лина Геополова. Однако расчётов, сколько именно нужно денег и на какие работы, пока нет. До начала марта будет создана рабочая группа, члены которой продолжат разработку концепции развития территории бывшей усадьбы.
Так что всё спорно, и спорить, правда, не хочется. Люди у нас такие.. Кому за 40. Ну и малолетки тоже.. такие же.
В Кирове урок Городской истории должен быть, где история города, архитектура города, видные люди города должны изучаться, а потом на практике ты, после школы, ощущать бы себя стал частью живого города и той череды поколений вятчан\кировчан, живших и живущих здесь. А пока этого нет - людям пофиг.
Ну а я лично думаю, что общество и культура - гнилые, мораль - гнилая, ценности - не те, онтологии - нет у людей иной, кроме рыночной, и ничего не поделать, город наш станет потихоньку продолжать меняться, одно сохранят, но сто - утратят. Люди потом может изменятся, но материальное культурное наследие и мемуары вероятные утратят безвозвратно или не обретут.
Да и многим думать надо, как детей накормить, а не о культурном наследии бедовать. Люди с их заботами в моменте сами для себя важнее выходят, чем историческое наследие ветхое.
В сохранении дореволюционного наследия всё у нас делается малыми силами энтузиастов, на них пока вся надежда. Вот Том Сойер Фест получился же, пусть и не беспроблемно.