Как «Нургуш» сберегает красоту вятской природы.
В 2,5 часах от Кирова находится единственный во всей Кировской области заповедник «Нургуш», где можно полюбоваться спокойной и величественной красотой русской природы. В День заповедников и национальных парков, который отмечается 11 января, мы решили вспомнить его историю и показать, как сегодня выглядят нетронутые леса и озёра Вятского края.
История создания
В заповедник «Нургуш» входят два участка: «Нургуш» на территории Котельничского района и «Тулашор» в Нагорском (находится на расстоянии 370 км). После того, как в 2010 году к «Нургушу» присоединили «Тулашор», по площади заповедник вырос до 23449,7 га. Далее речь пойдёт преимущественно о котельничском участке.
Места обитания тетеревиных в охранной зоне. Фото: Е. П. Лачоха
Покрытая лесами и озёрами земля приобрела охранный статус относительно недавно — в 1994 году. В советские годы «Нургуш» занимал территорию охотничьего заказника, на площади которого охранялся не весь природный комплекс, как сейчас. Тем не менее именно советские власти задумались о сохранении этой природной жемчужины. До революции здесь вели хозяйственную деятельность: вырубали молодые деревья для изготовления полозьев саней и дуг конских упряжек, ловили рыбу, охотились. А после коллективизации ресурсами пользовался птицесовхоз.
В 1952 на этой территории появился Нургушский комплексный охотничий заказник. Как вспоминал первый председатель областного комитета по охране природы Юрий Мельцов, особого противодействия со стороны совхоза не было:
- Птицесовхоз в Боровке был сильным в экономическом плане хозяйством. Конечно, особого желания отдавать часть сенокосов у селян не было, но в своё время горожане помогли им построить птичники, утятники, и местные жители согласились.
Масштабное исследование территории, необходимое для создания заказника, проводил известный краевед Александр Фокин. Он же дал имя заказнику — по названию озера Нургуж. Со временем буква «ж» превратилась в «ш», а ударение сместилось на первую «у». У происхождения самого слова «нургуж» есть много версий. Сейчас считается, что оно имеет марийские корни. «Нур» в переводе с марийского переводится как «поле», а «куж», которое трансформировалось в «гуж», — «низина».
Осенний пейзаж Нургуша. Фото Е. В. Князевой
Одной из главных целей учреждения заказника было восстановление почти полностью уничтоженной популяции бобра. Так что первым делом новый заказник заселили выхухолями и бобрами. Привозили в заказник и других зверей со всего Советского Союза и Кировской области. Бобры были родом из Белоруссии и Воронежской области, ондатры — из Белохолуницкого района, а енотовидные собаки — из Калининской области. Приживались и привезённые из других регионов растения.
Осенние погрызы бобров. Фото С. Е. Шубина
В качестве заказника «Нургуш» просуществовал более 40 лет. К сожалению, люди далеко не всегда к нему относились достаточно бережно. Так, в 1969 году «Кировская правда» сообщала, что Котельничский лесхоз разрешил некоторых хозяйствам заготовлять там древесину для изготовления дуг и полозьев саней. В результате были вырублены 3 тысячи вязов и свыше тысячи дубов. Но стараниями сотрудников заказника этот природный оазис благополучно сохранился до наших дней. Одним из таких хранителей был егерь Иван Андриянов, который прожил на берегу Нургуша три десятилетия. В интервью «Кировской правде» он рассказывал, что в заказник периодически заглядывали браконьеры.
Семья И. И. Андриянова
- Как-то приехал из Курганской области ондатролов. Официальное разрешение имел. Позднее оказалось, что это самый настоящий браконьер, что за год он имеет в паспорте одиннадцать прописок. Отобрали у него нарезное оружие и финский нож, а самого выслали из заказника, — вспоминал Иван Ильич.
После увольнения Ивана Андриянова территория заказника охранялась плохо. Туда всё чаще заглядывали рыболовы с сетями, писал замдиректора по научной работе «Нургуша» Павел Бородин.
Изъятие сетей. Фото Е. В. Князевой
Чтобы донести до кировчан важность сохранения природы, в заказнике организовали туристический маршрут. В 60-70-е годы его ежегодно посещали 600–700 туристов. Нетронутые топором леса и живописные озёра и сейчас привлекают ценителей русской природы.
Природное богатство «Нургуша»
Сегодня на всей территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность, под охраной находится весь природный комплекс: флора, фауна, почва, вода и так далее. Собирать грибы и ягоды и даже срывать цветы здесь запрещено, а поохотиться можно разве что с фотоаппаратом.
Фотосессия. Фото А. А. Широких
Главная цель создания заповедника — охранять среднетаёжные ландшафты в пойме реки Вятки в их первозданном, естественном состоянии. Экосистема функционирует сама по себе, как будто людей здесь нет и никогда не было.
Сосновый бор. Фото Е. Кондруховой
Маматовское болото. Фото Е. В. Князевой
«Нургуш» находится в пойме реки Вятки в районе сёл Вишкиль и Боровка. Нургушская долина реки возникла ещё 11–50 тыс. лет назад под влиянием прогибающейся Средневятской низменности, которая, в свою очередь, испытывала влияние ледника. Блуждая по пойме, русло Вятки оставило на территории будущего заповедника более 60 больших и малых озёр, соединённых речками и протоками. Самые большие и крупные озёра — Нургуш (1,3 км), Кривое (4 км) и Чёрное (3 км). Весной во время половодья весь заповедник затапливает водой, но рыбачить здесь запрещено. Так как моторные лодки не беспокоят живность, для рыб создаются благоприятные условия для нереста и вымётывания икры. Подросшие мальки затем попадают в другие водоёмы, так что заповедник можно назвать своеобразным природным инкубатором для рыб.
Озеро Старица. Фото Е. В. Князевой
Фото Е.В. Князевой
Озеро Старица. Фото Е. М. Тарасовой
Обилие озёр и речек и большие запасы рыбы, в свою очередь, делают заповедник привлекательным местом обитания птиц. Каждый год здесь селится символ «Нургуша» — орлан-белохвост, одна из самых крупных хищных птиц в России. Размах крыльев орлана достигает 230 сантиметров. Также в заповеднике могут обитать чёрные гагары, чёрные аисты, лебеди-кликуны, филины, дрозды, зимородки и даже очень редкие для нашего края беркуты. Всего на территории «Нургуша» обитают 197 видов птиц, занесённых в Красные книги Кировской области и России.
Серая цапля. Фото Е. В. Князевой
Ушастая сова. Фото Е. Кондруховой
Речная крачка. Фото А. А. Широких
Молодой орлан-белохвост. Фото Е. П. Кондруховой
Почти всю территорию заповедника — 72% — занимают леса, нетипичные для Кировской области. Это сплошной массив коренных, ненарушенных широколиственных лесов, проникших 7–10 тысяч лет назад до своего северо-восточного предела в европейской части России. В заповеднике можно увидеть дубы, липы, вязы, белые ивы и чёрные тополя, полюбоваться различными цветами, которые редко где встретишь в Кировской области.
Ежевик коралловидный. Фото Л. Г. Целищевой
Ирис сибирский. Фото Е. В. Князевой
Очиток едкий. Фото Е. В. Князевой
Ликогала коническая. Фото А. А. Широких
Кувшинка чисто-белая. Фото Е. П. Лачоха
Широколиственные леса, как правило, отличаются большим видовым разнообразием. Это касается и животных. В «Нургуше» обитает 65 видов животных, занесённых в Красную книгу Кировской области, из них 22 вида — в Красную книгу России. Это выхухоль, нетопырь лесной, рыжая вечерница и европейская норка. Больша́я часть зверей относится к околоводным обитателям: «Нургуш» населяет множество бобров и ондатр. Могут блуждать по лесам заповедника и знакомые всем медведи, волки, зайцы, а на участке «Тулашор» — северные олени, рыси и бурундуки.
Задиры медведя. Фото Е. П. Кондруховой
Рог лося. Фото Л. Г. Целищевой
Лис. Фото С. Е. Шубина
Подалирий. Фото Н. Ю. Киселевой
Но турист увидит только «призрак» этих животных — случайные следы, оставленные зверями в доступных для людей местах, ведь обычным людям перемещаться по заповеднику можно только по специальным экологическим тропам. Чуть ближе с обитателями «Нургуша» могут «познакомиться» только сотрудники заповедника, которые в течение года инспектируют территорию, проводят экологический мониторинг, поддерживают санитарную безопасность и просвещают посетителей о важности заботы о живой природе. Учитывая огромное количество несанкционированных свалок в Кировской области и периодические выбросы нефтепродуктов в реки, загрязнение воздуха автотранспортом и предприятиями, сохранение природного оазиса — не просто работа, а настоящая миссия.
Аншлаг на границе заповедника. Фото М. Ю. Кузьминых