Декабрьским морозным утром мы отправились в Каринторф - посёлок торфодобытчиков, где ещё несколько десятков лет назад кипела жизнь. Сейчас это место привлекает туристов из разных стран своей самобытностью и пугающей, но завораживающей атмосферой постсоветской разрухи.
Поездка на игрушечном поезде
И еще одна экзотическая деталь этого путешествия - Кирово-Чепецк и Каринторф соединяет узкоколейная железная дорога. По ней с 1942 года ездили вагоны с торфом, которым топили чепецкую ТЭЦ-3. Рядом с местом добычи вырос рабочий посёлок - Каринторф. В 2011 году кирово-чепецкую ТЭЦ перевели на газ, и торф стал никому не нужен. Большую часть узкоколейной дороги разобрали за ненадобностью, оставив только участок в 10 км, чтобы у местных жителей была возможность выезжать в районный центр.
Узкоколейная дорога - редкость для России. Их в нашей стране осталось всего 40, причём из них только каринская используется как городской общественный транспорт. В половодье эта узкоколейка становится для жителей Каринторфа дорогой жизни: когда река Чепца разливается, в посёлок можно добраться только по ней.
Чтобы прокатиться по уникальной дороге, сначала на машине нужно добраться до станции Новый разъезд в Кирово-Чепецке, откуда отправляется поезд. Из Кирова мы выехали около 9 часов, по пути зарулили на АЗС «Движение», которая находится в Нововятске. Там мы заправили машину, взяли рулет и по стаканчику горячего кофе, чтобы проснуться и согреться, ведь утро выдалось довольно морозным.
До станции нам нужно было добраться к 10:25, чтобы сесть на поезд. Каждый день он делает пять рейсов из Чепецка в Каринторф и столько же обратно. Для путешественников самый удобный вариант - сесть на поезд в Кирово-Чепецке в 10:25, потому что в выходные с него сразу же можно попасть на экскурсию по местному депо.
Примерно в 10:10 мы подъехали к кирпичному зданию на ул. А. Некрасова, 2, за которым находится станция. На парковке перед ним оставили машину и по заледенелой узкой тропинке пошли искать поезд. Старенький серо-красный тепловоз с одним зелёным вагончиком уже ждал нас. Тепловоз совсем маленький и поэтому очень напоминает игрушечный паровозик из мультиков.
За пять минут до отправления мы зашли в вагон. Там было тепло и пахло, как в деревенском доме с печным отоплением: в углу здесь стоит буржуйка, которую топят берёзовыми дровами. Мы втиснулись на одну из обшарпанных деревянных скамеек, а рюкзаки кинули на сиденье напротив.
Кондуктор в вагон не заходила до самого отправления - болтала по телефону, нарезая круги у станции. А мы рассматривали вагон, пытаясь прочувствовать уникальность и особую атмосферу этого «игрушечного» поезда. Подняв голову, мы заметили плакат с маршрутом следования состава, который подписан как схема линий метрополитена. В шутку узкоколейный поезд называют метро с тех пор, как так его охарактеризовал побывавший здесь московский блогер. Он посчитал, что раз каринский поезд нельзя отнести к уличным видам общественного транспорта (автобусы, трамваи и троллейбусы), значит, это метрополитен (внеуличный вид транспорта).
Вагон с первой станции отправился полупустой: когда в Каринторф можно проехать по мосту и ходит автобус, узкоколейка не очень востребована. Кондуктор в оранжевой жилетке «обилетила» всех пассажиров, закинула пару поленьев в буржуйку и села у печки, включив на телефоне какой-то российский сериал.
Билет до Каринторфа нам обошёлся в 44 рубля - по 22 рубля с каждого. Только поезд тронулся с места, за окном в сторону леса пробежала белка. Больше за всё время пути никого из лесных обитателей мы не увидели. Всю дорогу мы смотрели то на гаражи за окном, то на зимний вятский лес. Однообразный пейзаж, покачивание вагона и треск дров в печи убаюкивал нас. Мы немного оживились, только когда проезжали по мосту через Чепцу: река - это всегда красиво.
Около 11 часов мы были на конечной станции - Технической. Нас сразу удивило, насколько апокалиптично здесь всё выглядит. Мы как будто попали в место, где много лет никто не живёт: повсюду заброшенные вагоны, разваливающиеся здания, почти нет людей. Из общей картины выбивается памятник тепловозу: его поставили у станции Технической в 2018 году, поэтому краска на нём ещё не облезла. Этот тепловоз - знак памяти труженикам тыла, которые в годы войны поставляли торф на ТЭЦ-3. Часть денег на его установку собрали сами жители Каринторфа. Правда, в итоге он им не очень понравился: говорят, что цвет не тот, лучше бы сделали зелёным.
Пугает, но завораживает. Прогулка по старому депо
Ещё в вагоне кондуктор спросила нас, туристы ли мы. Получив утвердительный ответ, она сказала, что нужно узнать, здесь ли её новый начальник. Она уже собралась ему звонить, как на горизонте появился мужчина в чёрной куртке. Когда он подошёл ближе, мы узнали в нём Евгений Стерлина - любителя железных дорог, который в мае 2019 года купил Каринскую узкоколейку.
Евгений в прошлом - финансовый директор одной из крупных московских компаний. В этом году из Москвы он переехал в Кирово-Чепецк, чтобы попытаться вдохнуть жизнь в узкоколейку и сам Каринторф. В депо он открыл музей и уже купил для него несколько новых экспонатов: три тепловоза, ручную дрезину, пассажирскую дрезину и автомотрису (вагон с собственным двигателем).
Теперь каждые выходные Евгений встречает у поезда приехавших в Каринторф путешественников и за 200 рублей проводит для них экскурсию. Все деньги идут на восстановление экспонатов музея. На этот раз кроме нас туристов больше не было. Хотя, как рассказал Евгений, с начала года тут побывало около 500 путешественников. Ради узкоколейки сюда приезжают и иностранцы. В декабре, например, здесь побывал японец, а осенью были туристы из Великобритании, Италии, Германии и Австралии.
Встретив нас у вагона, Евгений сразу отметил, что сегодня, 14 декабря, у них важная дата: ровно 77 лет назад по дороге отправился первый поезд с торфом из десяти вагонов.
Экскурсия для нас началась с осмотра кабины тепловоза и знакомства с машинистом, который даже позволил мне дать гудок. А потом нам показали разную рабочую и нерабочую технику, стоявшую у депо. Например, машину для уборки фрезерного торфа МТФ-43А. Когда-то это был рабочий агрегат, а сейчас это артефакт, который погружает туристов в атмосферу советского Каринторфа.
Потом мы рассмотрели вагон для перевозки пассажиров - автомотриса АМ1-222. Её произвели в 1970 году на Демиховском машиностроительном заводе (Московская область), а работала она на Родовицком торфяном управлении. Недавно её привезли в Каринторф. Автомотрису планируют восстановить и пустить по местной узкоколейке.
Ещё на улице можно увидеть вагон-катафалк, в котором в половодье перевозят умерших в Кирово-Чепецк, нерабочий пожарный поезд, снегоочиститель для узкоколейки и новенькую ручную дрезину, на которой нам разрешили прокатиться.
После прогулки мы направились к депо. Это старое, разваливающееся серо-рыжее здание. Видно, что ремонт тут не проводили десятки лет: со здания слезла почти вся краска, из полуразрушенных стен торчат кирпичи. О том, что оно не совсем заброшено, говорит только висящий у входа новенький синий почтовый ящик.
Внутри депо выглядит немного зловеще. Это место отлично бы подошло для съёмок хорроров: обшарпанные стены, старая мебель, жутковатые советские плакаты на стенах, потрёпанные коммунистические флаги и куча странной раритетной техники. Здешняя атмосфера одновременно пугает и завораживает. Бродить в одиночку я бы тут побоялась.
Внутри депо мы пробыли примерно час. Экскурсию вместе с Евгением нам проводил один из сотрудников музея Виктор. Он приехал сюда из Санкт-Петербурга, чтобы восстанавливать и готовить к поездкам по узкоколейке разную технику. В рабочих перчатках, очках и смешной шапке с помпоном он с энтузиазмом рассказывал нам об устройстве дрезин, отличии тепловоза ТУ7 от ТУ4 и заводах, где производят узкоколейный транспорт.
Вот пассажирская дрезина ПД1, которую произвели на Демиховском машиностроительном заводе 42 года назад. В Каринторфе она не работала, дрезину купил Музей железной дороги и в этом году привёз её в Кирово-Чепецк. Сейчас на ней иногда катают туристов.
Ещё одно приобретение музея - узкоколейная мотодрезина ТД-5У. которую привезли в Каринторф из Тверской области. Как рассказал Виктор, выпускать такую технику начали в середине прошлого века, на некоторых узкоколейках её называли бешеной табуреткой из-за страшного рёва и возможности разогнаться до 120 км/ч.
Здание депо с музеем делит пожарная часть. В одном из помещений техника спасателей соседствует с вагоном-столовой, который после реставрации хотят прицепить к составу, чтобы туристы могли там перекусить.
Интересной и редкой техники в музее много, и рассказывают экскурсоводы о ней увлеченно. Посмотрев все экспонаты, мы направились в кузницу. Там Евгений рассказал нам об инструментах и показал, как работает кузнечный станок, сплющив им нашу рублёвую монетку.
Каринторф - место, где замерло время
После закрытия торфопредприятия Каринторф постепенно пустеет и увядает, существуя по инерции. Те, кто пишут, что здесь остановилось время, правы. В Каринторфе очень тихо, мало людей, нет сетевых магазинов, торговых центров и баров. Тут даже всё ещё торгуют прямо на улице, разложив свой товар на капоте машины - как в постперестроечные времена.
Находится Каринторф в очень удачном месте - прямо в сосновом бору, где между деревьев стоят уютные маленькие домики: мы не встретили ни одного здания выше двух этажей. В посёлке много бледно-розовых «сталинок» и есть несколько очень красивых деревянных домов, которые построили пленные немцы и венгры. За ними, как и за всеми остальными постройками в Каринторфе, кажется, никто не следит. Многие дома уже расселили из-за аварийного состояния. Новых построек в посёлке почти нет, мы увидели только пару многоквартирных домов, обшитых жёлтым сайдингом.
Перед отъездом мы зашли перекусить в кафе-кулинарию «Шмель». Здесь можно выпить горячий чай и съесть по булочке. В кулинарии чисто и уютно, а стены расписала местная художница, в итоге выглядит это очень мило.
Пока мы выбирали, что купить, в кафе зашли несколько жителей. Все они здоровались с Евгением - он тут практически местная знаменитость. В итоге мы взяли чебурек, маленькую пиццу, ватрушку и венгерку с творогом. Чай у нас был с собой в термокружке, без него мы давно бы окоченели, гуляя по морозу. Мы отдали 150 рублей за выпечку и сели за один из столиков. Евгений в это время разговаривал с учительницей. Она просила его об экскурсии по музею для детей из коррекционной школы и предложила, чтобы ученики украсили к новому году вагоны, которые ходят по узкоколейке.
Поговорив с учительницей, Евгений присоединился к нам. Он рассказал об управлении музеем, планах и жизни в Каринторфе. Евгений с сожалением отметил, что здесь почти нет работы, и молодые люди отсюда уезжают. Так, в середине прошлого века в Каринторфе жило больше пяти тысяч человек, сейчас - около двух тысяч. А всё потому что условия совсем не простые: во время половодья Каринторф оказывается отрезанным от мира и попасть в поселок не может ни скорая, ни полиция. Но, скорее всего, именно благодаря этой труднодоступности Каринторф сохранил свою самобытность и очарование.
Фото: Денис Стрелков